СПОРТ«Настоящее приключение для настоящих машин и настоящих мужчин»,— таков рекламный девиз «Кэмел Трофи». И надо сказать, это тот редкий случай, когда текст рекламы полностью соответствует сути «продукта».лось бы , с рок не так ужи велик. Но он достаточен, чтобы всерьез проверить себя. Ведь по сути, «Кэмел Трофи» —... традиционный международный эксп еримент на выживание. Два первых дня после старта по традиции отводятся «специальным заданиям», то есть серии тестов на ориентирование, у мение водить ма шину по резко пересеченной мест ности, с мекалку , ф изическую выносливость и т. д. Задания эти должныпродемонстрировать участникам, с чемжеим придется столкнуться уже непосредственно на маршруте . Сразу скажу , что выступление рос сийской команды оставило тут двой ственное впечатление: Николай иЮрий отлично проявили себя в тех заданиях, г де требовалась хорошая физическая подготовка . В этом нет ничего удивительного, ведь первый из них — альпинист, а второй увлекается стокилометровымидажесуточ н ымбегом . Неплохо справлялись наши ребята ис тестами на знание материальной части автомобиля. Л ихо заменяли амортизаторы , п ереборто вывали колеса... А вот когда дело доходило , собственно, д овожде ния — возникали трудности . И это вполне объяснимо : к сожалению , «лэнд-роверы», к оторые находились в распоряжении российского оргкомитета «Кэмел Трофи», оказались далеко не сиголочки , и ребятам вместо того , чтобы ездить, чаще при -в. ГЕСКИН, заместитель главного редактора газеты «Спорт-экспресс» Фото А. Гуревнчамае этого года состоялся очередной, уже четырнадцатый, «Кэмел Трофи». В горах иджунглях малайзийской части острова Борнео (на наших картах его чаще называют Калимантаном) участникам международного командного приключения на «лэнд-роверах» п ри шлось показать все, На что способны они сами и их машины . Конвой экспедиции состоял из тридцати «лэнд-роверов»: 16 национальных экипажей (все на «лэнд-роверах-дискавери») и 14 экипажейпод д ержки (в основном на «дефендерах»). В каждой из машин — по четыре участника. В состав российского экипажа входили два водителя из Санкт-Петербурга — г орныйгид Николай Шустроеисотрудникреклам н ого агентства Юрий Строфилов, а еще два москвича-журналиста — Сергей Трофименкои автор этих строк. О «Кэмел Трофи» в последнее время у нас пишут много , но, увы, далеко не всегда точно. «Кэмел Трофи» — не гонка и не ралли, это имен но командноеприключение , к огдаорганизаторами выбирается макси мально сложныймаршрут где-нибудь втропиках . Вот этот-то маршрут , о бычно он составляет около 1600 ки лометров, и нужно преодолеть52 ЗА РУЛЕМ 9/93s^-.y iL:к онвою . Н епременно всем вместе, помогая друг другу. М ожно , конечно, вырваться вперед и приехать на фи ниш на день-два раньше других , но никакой славы это не принесет, а наоборот — п озор . Только — ВМЕСТЕ. Н еслучайноодин из трех призов , и, в озможно , самый престижный , вручаемый по окончании «Кэмел Трофи», называется «Тим спирит», то есть « К омандный дух». Л юбопыт но, что его лауреатов определяют сами участники. Итак, Борнео, малайзийский штат Саба. Нам предстояло описать гигантс коекольцо : стартовав из города Кота-Кинабалу, спустя шестнадцать дней финишировать там же . Каза-ходилось ремонтировать машины. Ну а затем конвой углубился вджунгли . М не довелось участвовать в «Кэмел Трофи» у жев третий раз (таково преимущество журналиста, находящегося в машине, п ередводи т елем — тот может лишь единожды участвовать вприключении ) , и я видел джунгли Танзании (1991 год) и Гайяны (1992 год ) . Тут же все было совсем по - д ругому . Не простоджунгли — но какая-то невероятная зеленая стена, сквозь которую не пройти и не продраться без мачете. Очень важная деталь: в «Кэмел Трофи» всегда используютуже сущ ествующиедороги , чаще всего — забытые или лесовозные. Новую к олеювджунглях не прокладывают, чтобы не наносить вреда природе . П ричем — и это было спецификой нынешней версии «Кэмел Трофи» — все происходило в горах. Горы, м еждупрочим , достаточно высокие, во главе со своей королевой , вершиной Кинабалу — 4101 метр . Представьте себе: размытая, скользкая, глинистая