тировать в автомобилях с автоматическими коробками передач. Таким образом , водитель левой ногой выполняет два дей ствия — дает газ итормозит . Чтобы повр ежденная нога не соскользнула подтор м озную педаль, установлена защитная скоба . З доровомуводителюскоба не ме шает. С амоеважное , чтобы вспомогательные устройства для инвалидов обеспечивали безопасное управление. П ри этом особо следует учитывать, что водитель-инвалид не обладает достаточной физической силой. Так, н апример , л юдисбольной правой рукойобычно не в состоянии мани пулировать расположенным справа рычагом тормоза . С учетом этого преду с мотрена тяга под панелью приборов , связанная стормозом при помощи троса. Д ля автомобилей с автоматической ко р обкой передач предусмотрентакжепри в одимыйногой стояночный тормоз . К ноп ка, на которую водитель нажимает носкомботинка , с лужит для освобождениятормо за (рис. 3). Если автомобилем пользуется инвалид, п ередвигающийсявколяске , в ней можно установить откидываемое вперед сиденье сособойкинематикой (рис. 4). Водитель сможет добраться досвоего сиденья через правое переднее , находящееся внор м альномположении , сложить коляску , а затем пересесть за руль. П отом сиденье отодвигается вперед вправо, коляску втягивают в салон через правую дверь ираз м ещаютс правой стороны передзаднимсиденьем . Наконец, сиденье пассажира можно поставить впрежнее (заднее) п о л ожениеитакимобразом использовать оба места впередииодно — позади води теля. Водители соднойрукойнуждаютсявповоротнойрукоятке на рулевом колесе, к оторуюукрепляютсего правой или левой стороныв зависимости от того , к акойрукой пользуется водитель. Поворотная рукоятка для левой рукинеобходиматакже водителям собеимиздоровымируками , к оторые из-за болез ни ног вынуждены при помощиупомя нутых выше устройств вручную управлять газом , т ормозомисцеплением . У них только одна рука свободна для поворота рулевого колеса. Рукоятки могут , в зависимости от конструкции руля, утапливаться в него. К рометого , выпускают различные до полнительные рычажки для включения клаксона и световых приборов . При этом , о днако , сохраняется и обычное управление этими приборами . Д ля инвалидов, у которых ампутированы руки , есть ножнойприводпереключе ния передач, р азмещаемый поверх обыч ных педалей. Д ополнительно устанавливают уже упоминавшееся левостороннее ножное управление ручнымтормозом . Н емецкиефирмы подумали ио людях,к оторые , не будучи инвалидами, испытывают трудности вразмещении за рулем , — гигантах и карликах. Д ля первых пре д усмотрены удлинители салазок под пер едними сиденьями, к оторыепозволяют сдвинуть сиденья назад дополнительно на 8 сантиметров, облегчая вход в салон (это требуется илюдямсбольныминогами ) . Что касается людей очень маленького роста, для них созданы удлиненные педали (с накладками) и рычаги переклю чения передач иручноготормоза . Завод ы поставляют также удлиненные руле вые колонки . К рометого , для удобства уровень пола поднимают , укладывая на него специальные пластины. Благодаря этим дополнениям такие водители не испытывают неудобств при управлении автомобилем. Целый ряд устройств, п овышающихкомфорт , — .таких, как автоматическая ко р обка передач, гидроусилитель рулевого управления, электрические стеклоподъем ники, зеркала заднего вида сэлектропри водом и обогревом, электропривод люка вкрыше , — хотя и не предназначены специально для инвалидов, но особенноудоб ны для них. Такие приводы устанавливают на большинстве моделей « Ф ольксва гена», «Ауди», как, в прочем , и других зарубежных фирм. К. МАССАЕВ (по материалам журнала «Крафтфарцойгтехник»)Из последнихновостейНА МАРШРУТ ВЫХОДИТ «СКАНИЯ»Слышали об автобусах «Инвеставторос»? Наверное, нет, а между темв 1994 году они должны появиться на улицах российских городов . В конце мая шведская компания «Скания» и российская «Инвеставт орос » подписали соглашение о создании совместногопред приятия попроизводству автобусов. Его базой станет завод ЛиАЗвПодмосковье , г денамечено выпускать автобусы на 90 пассажиров. Н апомним , н о минальная вместимость самого распространенного у нас ЛиАЗ-677 — 80 пассажиров, максимальная — 110. Соглашение предусматривает, что шведская сторона станет поставлять шасси модели К113, а изготовление кузова, который унифицирован смо делью ЛиАЗ-5256, и оконча тельная сборка — за ЛиАЗом . На следующийгод запланировано выпустить более 100 автобусов, полная жемощность — свыше 500 вгод . Специалисты оценивают по требность России в автобусах всех типов и троллейбусах на 1995 годв 89,1 тысячи штук, а на 2000-й — в 100,8. Пока в стране их делают вдвое меньше. Появившиеся заводы в Яхр оме , Тосно, Борске, Б елгоро де, Давыдове, конверсионные производства в Энгельсе и Рыбинске еще не скоро выйдут на полнуюмощность . Тем более радуют начинания не только «Инвеставтороса», но и производственного объединения «Амурмаш». Последнее, опираясь на поддержку администрации Хабаровскогокрая , н амерено наладить выпуск го р одскихипригородных автобусов в сотрудничестве ско р ейскойфирмой «Даэву». Вернемся к «Скании»: что обусловило ее заинтересованность в российском рынке? Не только острая нехватка здесь автобусов. Сегодня Беларусь испытывает трудности с выпус ком магистральных грузовиков МАЗ. Из-за пожара на КамАЗе неминуемо сократятся поставки большегрузных автомобилей. И шведская фирма дальновидно считает, что Россия — о д на из немногих стран, г депо требность в автотранспорте будет удовлетворяться иблаго даря импорту . Между прочим, интерес «Скании» к нашему рынку восходит к 1914 году, к огда эта фирма продала свыше ста гру з овиковв Россию. С егодня 97 %Грузовики и автобусы «Скания» делают поворот к российскому рынку. Фото «СААБ-Скания» грузовых автомобилей «Скания» идут на экспорт. Насыщенность европейскогорынка тяжелыми грузовиками и экон омический спад заставляют искать новые регионы сбыта. Два года назад она начала работу сроссийскими партнерами. «Союзвнештранс» и другиетран с портныеорганизации за это времяприобрели более 150 гру з овикови автобусов «Скания», п ричем 25 седельных тягачей — т олькос начала 1993 года. Эти машины не требуют специальной доработки или комплекта ции для российских дорог, п оскольку климатические условия обеих стран очень схожи . Тем не менее шведская ком пания разрабатывает специальн ую модель грузовика для рабо ты на Крайнем Севере России. Намечается сотрудничество в производстве тяжелых пол уприцепов . В частности, идут переговорысКурганским зав одом колесных тягачей осозда нии совместногопредприятияпо их выпуску. С. МАРЬИНТЕХНИКА7 За рулем № 10ЗА РУЛЕМ 10/9325