16
17
Позвонил наш давний автор Э. Коноп: его сослуживец (кстати, постоянный читатель журнала) недавно купил «Москвич-21412» и хочет поделиться своими наблюдениями. Он инженер, опытный и, что называется, рукастый автолюбитель. Мы познакомились, осмотрели его машину. Беседа владельца с нашим редактором Б. Синельниковым, проводившим ранее эксплуатационные испытания «Москвича-2141» и -21412 (его комментарии выделены в тексте), полагаем, будет интересна читателям. Фамилию и номер машины гость просил не называть, чтобы не попасть в немилость на гарантийной станции, куда ему, видимо, все-таки придется обращаться.ПОКА ТЕРПЛЮ— М ое « г оре » , — начал СергейСерге ­ евич, хозяин зеленого « М осквича » , — с ош ­ ло сконвейерав феврале 1993 года. С ей ­ час на спидометре семь тысяч, а впечатлений столько , с колько на других за семь ­ десят не набиралось. У меня это не первая машина . Были «запоры», ВАЗ-2101, п отом «Нива», с но ­ ва «ноль первый». На чемтолько не ез ­ дил... Вы ведь не будетеспорить , что шед еврысоздаются гениями? В том числе « г ениемсоветского народа» — я это гово ­ р ю без иронии : право, очень хорош , нап ример , был мой самый первый « ж игуле ­ н ок » ! Понятно, к онструкцию итальянцы сработали. Но мой «сорок первый» т ожешедевр . К акимжегением он создан?.. Пытаюсь понять это, п росматривая записи вблокноте . Судите сами. Первая пометка «500» — стало быть, на пятисотомкилометре по счетчику. « О тка ­ зал указатель температурыохлаждающейжидкости » . Д а , с тех пор он все втомже состоянии — то работает, то нет. Видно, где-то вцепиненадежныйконтакт . С кажете , не смертельно — и не стакимидефектамиездим . К онечно , но машина-то новехонькая... Через каких-то 100 километров новое явление. М отор работал, п рогреваясь , на холостом ходу. Я отвлекся на пару минут , гляжу,стрелка указателя температуры чуть не согнулась, д остигнув края шкалы . Пер егрев ! Заклинил термостат? Радиатор проверяю — т очно , он холодный , о ттогои вентилятор не включился . К огдадвига ­ тель остыл, термостат поправился. Больше такого не случалось, но верыв светлое будущеес « М осквичом » у меняпо ­ убавилось: в друг это все-таки повторится, да вдобавокоткажет указатель! Н едолгоимотор покалечить. К сожалению, нечем успокоить Сергея Сергеевича — скорее всего, случай повторится. На первом и втором нашем « М о ­ сквиче» термостаты отказывали в дороге — главный клапан заклинивало в закрытом положении, что заставляло жидкость циркулировать по малому кругу до перегрева двигателя. В первом случае прибор пришлось снять, слив жидкость, и зафиксировать клапан в открытом положении, засунув под него винт. Во втором — ударами по корпусу заставили клапан открыться. Не дожидаясь повторения неприятности, термостат заменили, тем более что его корпус был сильно помят вследствие «ремонта». 600: о тказ сигнального устройства тор ­ м озов . В ремя от времени стала загорать ­ ся красная лампа: нет, м ол , давления водном из двух контуров . М ногораз прокачивал систему строго по инструкции — т олку мало, л ампочка гасла, но ненадолго . П отом лампе «надоело» — она загораться перестала, д ефект устранился как бы сам. Только яс детства не люблю таких историй , к огда что-то происходит , а ты причины не знаешь. И это явление нам хорошо знакомо. В обоих редакционных автомобилях, как иу большинства владельцев «сорок первых», такое бывало не раз. Сначала, как обычно, думаешь, что из системы где-то выходит жидкость: тщательно осматриваешь тормозные механизмы и соединения трубопроводов. Не обнаружив течи, «гасишь» лампочку, выпуская часть жидкости. Д ля этого достаточно чуть-чуть отвернуть трубку одного и, если потребуется, другого контура от главного тормозного цилиндра (поршенек сигнального устройства при этом перемещается из одного крайнего положения в другое и, когда достигнет середины, выключает лампочку). Неудобство в том, что работать приходится вдвоем — помощник медленно наж имает на педаль, а вы в момент выключения лампы (иначе операцию придется повторить, теряя жидкость) должны завернуть гайку трубки. Небольшая потеря жидкости — плата за простоту: не надо снимать колеса, чтобы воспользоваться штуцером на рабочих цилиндрах. Ну а причиной срабатывания сигнализатора может быть и небольшая утечка жидкости (все соединения уплотнены резиновыми манжетами низкого качества), и нередко «настроение» самого прибора. Поэтому, если тормоза действуют нормально, уровень жидкости в бачке понизился незначительно, не видно ее потеков и следов на асфальте, лучше погасить лампу, выпустив жидкость, чем отключить ее : вдруг в самом деле появится опасная течь из-за разрушения одного контура. 