следней, с овсемнебольшой части заряда смеси , как правило, наиболее удаленнойот свечи. Это явление возникает на низких и средних частотах вращения коленча т ого вала, п оэтомудовольно хорошо прослушивается — в виде звонкихметал лических стуков , по традиции ( н ооши б очно ) приписываемых поршневым пальц ам . По мере удаления фронта пламени от свечи растут давление итемпература оставшейся части заряда. В ней разви ваются химическиереакции , с пособствую щ иепочти , м гновенномусгоранию . На малых оборотахвремяподготовки смеси к взрыву увеличивается, соответственно возрастают требования к октановому числу. Этот жефактор — в зрывоподоб ное сгорание какой - т о части заряда — о пределяетповышенную склонность кдетонации двигателей сбольшим диам етромцилиндров , в которыхфронт пламени движется дольше. У большей части современныхмото р ов степень сжатия выбрана так, ч тобы на небольших оборотах (1000—1500 об / м ин ) детонация начиналась бы не при наивыг однейших углах опережения , а при тех, что соответствуют некоторому ( д о 10 % ) п адениюмощности . На среднихи высоких оборотах (2500 об / м ини выше) д вига тель не должендетонироватьпри ' о пти мальном опережениизажигания . Это достигается подбором характеристики центробежного автомата, к оторыйизме няет уголопережениятакимобразом , ч тобы оставался запас ( 2 — 4 ° ) д о появления детонации — на случай использования бензина, ф актическоеоктановое число которогонижеуказанного , или измене ния температурногорежима двигателя. Познакомившись с основными причинами, вызывающими детонацию, пер ейдемктому , как от нее избавиться. Если она возникла вследствие изменения условий эксплуатации ( и з - з а увеличения нагрузки ) или после заправкинизко о ктановымбензином , н ужно «подвинуть» х арактеристикуцентробежного автомата так, чтобы во времяразгонаприполнойнагрузке двигателя слышался бы только слабый детонационный стук. Д елают это при помощиоктан - к орректора (на двига телях АЗЛК , З МЗ , З ИЛ ) или поворотом корпуса распределителя, предварительно ослабив егокрепление (двигатели ВАЗ сцентробежно - в акуумнымавтоматом ) . На моторах «жигулей» первого поколения, с распределителембезвакуумного автомата, есть октан - к орректор , к оторыйпо ворачивает площадкусконтактамипре рывателя, но на небольшойугол . П оэтому иногда и здесь приходится поворачивать корпус прерывателя. П осколькукулачок прерывателя вращается вдвое медленнее коленвала, п о ворот корпуса прерывателя, скажем, на 5° соответствует смещению угла опере ж ения на 10°, а установка слишкомпоздне го зажигания (после ВМТ взонеминималь ных оборотов ) р езко повышает темпе р атуруотработавших газов. В результате обычнопрогорают клапаны, появляются трещиныввыпускномколлекторе . Поэтому, заправив высокооктановыйбензин , сразу верните прерыватель висходное положение. Правильность установки зажигания лучше всего проверитьстробоскопом . В дви гателях с классической системойзажи гания можно воспользоваться вольтметр ом или лампой - п робником , п одключив ее кодному из контактовпровода , с оеди н яющегокатушкуспрерывателем . Последовательность операцийпроверки , у ве р ены , х орошо известна читателям. 