дорога , с одной стороны — обрыв, пропасть, к оторой , кажется, нет конца, а сдругой — зеленая стена джуНглей, почти отвесно уходящая ввысь. Эти глинистые серпантины доставили нам немало неприятных минут — ведь влюбое мгновение машина могла соскользнуть буквально в тартарары. А если учесть, что через каждые несколько сот метров встречались промоины , а то ипро валы, м ожно представить, каково при ходилось участникам на маршруте . Раз промоина — стало быть, н ужно строить мост . П отом еще один , еще. Бывали дни , к огда наводить мосты приходилось по двадцать слишним . р аз ! И никогда не знаешь, в ыдержитсооруженный тобой настил или нет. Чуть было не упал вместе с машиной вглубокий провал один из руководи телей-координаторов «Кэмел Трофи» М аркДэй : разве можно было пред положить, что огромное , м етрв диа-Пожалуй, с амымтрудныммо м ентом «Кэмел Трофи»-93 был тот, к огдамы пробивались креке Кинабатаган. Пробивались — в прямом смысле. Д орогу , по которой мы ехали, давно уже никто не использовал, и экипажам передовых машин приходилось рубить бамбукивысокую траву, чтобы продвигаться вперед. Сгустилась ночь. И тут возникла очередная промоина — не то прудик , не то речка — воды по грудь. А когда передовой итальянский «Лэнд-ровер» подъехал ксамомукраю обрыва и включил прожекторы , оказалось, что в воде этой рядомс ребятами, устанавливающими бревна, плавают две черно-желтые змеи метра по три каждая... В ту ночь река Кинабатаган так и осталась для нас неприступной. Д оро га — или скорее ее подобие — вдруг пошла резко вниз, по валунам, дальше снова промоина , п ричемв виде каких-то неимоверных ступенек, и тут жерезкийподъем вверх, п ричемсповоротом . В темноте тут проехать не было никаких шансов. Д аи сил у экипажей уже не осталось — и мы заснули кто прямов наших машинах (хоть не передать, что там внутри в это время творилось — в перемешкумокрые канаты, м айки , фляги, к ом пасы...), кто на крышах. Наверху все-паж оказался лишь четырнадцатым. Жаль, ведь потенциально они могли рассчитывать на куда более высокое место. Что ж , остается надеяться, что будущимэкипажам из России повезет больше. А пока мы искренне поздра вили с победой вобщем зачете американцев, первенствовавших в специальных заданиях французов ика нарцев, ставших лауреатами приза «Тим спирит».м етре , бревно, использованное в качестве основания очередного моста, вдруг переломится, словно прутик . А как только твоя машина преодо лела препятствие — давай, водитель, ж ми на газ изо всех сил. Конвой от стает от графика! Эта погоня за ско р остью была рискованным занятием. Так, на одном из коварных поворо тов не заметили выбоины и перевернулись голландцы. Машина пострадала довольно сильно, а вот они , к счастью, отделались испугом . Да имы , признаться, в этом же месте едва избежали беды : слава Богу, Ю ра Строфилов, к оторыйв это время был за рулем , сумел приземлить наш «Дискавери» точнехонько на четыре колеса.таки прохладнее, зато был риск стать жертвой пиявок, которых вокруг на деревьях было видимо-невидимо... Впрочем, случались, конечно, и тихие, спокойные вечера, к огдамымогли позволить себе роскошьраз бить палатки на берегугорнойречки , попробовать половить рыбу, вскипятить на примусах воду и пить чай, ведя неторопливый разговор сгреками или американцами , швейцарцами или японцами. «Кэмел Трофи» — это еще ивозможность общения с замечательными парнями со всего света. А потом пришло время заключи тельной серии специальных заданий. О днако как ни старались Юрас Колей улучшить положение , российский эки У же определено, где пройдет «Кэмел Трофи»-94. Тем, к ому удастся преодолеть сито сначала национальных, а потомимеждународного отборов, предстоит стать участниками поистине невероятного автомобильного приключенияв горах, д жунгляхи пустынях ЮжнойАмерики . Они побывают сразу в трех странах: старт будет дан в Парагвае, а затем конвой отправится на запад — через Арген тину к чилийскому городу Антафагаста. О дин только перепад темпе ратур чего стоит — от плюс пятидесяти до минус двадцати! Но разве это может современных искателей ний? остановить приключе53ЗА РУЛЕМ 9/93