2000. По вашему совету (в разговорепо телефону) снял для ревизииприводыколес . Чего опасались, на то нарвались: в ШРУСах (шарнирах равных угловых скоростей ) не былосмазки , за исключе ­ н иемодного , в который , правда, ее наб илистолько , что аж полезла из - п од чехла. П ритомхомутики здесь, к ак , в прочем , и во всей машине , очень хилые. Я вспом ­ нил, как дворникикрепят шланг кводо ­ п роводной трубе, и воспользовался тол ­ с той , м иллиметра два, м еднойпроволо ­ к ой . Получилось куда надежней . Наш совет продиктовала вторая машина — в новом приводе (вале с двумя шарнирами), взятом для замены вышедшегоОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ16 ЗА РУЛЕМ 10/93 ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИиз строя после 51 000 км , оказалась лишь треть положенного количества смазки. Причем на шарики не попало ни капли. Понятно, что на автомобиле такой узел проработал бы недолго. ( М ожет быть, и в шарнире у нашего гостя смазка полезла из-под чехла, а между шариками не попала). Кстати, найти в продаже специальную смазку для ШРУСов (она так и называется) непросто. Неужели из-за этого ее экономят на заводе! За неимением нужной смазки автолюбители набивают шарниры «Литолом-24». Еще раньше, к илометровчерез пятьсот, убедился, что владельцы « м оскви ­ чей» правы, к огда шутят: на этой машине лужи глубиной больше миллиметра преодолевать не рекомендуется . Распределитель зажиганиярасположен очень низкои от брызг не защищен . П оглядел , как выходят из положениядругие : о дин напяливает на распределитель полиэтиленовый пакет, д ругой — м едицинскуюперчатку (очень красиво получается!). Я покавпо ­ и ске — ведь что хорошолетом , т оплохо зимой. В прочем , о распределителе-то все знаю т , а вот мой «этюд сбензобаком » . . . В тот ' н езабываемый день решил впер ­ вые заполнить бак «под завязку». Залил одну канистру, в торую , собрался приступить к третьей — с колькожевнего входит? Глядь, а подмашиной — г ромад ­ ная бензиновая лужа . Наклонился: там, внизу, с труя , да какая ! Что произошло , сейчас объясню . С верху на бакезакрепле ­ на крышка - ф ланецсдатчикомуровняибензоприемнойтрубкой . Кто-то из заводских рационализаторовупростил ее креп ­ л ение : сделали кольцосбайонетнымзажимоми резиновой прокладкой. У меня она оказалась небензостойкой : разбухла и вылезла. И лей в бак, с колько хочешь, хоть десять канистр , все «войдут». Счастье, что никторядом не курил... Парочка колоритных штрихов насчет качества сборки . В конце шестой тысячи отвалилась педаль газа, п ричем не одна, а за компаниюскронштейном . Оказалось, на шпильках креплениярезьбу сорвали при сборкемашины . Странно еще , что узел так долгопродержался . На седьмой тысяче, случайно заглянув подприборныйщиток , понял, п очемупри ­ б орывременами работали нечетко . Целый пучок «массовых» п роводов не закреплен , г деположено , а простонаброшен на крючок для открывания капота. Во умельцы! Д ругиедефектытожеспробегом не связаны — они докучаютспервого дня. Н апример , в ибрации . При торможении «трясется» о дно из передних колес, с ко ­ р ее всего из-за большогоосевогобие ­ ния тормозного диска, п отому что колеба ­ ния ощущаются на педали тормоза . На скорости выше 90 км / ч тряску вызывает заднее правое колесо . Наверное, отбалансированное на заводе : г рузики - т о есть. Но вот и здесь «ноу-хау»: при снят ом колесе ступица мигом поворачивается однимитемже ( т яжелым ) м естом вниз. То есть сама создает дисбаланс. П ри этих вибрациях время от време ­ ни входит в резонанс вся «торпеда» с приборами , болтается самплитудойв 2—3 сантиметра! Есть режимы , на которых капот «хлюпает» так, что вот-вот улетит. Д умаю , раз5 За рулем № 10 мерыи вес вошли впротиворечиесжесткостью самой детали и ее крепле ­ ний. Но и тот агрегат, что подкапотом , т оже мучает постоянно. П онимаю , ф ор ­ м альноАЗЛК за него не в ответе: это вполне законченноеуфимскоепроизведе ­ ние, почти заграничное. Течет маслице из - п од всех уплотнений, а особенно — п опрокладкекартера . Что интересно: там стоят винты под отвертку, наверное, чтоб ы подтягивать былонеудобнее . Я с так имрешением не согласился и заменил винты на болтикиподключ . Двигатель любит детонировать, п ри ­ ч ем на всех режимах . Ч егоятолько не делал, но добиться работы не то чтобы совсем без детонации, а хотя бы терпи ­ м ой , не удалось. К онечно , м ожно снизить степень сжатия тем или инымспособом , но