40 ЗА РУЛЕМ 9/93А что произойдет , если залить низко о ктановыйбензини не изменять исход н огоположения прерывателя? В таком случае водитель начинает разгонспри к рытойдроссельнойзаслонкой , стараясь, ч тобыпринизкой частоте вращения ко ленвала не возникла детонация . О днакоунекоторых двигателей характеристикацентробежного автомата опереженияпро текает слишкомкруто , п оэтомудетона ция может проявиться на средних обо ротах, с оответствующихскорости50 — 80 км / ч . Это можетпроизойтиипри частичных нагрузках , если слишком рано вступит в работу ваккумный автомат (например, из-за поломки пружины, у меньшения ее жесткостии т. п.). При движенииспостояннойскоростью , к огданагрузка на двигатель невелика, д етонации , как правило, нет. Однако стоит нагрузке увеличиться, н апример на крутомподъеме , — послышится характер ный стук: п риходится включать низшую передачу. При той жемощности двигатель станет работать на более высоких оборо тах применьшемнаполнениицилиндров , то есть взоне , л ежащей за пределамидетонации . О днакорасход топлива увели чится, так что при снижениинагрузки следует вернуться на более высокую передачу. Н еобходимопомнить , что даже «остор ожная » езда на низкооктановомбензине без соответствующейрегулировкиопере ж ения ведет к повышенному износу двигателя, у худшениюэкономичностиидинамики (вплоть досоздания аварийных ситуаций). А главное — это реальная опасность вывести двигатель из строя . Если приходится то и дело использо вать разные сорта топлива или смесь А-76 и АИ-93, а также если поступающийв продажу бензин заметно различается величиной « д орожного » о ктанового числа (в одних случаях — с добавкой тетраэтилсвинца, в других — б ез нее, АИ-92 или АИ-93 и т. п.), ц елесообразно установить электронныйоктан - к орректор . О н позволяет изменять угол опережения зажигания переключателем на панели прибора , добиваясь бездетонационной работы мотора. К орректорывыпускают различных ти пов в зависимости от того , для какой системы зажигания (классической тиристорной , б есконтактной ) они предназна чены. При покупкеприбора следует обра щать внимание на то, соответствует ли он системе зажигания вашего автомо биля. О некоторыхприборах рассказывал журнал «За рулем » (1989, № 9; 1990, № 6; 1991, № 1). В продаже появляются новые модели корректоров, поэтому ограничимся общими рекомендациями по их применению . Чтобы выбрать наивыгоднейшийуголопережения после заправкибензином , о ктановое число котороготочнонеиз вестно, выберите ровный участок шоссе и, в ключивIV передачу, на скорости30 — 40 км / ч нажмите педаль акселератора до отказа, разогнавшись до80 — 9 0км / ч . Если детонация прослушивается вширо к ом диапазоне скоростей (15 км / ч ибо лее), п ереключателемприбора установите более позднийуголопережения . Д ви гаясь дальше, в удобныймоментповто рите проверку — и так до тех пор , пока при разгоне станет возникать лишь легкая детонация вдиапазонескоростей5 — 10 км / ч . Если приследующейзаправке залили высокооктановыйбензин , снова увеличьте угол опрежения зажигания, чтобы исключить перегрев двигателя иперерасходтоплива, улучшить динамику . П ризнаком правильной установки угла и здесь служит кратковременно возникающая детонация. Электронные устройства особенно удобны для тех автомобилей , на которых нет октан - к орректора ( « Ж игули » , и мею щ ие распределитель свакуум - р егулято р ом ) , п осколькубез них каждаяпод регулировка опережения зажигания занимает довольномноговремени .РЕГУЛИРУЕМ ГЛАВНУЮ ПЕРЕДАЧУВ предлагаемой статье инженер А. С МИРНОВ рассказывает о диагностике неисправностей и регулировке главной передачи (редуктора) заднеприводных «жигулей», «нив», «москвичей», начиная с модели -407 (с 1961 г.), далее -408, -412, -2140, а также ИЖ-2125, -2715. Материал рассчитан на читателей, обладающих навыками слесарно-сборочных работ иумею щих пользоваться точными мерительными инструментами. Если придвиженииавтомобиля стали слышны посторонние звуки, в озможно , о ни — п ервоепроявлениекакой - л ибо неисправности. О дин из солистов оркестра неприятных звуков — главная передача, «пение» к оторой заканчивается иной раз аварией на дороге . Но даже если послед ствия не столь печальны, возвращаться домой на