ДЛЯ ВАС п ВАШЕЙ МАШИНЫКОММУТАТОРЫ ИЗ ТИРАСПОЛЯЕще не забыто время , когда название этого прибора заставляло вздрагивать владельцев ВАЗ-2108, -2109 первых лет выпуска. Кто мог тогда гарантировать, что он прорабо тает исправно 5000 или хотя бы 1000 километров? П отом появились коммутаторы 3620.3734 иной кон с трукции , более надежные. Два-три года назад их делали еще мало, а потребность была велика. Тогда инициативу в выпуске дефицитной продукции подхватили специализированные на электроникепред приятия, конверсионные заводы и кооперативы. В ассортименте предлагаемых приборов заметно выделялись по своим техническим и эксплуатационным показателям коммута т оры , выпущенные на базе тираспольс кого завода «Изолит» (ЗР, 1989, № 8; 1990, № 11). Они были сделаны на основе цифровых микросхем очень про грессивной тогда конструкциии назывались «цифровые коммутаторы зажигания». Редакция провела долго в ременные испытания одного из таких приборов и дала ему высокую потребительскую оценку: за два года эксплуатации коммутатор не давал сбоев ни водном из режимов работы мотора . Времена меняются : к онверсион ные предприятия вновь занялись выгодным бизнесом — производством оружия , кооперативы — торговлей. А в Тирасполе выделилось специализированное научно-производственное предприятие — «Бонд-Электрон ик » , п родолжающее поиск, разраб откуи производство на своем уни кальном оборудовании надежных коммутаторови электронных систем зажигания для всех отечественных легковых автомобилей. Новые типы коммутаторов созданы на базе последнего поколения специализированных микросхем имощных транзисторов, по новой гибридно-пленочной технологии. Их выс окие технические качества провере ны ведущимв этой отрасли НПО «Автоэлектроника», ВАЗом и МеМЗом. Электронные изделия из Тирасполя решают теперь и такие задачи: как «приспособить» м отор под низко октановый бензин А-76 или залитый на трассе суррогат, мало похожий на АИ-92, б ез снижения степени сжатия или вращения «трамблера» для установки позднего зажигания. Благодаря встроенным вприборыэлектрон ным октан - к орректорамможно на ходу установить бездетонационный режим работы двигателя. В арсенале фирмы «Бонд-Элек6 За рулем № 10 троник» у же сегодня есть цифровой коммутатор зажигания ЦКЗ - 1 М (фото 1) для автомобилей ВАЗ-2108, -2109, «Таврия» и других , использующих датчик Холла в распределителе зажигания. К роме перечисленных до стоинств, надежности и хороших технических характеристик, о тметим его компактность — он в два раза меньше штатного. Вероятно, эти коммута т орыскоро будет использовать ВАЗ для своей программы . М одификация этого коммутато ра — Ц КЗ - 1 М - О К (фото 2, 3) со встроенным октан - к орректором . Его установка в машине займет всего лишь несколько минут. А вот совсем новое: ц ифровой двухканальный коммутатор зажигания ЦКЗ-2К — для малознакомых пока автолюбителям машин смикро п роцессорной системой зажигания (часть выпуска ВАЗ-21083, -21093 и -21099). Тираспольцы позаботились о «здоровье» м оторови выпускают ЦКЗ-2К-ОК — т оже двухканальный, по скорректором . Производители автомобильной электроники не оставили без внимания и владельцев «жигулей», «москвичей», «волг», «запорожцев» — тех, на чьих машинах обычное, классическое зажигание смеханическим прерывателем. Для них делают электронную систему зажигания ЭСЗ-2М-ОК (фото 4) — т оже , как ясно из индекса, с октан - к орректо р ом . Преимущества ее втом , что она работает стабильно, б ез изменений параметров, в течение очень длительн ого периода. Для установки этой системы не требуется вносить какиелибо изменения в схему электрообо рудования, как это часто приходится делать при монтажедругих . К томуже если использовать катушку зажи гания 27.3705 от «восьмерки», то ЭСЗ-2М-ОК обеспечивает на электро дах свечи такое же высокое разряд ное напряжение, как в бесконтактных системах. А это означает, в свою очередь, х ороший пуск моторази м ой , стабильную работу двигателя на обедненных смесях и, к онечно , пусть небольшую, но экономию топлива. Эти приборы были опробованы на редакционных автомобилях. Впечатление от эксплуатации подтверждают хорошее качество и высокий технический уровень приборов из Тирасполя. В последнее время «Бонд-Электроник» решил немного расширить свое электронно - к оммутаторное направление. Он создал образцы элект ронного зажигания для иномароки отечественных машин с индуктивн ымдатчикомв распределителе, охватив тем самым весь спектр современных систем зажигания. «БондЭлектроник» изготовил малогабаритное противоугонное средство ЦПУ-2, которое аттестовано НИИспецтехники МВД РФ. В устройстве использована специализированная микросхема, благодаря которой сигнализация надежно срабатывает от всех механических датчиков, установленных в дверях, на стеклах, под капотом , б агажником . К ЦПУ-2 можно подключить датчик колебаний, радиоканал. Включается охрана кодо вым ключом . Все устройства из Тирасполя защ ищены патентами, и меют сертификаты качества. Чтобы оградить себя от подделок, производители выпускают изделия с зарегистрированным товарным знаком , к оторыйхоро шо виден на снимках. Тем, кто заинтересовался продук цией из Тирасполя, с ообщаемкоорди наты НПП «Бонд-Электроник»: 278000, Молдова, г. Тирасполь, ул. Шутова, 7. Тел. 3-19-97; факс 3-52-46; телетайп 315215 «Алмаз».ЗА РУЛЕМ 10 93 21