12
13
О дним из первых продуктов набиравшего несколько лет назад обороты рынка автопринадлежностей стали добавки к моторным маслам, о которых мы рассказали в мартовском номере журнала за 1991 год. Сегодня их непремен ­ но встретишь везде, г де торгуют запчастям и , причем в довольно обширном ассортименте. И сразу же возникает вопрос: а все ли из них дают тот эффект, который обещает реклама и надписи на пузырьках, банках и коробочках! В этом нам поможет разобраться ведущий специалист НАМИ по моторным маслам кандидат технических наук А. ПЕРВУШИН.личного функционального назначения. О ни составляют самыйбольшойсекретфирмы , п роизводящей масла, над чемтрудятся специалисты не одингод . К при ­ м еру , для улучшениявязкостно - т емпера ­ т урных свойств базовойосновывмасло вводят загущающиеприсадки — м ножест ­ во различных полимеров . Благодаря имможно использовать базовые масла спо ­ н иженнойвязкостью , что улучшаетпуско ­ вые свойства иуменьшаетвнутренниепо ­ т ери на трениев двигателе. Для обеспечения необходимого уровня других эксплуатационных свойств масел (антиокислительных, моюще-дисп ергирующих , п ротивоизносных , антипитт инговых , защитных, антипенных) в них вводят ещеифункциональныеприсадки : органические, зольные соединения различных металлов ( к альций , м агний , ц инк ) и неорганические — беззольные. З аметим , и это весьма важно , что качество моторного масла зависит не только от свойств иконцентрацииприсадок , но и от сбалансированности их композиции , ее соответствия базовому маслу. Эту сложную задачу решаютпроизводители масел. Поэтому самостоятельное «улучшение» с мазочныхматериаловразличными добавками, даже вроде бы проверенными и испытанными, достаточно рискованное дело . Ведь любоенарушение баланса вмаслеможет привести крезкомуухудше ­ н июего свойств. И нымисловами , влив вмаслодобавку " и повысив какое - л и ­ б оодноего свойство, м ыснижаемвоз ­ действие присадок, у же находящихся в нем. Если вы все жерешилисьиспользо ­ вать добавку , т онужнотвердопредстав ­ лять, а что женеобходимо или что хоте ­ лось быулучшить . И сходя из этогоипод ­ бирать те или иные продукты . П редлагаемые на отечественномрын ­ к епрепаратыпредназначены , как правило, для снижения износа деталей двигателя, уменьшения трения и попутно снижения расхода топлива. С уществуюти восстановительные добавки — «реметаллизанты» — о них речь ниже . При покупке автопрепаратов поинтересуйтесь, к аким автомобильным заводом допущенкприменению этот продукт . К примеру, список добавок, одобренных ВАЗом , о публикованв ЗР, 1991, № 3. П ре ­ параты, р азработанныесучастиемспециа ­ листов автомобильной промышленности идопущенныеавтозаводами , и меют сбал ансированный состав, с водящийкмини ­ м умуотрицательноевоздействие на дру ­ гие свойства масла. Внимательно прочтите , что написано на этикетке . Если вам обещают 10 % э ко ­ н омии топлива благодаряснижениютре ­ ния — в ернитебаллончиксдобавкойпродавцу : этот продуктпроизведенлюдь ­ м и , м алопредставляющими условия раб оты двигателя, то есть непрофессио ­ налами. 10 % э кономии нельзя получить теоретически , д аже если свести кнулю все силы тренияв двигателе. Д ля этого достаточно взглянуть на таблицу (рис. 1) р аспределенияэнергии топлива вавтомобиле : п отери на трениевмоторе составляют только7 %. И еще , эти потери , а следовательно, и возможнаяэкономия топлива от добавок зависят оттеплового , с коростногоинагрузочногорежимов раб оты двигателя. Вот лишь одинпримерзависимости расхода топлива от нагрузкиКАША, КОТОРОЙ МОЖНОИСПОРТИТЬ МАСЛОЖ елание улучшить работу двигателя — сделать егоэкономичным , б о ­ лее мощным , повысить ресурс или, не разбирая , о тремонтировать при помощи какого-либо чудодейственного способа — неистребимо. И поскольку система смазки двигателя как раз тозвено , ч ерезкотороепрощевсего воздействовать на двигатель — ведь масло поступает ко всем деталямиузламмотора , именно масло и пытаются улучшить впервуюочередь . Влил 200 граммовкакой - н ибудьжижисодной из много ­ обещающих наклеек, коими пестрят прилавкимагазинови палаток, и успо ­ к оился . Правда, не совсем , и ногдаивозникнет тень сомнения : а не повредит ли добавкамотору ? Но убедительное свидетельство со ­ седа погаражу , у же «испытавшего» п ри ­ с адку на своемавтомобиле , рассеивает тревогу. Чтобы разобраться , к ак действительно влияет та или иная добавка на работу двигателя, где икак ее лучше использ овать , — сначала немноготеории . Л юбоемоторное или трансмиссион ­ ное масло состоит из несколькихкомпо ­ нентов, к аждый из которыхопределяетконкретное