буксиретоже радости мало . Устройство редукторов заднеприводных « ж игулей » и « м осквичей » п оказано на рис. 1, а, б, в. К онструкция этих агрега тов за десятки лет производства (у « м оск вичей» с гипоидной главной передачей — с 1961 г.) не претерпела существенных изменений . На «москвичах» п режних вып усковмогут встретиться иные подшипни к и , р азборнаякоробка (чашка) д ифферен циала, п о - д ругомузафиксирована гайка ведущейшестернии т. п. О днакометодыдиагностики неисправностей ирегулиров к и узлов одинаковы . Одно предупреждение: автомобили разных модификацийи разных лет выпуска оснащали главными парамисразличны м ипередаточными числами (о « Ж игулях » с м . ЗР, 1990, № 5). Если передаточное число шестерен отличается от штатного , соответственно изменяетсяитягово - э ко номическая характеристика автомобиля, а показанияспидометра перестанут соот ветствовать действительности. Прежде чем демонтировать редуктор, убедитесь, что шумитименно этот узел . Р екомендуем разогнаться на ненагруженномавтомобиле со скорости 20 км / ч при м ернодо 90. Прислушайтесь кразличнымшумами заметьте скорость , п рикоторой они появляются и исчезают. Потом отпустите педаль газа изатормозитеавтомо биль двигателем . П окаходзамедляется , п родолжайте следить, как изменяется шум , прислушайтесь, к огда он заметнее . Затем повторите заезд. Ш ум , к оторый вы слышали лишь один раз, исходит не из редукторазаднего моста. И нтересующие нас звукивозникаютиисчезаюткаждый раз на одних и тех жескоростях . Если они появляются на скоро стях свыше 50 км / ч иуровень их возрастает при разгоне , то часто это указывает на износ зубьев шестерен главной пары. З аметим , что диагностировать причину неисправности по звуку довольно трудно , она может оказаться совершенно прозаи ческой: н апример , плохо затянуты болты крепления колес или мал уровень масла вкартере . У «Жигулей» ( р ежеу других машин) такое случается при погнутых балках заднего моста. Редуктор при этом обычно не страдает. Поэтому наш совет: внимательно осмотрите задний мост, п ро верьте уровень масла, з атяжку колесных болтов и... сделайте еще пару заездов, п реждечем решиться снять редуктор . Проверьте машинуврежиме наката. Разгонитесь до 90 км / ч и выключите дви гатель. (Будьте осторожны , не заприте ру левой вал!) О кончательно удостоверьтесь, что повышенный шум исходит от главной передачи: п однимите ведущие колеса, запустите двигатель ивключите четвертую передачу. Теперь легко разобраться, какой из агрегатов шумит . О днако неприятные звукивозникают не только при движении по прямой , но и на поворотах, поэтому послушайте машину и на этом режиме . Чтобы вам легче было ориентироваться, причины неисправностей сведены в таблицу. О пределить , что именно случилось, иногда удается, лишь осмотревредуктор . Д ляэтого придется его демонтировать. П реждечем приступить к работе, п о заботьтесь об инструменте. Для правильной регулировки зацепления и натяга подшипников главной передачи необхо д иминдикатор часового типа. Бывает, что регулируютибез него, о днако это удается лишь высококвалифицированным специалистам, да и те не всегда добиваютсяжелаемого результата. Понадобятся гаечные ключии гири (или другойгруз , масса Рис. 1. Редукторы заднеприводных автомобилей ВАЗ («Жигули», «Нива») и АЗЛК («Москвич-412», -2140): а — редуктор «жигулей» в сборе с балкой заднего моста (разрез); б — вид редуктора «жигулей» со стороны ведомой шестерни; в — редуктор «москвичей» выпуска до 1984 г.: 1 — балка заднего моста; 2 — стопорная пластина; 3 — регулировочная гайка; 4 — подшипник дифференциала; 5, 11, 13, 28 — болты; б — крышка подшипника дифференциала; 7 — сателлит; 8 — ведомая шестерня; 9 — полуось; 