ВЫ КУПИ ЛИ «ЗАПОРОЖЕЦ»В июльском номере журнала А. ТЕРКЕ ЛЬ, бывалый владелец «Запорожца», рассказал, как защитить его узлы от хищения и каким инструментом целесообразно дополнить штатный комплект. Завершают материал советы по уходу за кузовом и ходовой частью.Всем уже известно, что сразу после покупки автомобиля надо обработать дни ще и закрытые полости антикоррози о нным составом. Тем, к то захочет сделать это своими силами, р екомендуем книгу Ю . А. Ш ангина «Восстановление лакокрасочногопокрытиялегкового автомобиля» ( М . , Транспорт, 1987). Особых отличий в проведении этих работ у « З апорожца » от других автом обилей нет, а вот вероятность про никновения влаги в различные закры тые места у него намного выше. Это объясняется в равной степени конструк тивными недостатками инизким качеством изготовления автомобиля. Поэтому наряду сантикоррозионнойобработкойнеобходимо исключить или хотя бы умень шить доступ влаги в салон, б агажник , скрытые полости кузова. Д ля этого нужно добиться, чтобы двери закрывались плотно. Как? Д остаточ но немного ослабить винты защелки , р асположеннойвстойке кузова, и, постучав по защелке, сдвинуть ее всторо ну салона. Затем затянуть винты ипо пробовать закрыть дверь. О перацию повторять до тех пор , пока дверь не будет плотно закрываться. Чтобы сохранить такуюрегулировку надолго, р екомендую изготовить упор проставку и приклеить его , поместив меж ду защелкойиотбортовкойдверного проема. П роем двери « З апорожца » уплотнен по двумконтурам — н аружномуи внутр еннему . Но в отличие от автомобилей другихмарок внутренний уплотнитель в сечении имеет формускобы , к ото рая надевается на отбортовкупроема , по существу, служа защитой от пореза ее острымикраями . К рометого , м еждувнутренним уплотнителем и поверхностью закрытой двери на длинном участке есть щель. Н ередко вода попадает в салон вверху двери . О смотрите уплотнитель: п овреж денный лучше заменить новым . В крайнем случае можно снять старый и наклеить его другойстороной . Если уплотнитель исправен, проверьте, плотно ли прилегает дверь кпроему . Местные неплотности можно устранить, п одложивпод уплотнитель кусочки листовой резины . К огда дверь не прилегает на большом участке, возможно, она перекошена. В этом случае надо ее выправить — упереться коленомв середину и сильно потянуть на себя за верхнюю часть (стекло должно быть опущено ) . Иногда виновницей попадания воды в салон оказывается опора багажника на крыше . Вода, скапливающаяся вже л обкекрыши , как по направляющей, стекает под уплотнение и капает в салон. М ожно исправить такое положение , надев на лапку небольшой щиток из жестисуклоном наружу. Д ругой способ надежнее герметизи ровать дверной проем — установить до полнительный уплотнитель на втором контуре . Его можно взять от машины другоймарки или просто использовать резиновуютрубкуподходящего диаметра. Если во время дождя вода просачивается из-под щитка приборов , с корее всего, не держит уплотнитель ветрового стекла. Д ля устранения течи заложите меж ду стекломикромкой уплотнителя специальный герметик , п родающийсяв магазинах (в крайнем случае, несохнущую замазку или пластилин). Это надо де лать, оттягивая кромку резиновой детали уплотнителя. Ш татного уплотнения бывает недостаточно ивбагажнике . Во время дождяпод его крышку через щели может попасть вода. П режде всего, надо попро бовать ввернуть глубже штырь замка, чтобы крышка закрывалась плотнее. Если не помогло , закройте щель полосой листовой резины , п рикрепив ее кперед ней части крышкибагажникаподмол дингом. Обратите внимание на стык крыла скузовомунижнего угла ветрового стекла. Если и там обнаружите щель, з амажьте ее пластилином. Но если вода все же проникла в сал он , сделайте все, чтобы она там не задерживалась. Очень важно поддерживать открытыми отверстия для слива воды из порогов . Иначе последние заполнятся вод ой , которая будет вытекать в салон. Есть две щели для слива — в передней и задней части порогов . Иногда найти их бывает трудно , если деформированы края порогов . Проведите рукой по боко вой поверхности кузова снаружиусамого низа, и вы ощутите небольшой выступ. Под ними располагается щель. Засунув туда проволоку , прочистите ее. Если проволока