нимален, п ри такой скорости значительно увеличивается сопротивление движе н ию . П оэтомуи путевой расход топли ва значительно возрастает, так что на практ ике эта скорость не является эконо мичной. К акоежеположение занимает стрелка эконометра при самых выгодных условиях? О но , к онечно , зависит от конкрет н ого двигателя иприбора , но осредненно установлено, что у автомобиля « М оск вич-2141» э кономичной работе двигателя соответствует положение стрелки штатного эконометра от середины белой зоныдо начала красной ( о нопоказано на рисунке штриховкой). Выходит, что руководству по эксплуатации надо следовать вэтомпункте «с точностьюдонаоборот » . При работе двигателя в новой зоне ( н азовем ее «синей») он расходует топлива меньше , ч ем при работе в зеленой зонешкалы , так какоднуи ту жемощность , н еобходи м ую для движенияв реальных условиях, в первом случае двигатель развивает пригораздоболее низких оборотах , ч ем во втором . Следовательно, м ожно включить болеевысокую , а стало быть, и « э кономичную » передачу. Как можно использовать на практике нашу поправку? Если при движении стрелка экономет ра находится в «синей» з оне , передача выбрана правильно. Если стрелка эконо м етра располагается в зеленой или первой половине белой зоны, для экономии топлива желательнопереключиться на высшую передачу ( к онечно , если при этомобороты двигателя не упадут ниже1500 — 2000 об / м ин ) . Если стрелка эконометра ушла далеков красную зону, следует включить низшую передачу (если при этом обороты двигателя не превысят 4500 — 5000 об / м ин ) . При движениис постоянной скоро с тью на пятой передаче стрелка эко н ометра , к онечно , м ожет находиться ив первой половине белой , и дажевзеле ной зоне , на остальных же передачах при этом целесообразно включить высш ую передачу. Пытаться «загнать» стрелку эконометра из зеленойзоныв « с инюю » педалью акселератора, ф орсируяразгонбольшенеобходимого , не следует, так как при этом вместо экономии получится пере расход топлива. Здесь верно правило: лучшее — враг хорошего . А вот если стрелка эконометра оказалась далеко в красной зоне , о собенно при низких оборотах двигателя, то необходимопереключиться на низшую передачу или, если возможно , у меньшить газ, так как впротивном случае вероятна нежелательная перегруз ка двигателя ивозможновозникновениедетонации . Д алековкрасную зону стрел ку допустимо «отпускать» лишь на ко р откоевремя , н апример , при маневре, о бгоне или резком разгоне, да и то, если обороты двигателя достаточно высоки (2500—3000 вминутуи более). О днако бесплатных пирожных не бывает, и, ч тобы снизить расход топлива, п риходится больше работать — чаще пер еключать передачи и смириться сощуще н ием , что машина менее послушна (на высших передачах она ленивее, ч ем на низших, р еагирует на педаль газа). При возможности , к онечно , стоит использовать накат иторможение двигател ем , к оторое на новом «Москвиче», и ме ю щемэкономайзерпринудительного холостого хода (ЭПХХ), т акже дает эко н омию топлива. Использование высших передач прид вижениив «синей» з оне не толькопомогаетсэкономитьбензин . Износ большинства агрегатов двигателя в системах смазки , о хлаждения , з ажиганияи т. д.), зависит не столько от нагрузки , с колько от оборотов коленвала. Д ажекривошип но-шатунный и газораспределительный механизмы значительно больше страд ают от высоких оборотов , чем от наг рузки . Поэтому можноутверждать , что, предпочитая высшие передачи низшим , вы темсамым продлеваете ресурс дви гателя. Заезды показали, что при движении в потоке по свободной трассе со скоростью 70 — 9 0км / ч в соответствии с этими рекомендациями (стрелка в основном в «синей» зоне) экономится до 10 % топлива по сравнению со «свободным» движением (стрелка эконометра — в белой и зеленой зонах). Указанный методпригоденвпервуюочередь для равномерногодвижения , но имможно пользоваться и при ускорении . Во время разгона старайтесь удерживать стрелку эконометра в «синей» зоне при помощи педали газа, производя переключения в зависимости от желаемой интенсивности разгона : при «вялом» п ереклю чаться можно, достигнув 20002500 об / м ин , или умеренном — 2 500 — 3500, при интенсивном — 4000 об / м ини выше. После того , к актребуемаяско рость достигнута и вы перешли на равн омерноедвижение , ч етвертую или пят ую передачу можно включать после