10 — прокладка; 12 — шестерня полуоси; 14 — картер редуктора; 15 — регулировочное кольцо; 16 — распорная втулка; 17 — передний подшипник ведущей шестерни; 18 — сальник; 19 — шайба; 20 — фланец; 21 — гайка; 22 — маслоотражательная шайба; 23 — ведущая шестерня; 24 — задний подшипник ведущей шестерни; 25 — ось сателлитов; 26 — опорная шайба; 27 — коробка (чашка) дифференциала; 29 — штифт оси сателлитов; 30, 31 — регулировочные прокладки; 32 — прокладка пробки маслоналивного отверстия; 33 — пробка. С января 1984 г. регулировочные прокладки 30 и распорная втулка 16 в редукторы «москвичей» не устанавливают.1011242322201921323325 7 12 28 2ЬЗА РУЛЕМ 9/93 41 которого известна). Специальный инструмент будет описан ниже. Теперь, когда инструмент подготовлен, приступаем к демонтажу редуктора (см. ЗР, 1987, № 1 1 ; 1991, № 11). Напомним основные операции. Сначала тщательно очистите задний мост от грязи и слейте из него масло. Это лучше сделать сразу после поездки, пока оно горячее и быстро вытекает из картера. Потом выдвиньте из заднего моста полуоси (не полностью, достаточно на 150 — 2 00мм ) и внимательно осмотрите их подшипники. Ш ум , вызванный дефектами подшипников, трудно отличить от шума редуктора — последний может оказаться исправным. После этого отверните болты, крепящие карданный вал к фланцу (см. рис. 1), отведите отсоединенный конец в сторону, положите его на пол или подвесьте на бечевке (проволоке) к кузову автомобиля. Отверните болты 11 и выньте редуктор из балки 1 заднего моста. Установите ремонтируемый узел в тиски, зажав его за одно из ребер картера 14. Перед разборкой проверьте, есть ли метки на крышках 6и прилегающих к ним поверхностях картера редуктора. Постели под подшипники 4 дифференциала обрабатываются на заводе, когда крышки уже привернуты к картеру, поэтому менять их местами нельзя. При отсутствии меток нанесите их (керном, чертилкой). Потом отверните гайку 21 , придерживая фланец 20 специальным ключом. Если ключа нет, застопорите ведущую шестерню, установив скалку из цветного металла или мягкой стали одним концом в окно коробки 27 дифференциала; другой конец обоприте на фланец картера 14. На автомобилях «Москвич», выпущенных до 1984 года, применялись несамоконтрящиеся гайки. Чтобы ее отвернуть, отогните от граней гайки кромки шайбы. В другом варианте бородк ом ( м ожно зубилом) удалите из паза на резьбовом конце вала (см. рис. 1, в) замятую в него часть кромки гайки 21 . Затем отверните болты 28, снимите стопорные пластины 2, ослабьте болты 5 крышек 6 подшипников дифференциала и выверните регулировочные гайки 3. Потом отверните болты 5, снимите их с картера вместе с крышками 6, а затем выньте из постелей сам дифференциал в сборе с ведомой шестерней 8и подшипниками 4. Если подшипники роликовые (конические), постарайтесь не уронить и не перепутать их наружные кольца. Предположим, подшипники годны к дальнейшей эксплуатации (отсутствуют трещины или следы усталостного выкрашивания на кольцах и роликах), тогда при сборке установим их на прежние места. Если обнаружены дефекты, з аме ните детали новыми. Проверьте состояние шестерен 8и 23 главной передачи. Если на зубьях хотя бы одной из них видны сколы, трещины, следы усталостного выкрашивания металла или неравномерного износа, то замените НЕИСПРАВНОСТИ РЕДУКТОРА ЗАДНЕГО МОСТАих новыми. Ведомые и ведущие шестерни на заводе подбирают в пары таким образом, чтобы шум при работе был минимальным. Поэтому заменяют шестерни главной передачи только комплектом. Если при движении автомобиля на поворотах редуктор заднего моста чрезмерно шумел, то придется разобрать дифференциал. Для этого выбейте ось 25 сателлитов (на «Москвиче» сначала удалите штифт 