ведь мощность , к оторойи так мало, терять не хочется. Д умаем , что эта неприятность вызвана распределителем зажигания: его центробежный и вакуумный автоматы работают не так, как должно. К сожалению, проверить это ни на одной СТО невозм ожно : подтвердить или опровергнуть такой диагноз можно , лишь позаимствовав регулятор у нормально работающего двигателя. Еще дальше. Вот иотметка «6000»: потек «Тосол». И опять причина — п ро ­ клятые вибрации. С лишком велики они умногих деталей, оказавшихся по воле (вернее, н ебрежности ) к онструкторовв опасной близости . На этот раз острая кромкавоздуховодапрогрызла стенку левого пластмассового бачка радиатора, а вскореи сам воздуховод пострадал от крыльчатки вентилятора. Трос сцепления касался корпусавозду ­ хофильтра и мало-помалу проел его стенк у насквозь. А однаждыиз - п од капота сильно запахло бензином : оказывается, фильтр тонкой очистки топлива протер ­ ся охомутсоседнего шланга системы охлаждения. Опять-таки на шестой тысяче перестал работать замок двери водителя: с оско ­ чила пружинка . Боюсь, т оже от вибраций. При ремонте увидел, что замки сухие — очевидно, на заводе очень экономятсмаз ­ ку, не только для ШРУСов . Тогда жезаметил , что толстый силовой провод («плюсовой») вблизи катушки зажиганияикартера сцепления трется ожелезкии вот-вот может «коротнуть»... Защитил эти места, надев на проводдюритовуютрубку , р азрезанную вдоль. Набравшись такого опыта, б ыстрооб ­ н аружил , что и шланг для подводажидко ­ сти к «печке» задевает окартерсцеп ­ ления. Х омутиком подтянул егоквозду ­ хофильтру. Попутно заметил , что шланги успели покрыться трещинами. Да и дверные уплотнители выглядят не лучше. Д иву даюсь, о тчего это вогромноммо ­ т орномотсеке шлангам ипроводамока ­ залось так тесно! Но, как говорится , не шлангом единым... П осмотрим , ч ем «порадовали» к рупные агрегаты. Вот: в коробке передач очень туго включается вторая, о собеннокогда машина не прогрета , и совсем плохо — задняя. А что касается пресловутой пятой, т оя от многих слышал да и читал, что эта пара долго работать не может , кончается. П оэтомуяею почти не пользуюсь . Мнение, что пятой передачей пользоваться опасно, возникло в первый год выпуска «сорок первого». Тогда действительно случалось: шестерня пятой передачи приваривалась к валу. Причиной было «масляное голодание». Конструкторы путем небольшого изменения увеличили подачу масла под шестерню, и этот дефект исчез. Правда, чтобы быть совершенно спокойным, масло в коробку лучше заливать не до нижнего края контрольного отверстия (оно же заливное), а до верхнего, то есть примерно на пол-литра больше. Мы так делали на обеих испытывавшихся машинах и претензий к пятой передаче не имели, хотя пользовались ею всегда. Высказывание же Сергея Сергеевича показывает, как легко надолго скомпрометировать машину даже «детскими болезнями» (так называют дефекты в начале производства, подчеркивая их неизбежность). Д умаю , для первых семи тысяч кило ­ м етров замечаний (а здесь, увы, не все) б ольше чем достаточно. И теперь езжупопринципу : то ли ещебудет ! О бращался ли на гарантийную станцию? Нет, не хочу терять времяи нервы. Товарищ съездил идолгожалел : с чем утр омприбыл , с темвечероми уехал. П окаможно терпеть, терплю...Как показывают письма, беседы с владельцами «сорок первых», наш собственный опыт, так терпит не один Сергей Сергеевич. Конечно, можно облегчить тяготы автолюбителей — подсказать, где и когда их подстерегают наиболее, вероятные дефекты, посоветовать, как подстраховаться или устранить неисправность. Мы стараемся делать это ив сегодняшнем, и в других наших материалах. Но старается ли в свою очередь завод избавить автомобиль от репутации наспех спроектированного и кое-как сделанного! Столь нелестная оценка сопутствует «сорок первому» с тех пор, как он начал сходить с конвейера, и по сей день. Одно перечисление дефектов нового (!) автомобиля на нескольких страницах у кого хочешь отобьет охоту связываться с продукцией АЗЛК — даже если предположить, что нашему гостю достался особенно скверный, суперхалтурный экземпляр. А сколько Сергеев Сергеевичей, ругаясь про себя и вслух, теряют время и силы на «доводку» бесценной покупки! Ведь только после этого «сорок первый» становится машиной, способной выполнять, и неплохо, свое назначение, в чем мы убедились на своем опыте. Чем ответит завод на недоумение, раздражение, возмущение покупателей: реальными мерами для улучшения качества изготовления машины или, как до сих пор, «бумажными»!Фото В. КнязеваЗА РУЛЕМ 10/9317