не входит, расширьте щель отверткой . Вода, которая попадает в салон под коврик , наверняка достигнет и задних си дений. Чтобы этого не случилось, п ро мажьте герметиком угол междуполом V- и вертикальной стенкой основания заднего сиденья. В подержанном автомобиле вода может проникать другим путем — через щели (или дыры) в арках задних колес, закрытых спинкой заднего сиденья. Чтобы их обнаружить , оторвите от арки приклееннуюрезиновую полосу. Внимательно осмотритепротивошумо вые коврики . Если в их полиэтиленовые чехлы попадает вода, заклейте или заме ните их. Д ля удобства контроля за со стоянием пола резиновый коврик лучше разрезать пополам по линии опорперед них сидений. Теперь обратим внимание на колеса. У «Запорожца» больше, чем у других машин, причин, по которым нарушаются углы установки колес ипреждевремен но изнашиваются шины. Если автомобиль подержанный , то вид протектора шины может подсказать, что надо делать. Н апомним общие положения . При отрицательном значении схожде ния или развала колес изнашиваются внутренние дорожкипротектора , при положительных значениях — наружные. Выяснять по характеру износа, виновато схождение или развал, смысла нет, п осколькуу «Запорожца» известные излитературы признаки проявляются не так четко. Это связано стем , что быстроизменяющиесязазорыв кулаках, рычагах подвески и подшипниках служат дополнительными причинами износа про тектора. Наиболее характерен для колес «Запор ожца » износ внутренней дорожкипро тектора. Значит, н ужно увеличить развал исхождение . Если нет возможности сделать это на СТО, р екомендуем воспользоваться способами, п редложеннымивин струкции по эксплуатации или вжурна ле «За рулем» (1992, № 2). Но прежде чем заниматься такой регулировкой , нео бходимо , по крайней мере , подтянуть поворотные кулаки иподшипники колес. В « З апорожце » следует уделять внимание изаднимколесам . Практика пока зывает, что даже на новом автомобиле схождение задних колес часто не соответствует норме . Что же говорить о старых, у которых добавляется деформацияры чагов подвесок и опорных площадок кузова. В отличие от передних колес схож дение задних — не общее для обоих, а определяется отдельно для каждого . Поэтому и износ укаждого свой. Поскольку на СТО нет стендов для ре г улировкисхождения задних колес, п рихо дится прибегать кдомашнему способу, рекомендуемому инструкцией. Напомним его суть: и змеряют разность расстояний между натянутой нитью ( с мещеннойосью автомобиля) и боковой поверхностью задней шины в двух диаметрально проти воположных точках — спереди и сзади от центра колес. Нить натягивают от бо ковой поверхности переднего колеса до кубика, установленного на боковойпо верхности заднего колеса за его центр ом . Толщина кубика равна половине разности между колеями передних изад них колес. Если расстояние от нити до передней боковой поверхности заднего колеса отличается от размеракубика не более чем на 2ммв ту или другую сторону — с хождениевнорме . С ледующий узел, к оторый требует вним ания , — рулевой механизм, вернее, его крепление кбрызговику . Это традици онно слабое место « З апорожца » , поэтому не дожидайтесь, пока вы вэтом убедитесь на своем опыте. Советую сразу заменить винт М10Х55 более длинным , чтобы притягивать рулевой механизм не винтом, а навернутой на него гайкой . Тогда резьба вкорпусе механизма со хранится. И не вздумайте выкручивать винт, чтобы проверить уровень масла в картере механизма, как это рекомен дует инструкция. Лучше периодически доливайте туда масло наугад — с запасом. Если же автомобиль старый и резьба вкартере механизма слабая, придется нарезать резьбу М12 и подобрать подхо дящий винт или сделать скобу , как ре комендовал журнал «За рулем» (1992, № 7). И еще советую доработать заслонки термостатов двигателя, как описано в ЗР (1991, № 5). Работы на полчаса, а польза большая — двигатель не будет перегре ваться. В озможно , не все приведенные реко мендации вам пригодятся, ведь хотя производство и массовое, но, слава Богу, не каждыйэкземпляр автомобиля страдает сразу всеми упомянутымидефек тами. О днако вовремя сделанная про филактика предупредит появление серьезных неисправностей, бороться ското рыми гораздо труднее. ЗА РУЛЕМ 9/93 47