29, показанный на рис. 1, в), проверните шестерни 12 полуоси, чтобы сателлиты оказались напротив окон коробки 27 дифференциала, после чего выньте все шестерни и шайбы 26. Дефектные детали замените годными. Собирают дифференциал в обратной последовательности. Чтобы проверить состояние остальных деталей, резиновым или деревянным мо лотком выбейте ведущую шестерню 23 вместе с внутренним кольцом подшипника 24 из картера редуктора. Удары наносите по резьбовому концу, а шестерню придерживайте за зубчатый венец. Ф ла нец 20 и сопряженные с ним детали (см. рис. 1, в) останутся в хоботе картера. Теперь можно их демонтировать. Проверьте состояние деталей, замените неисправные годными и соберите ре дуктор, предварительно смазав его части тонким слоем минерального масла, лучше ТАД-17И (или новыми сортами ТМ5-18, ТМ5-18ИХП). О сборке узла читайте в след ующем номере журнала.Причина неисправностиСпособ устраненияПостоянный шум при работе заднего моста Балка заднего моста деформирована Износ шлицевого соединения полуосей и шестерен Неправильная регулировка, износ или повреждение шестерен и (или) подшипников редуктора Недостаточно масла в картере Замените балку. (Выправить деформированную можно только на специальном оборудовании) Замените изношенные детали Замените поврежденные детали, отрегулируйте зазор в зацеплении, преднатяг подшипников Восстановите уровень масла. Очистите сапун от грязи. Если уровень уменьшается, проверьте, нет ли утечки через сальники, прокладки, сварные швы. Загерметизируйте место течи или замените дефектные детали, при необходимости подтяните болты крепления редуктора к балке мостаШум при разгоне Износ или неправильная регулировка подшипников дифференциала -i Демонтируйте редуктор, замените поврежденные детали, отрегулиНеправильно отрегулировано зубчатое зацепление главной передачи j руйте зазор в зубчатом зацеплении, преднатяг подшипников Недостаточно масла в картере См. предыдущий раздел Шум при разгоне и (или) торможении двигателем Износ или разрушение подшипников ведущей шестерни ) Замените поврежденные детали, отрегулируйте зазор в зубчатом Неправильный боковой зазор между зубьями шестерен главной пере-/ зацеплении, преднатяг подшипников дачи Повышенный шум при движении накатом (по инерции) Недопустимо большой зазор в подшипниках ведущей шестерни из-за износа подшипников или ослабление гайки крепления фланца Неправильный боковой зазор в зубчатом зацеплении главной передачи Подтяните гайку крепления фланца. Отрегулируйте преднатяг подшмпников. Дефектные детали замените Отрегулируйте боковой зазор, преднатяг подшипников дифференциалаШум при движении на повороте Тугое вращение сателлитов на оси, задиры на ее рабочей поверхности") Небольшую шероховатость можно зачистить мелкозернистой шкури"| к шерох! Заедание шестерен полуосей в коробке дифференциала f кой. Если дефект не удалось устранить, замените поврежденные дета> ° й . Если дефект не J ли Неправильный зазор между зубьями шестерен дифференциала Отрегулируйте зазор (под шестерни можно устанавливать прокладки) или замените изношенные детали Стук при троганье с места Увеличенный зазор в шлицевом соединении вала ведущей шестерни с фланцем Увеличенный зазор в зацеплении шестерен главной передачи Износ отверстия для оси сателлитов в коробке дифференциала Замените фланец, при необходимости вместе в шестернями главной пары. Отрегулируйте зазор в зубчатом зацеплении и преднатяг подшипников Отрегулируйте зазор Замените коробку дифференциала, отрегулируйте зазор в зубчатом зацеплении и преднатяг подшипниковПримечание. Повышенный шум при равномерном движении, разгоне и при поворотах может быть вызван также дефектами подшипников полуосей. 42 ЗА РУЛЕМ 9/93