третьей или дажевторой . Однако заезды в центре Москвы не дали какого-либо снижения расхода по отношению к «свободному» движению и езде в соответствии с «Руководством по эксплуатации». Объяснение в том, что в условиях города с частыми остановками, продолжительным ожиданием на светофорах ив пробках, куда больше, чем стиль вождения, на расход влияет техническое состояние автомобиля. М ожнопредположить , что экономия топлива по сравнению со « с вободным » д вижением будет тем больше, чем легче условия ездыи выше средняя скорость транспортного потока (до определенного предела, к онечно ) . Интересно отметить, что большинство опытных водителей интуитивно, не глядя на эконометр , п оддерживаютрежим работы двигателя в «синей» з оне , о собен но при разгоне . О днакои начинающий водитель, используя предлагаемый здесь стиль, б ыстро привыкнет кповедению автомобиля ивдальнейшемсможетпод держивать экономичныйрежим , едва глядя на эконометр . Таким образом , задача выбора наиболее экономичногорежимавдорожных ситуациях, рассмотренных в начале статьи ив большинстве других случаев, все желегко решается посредствомэконометра . К управлениюавтомобилем «с оглядкой » на этот приборлегко привыкнуть. Хочется обратить внимание еще на один любопытный факт. В двигателе 331.10 при частоте вращения от 2500 до 3500 об / м иноптимальномукрутящемумоменту соответствует начало открытия вторичной камерыкарбюратора ( в озмож но, это характерно и для других двигателей смеханическимприводомвторич ной камеры ) . Это позволяет приблизи тельно определять оптимальный режим , оснастив привод вторичной камерыкар бюратора контактом, включающим какуюнибудь дополнительнуюлампочку или све-т одиод на панели приборов . Правда, этот способ определениянаивыгоднейше го момента дает большуюпогрешность как при низких оборотах двигателя ( п о с кольку вторичная камера открывается при значительно большеммоменте ) , так и при высоких (здесь крутящиймо мент достигает оптимальной величины при значительном открытии заслонки вторич ной камеры ) . П оэтому при движении на пятой передаче с постоянной ско р остью , к огдав большинстве случаев двигатель работает на низкихоборотах , н ужно пользоваться эконометром , хотя при разгонелампочкаможет быть нагляднее. На двигателях спневматическимприво д ом вторичной камеры ориентироваться на момент ее открытия невозможно, п осколькувакуум для этого привода «забирается» не во впускномколлекто ре, а из диффузорапервичнойкамеры , где он зависит не только от нагрузки двигателя, но ив значительной мере от скоростиего вращения. Что сказать в заключение? Э кономич ный стиль езды — не какая-то сверхтрудная задача. П рактическикаждыйвсо стоянии его освоить, и чемскорее это будет, т ем быстрее вы ощутитерезуль тат — э кономию .КОВАРНЫЙ ВРАГ МОТОРАДвигатели отечественных легковых автомобилей, выпущенные в последние двадцать лет, как правило, рассчитаны на бензин АИ-92, АИ-93. У иномарок требования к октановому числу нередко еще выше. М еждутем низкооктановое топливо (А-76) доступнее и дешевле, поэтому многие владельцы используют его, нередко без каких-либо переделок в двигателе. Однако надо иметь в виду, что иу АИ-92, АИ-93 фактическое («дорожное») октановое число зачастую бывает ниже обозначенного. Какими последствиями чревата эксплуатация мотора на неподходящем бензине, как избежать этих бед, рассказывает наш давний автор кандидат технических наук А. Д МИТРИ ЕВСКИЙ. Использование бензина, октановое число которого не соответствует конструк тивным особенностям (прежде всего, степени сжатия) д анного двигателя, в ызы вает аномальные — неправильные, идущие сотклонениями — п роцессысгора ния: детонацию, грохот, доискровое воспламенение (калильное зажигание). Работа двигателя в таких условиях при водит, как правило, к печальным итогам : л омаютсяперемычки на поршнях между канавками для колец , п рогораетпро кладка головкицилиндров , о бгораюти выходят из строя свечи зажигания , а еще оплавляется или прогорает поршень, появляется «сыпь» (эрозия) на поверх ности камеры сгорания, п рогорают выпускные клапаны. П ричем такое случается иу опытных водителей, к оторыеутверждают , что не допускали длительной работы моторасдетонацией . Каковы жепризнакииособенности этого коварного врага двигателя? Д етонацией называют сгорание с очень высокойскоростью (1200—1300 м/с) П О ЗА РУЛЕМ 9/93 39