эксплуатационное свойство: создать иудерживатьмаслянуюпленку , защитить детали от коррозиии так далее. О сновуабсолютного большинства ма ­ сел составляет базовоеминеральное , п о ­ л учаемое из нефти. О ченьнемного ( и з за высокойстоимости ) — всего дват рипроцента от общегообъема — в ыпускают масел, г деосновой служат синтетическиекомпоненты (их называютсинтетическими ) . О т качества базового масла зависят вязкостно - т емпературные , антиокислительные, противоизносные свойства и степень отрицательноговоз ­ действия на резиновые детали, восприимчивость к присадкам. Д ляулучшения этих свойств воснову вводят большойкомплексприсадокраз ­ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШПНЫ12 ЗА РУЛЕМ 11/93 при использовании молибденсодержащей антифрикционной присадки ПАФ - 4 приработе двигателя внормальномтеп ­ ловом режиме ( р ис . 2). Наибольшая экономия6 — 7 % м ожет быть достигнутаприработе двигателя безнагрузки , к огда вся энергия топлива затрачивается на пре ­ о долениетрения (ее доля здесь макси ­ мальна) и газообмен . П рисреднихнагруз ­ ках, что характерно для обычнойнормаль ­ ной эксплуатации, с нижение расхода то ­ плива составляет лишь 1—2 % . Ч емже объяснить утверждениянеко ­ торых автолюбителейозаметномулучше ­н окавтомобильнойтехнике эти эффектынеподтверждены ни однимзаводом . Н емногоо препаратах «реметаллизантах». Это продукты , с одержащиевсвоем составе частицы медного сплава размером менее микрона , стабилизированные в масле специальными присадками - с табили ­ з аторами . Благодаря такиммикроскопи ­ ч ескимразмерамивысоким свойствам стабилизатора частицы не осаждаютсявсовременных фильтрах иполностью выполняют восстановительные функции. В России и на Украиневыпускают два продуктаэтого типа — «Ресурс» (Ека-п роизводителеи «реметаллизантов» п ока не расширился. К онечно , не следует слишкомобольщаться : если двигателюнуженремонт , е го придется делать. И ни ­ к акиедобавкиего не спасут, лишь не ­ м ного отодвинут срок ремонта. С егодня на свободныйрынок России накатилась волна добавокк маслам зару ­ б ежного производства, характеристики ко ­ т орых не всегда или не вполноймере известны специалистам. П оэтому давать какие - л иборекомендации по всему ассор ­ т иментусложно . О днаконапомним , что и здесь следует руководствоватьсятемиЭнергия топлива, 100%Индикаторная мощность, 38Выпуск, 33Охлаждение, 291Потери на газообмен, 6 1 Навесные агрегаты, 2,5 Потери на трение поршня, 311Прочие потери на трение 4у1Эффективная мощность, 251 Трансмиссия, 1,5i Главная передача, 1,51 Торможение, 3,5Холостой ход и накат, 4,0 Шины, 6На колесах, 12 Аэродинамика, 6нии работы их мотора после заливки в масло такой добавки? Только тем , что этот мотор из-за серьезных отклонений по зазорам обладает повышеннымтрением . Э ффектэкономии здесь ощутим , но таких моторовнемного . В целомже задача антифрикционныхдобавок не экономить топливо, а несколько улучшить противоизносные свойства масла в узлах, р аботаю ­ щих при высоких контактных давлениях и условиях ограниченнойсмазки , с кажем , в механизме газораспределения. Именно здесь иощутимэффектпротивоизносныхи антифрикционных присадок, имеющихся как в масле, так и введенных дополни ­ тельно. Так жеосторожно надо относиться икрекламнымобещаниям по снижениюиз ­ носа в два раза иболееиособеннопоувеличениюресурса . Д оводилось встречать такие препараты , п роизводителико ­ торых без тени сомненияутверждали , что с их добавкой « ж игулевские » м оторысмо ­ гут отработать безремонта ни много ни мало, а 300 тысяч ! Понятно дажене ­ специалисту, что достигнутьэтого , используя толькосмазочныематериалы , д аже самые, с амые , — нереально. Подобное можно получить лишь прикомплексномусовершенствовании всех составляющих — конструкции мотора, технологии изготовления исборки , материалов и т. п. П о ­ этому отнесемтакуюрекламук ненаучной фантастике. Не менееосторожнонужноподходитьик заявлениям об однократномпримене ­ нии препарата на весь срокслужбы двигателя. Как правило, в рекламе таких до ­ бавок ссылаются на авиацию, к осмическуюивоеннуютехнику , г деподобные добавки работают весь срокслужбы . С очтем такие заявления простонекорректными — ресурс работы агрегатов самолетов, т ем более ракет, с ущественноменьше , а частота и качество обслуживания выше, ч емавтомобилей . И пока применитель -Рис. 1. Расход энергии топлива биле (в процентах).в автомоРис. 2. Экономия топлива от нагрузки двигателя при использовании добавки к моторному маслу.Экономия топлива, % При использовании молибденсодержащей присадки в масле М63/12Г1Нагрузка *- на двигаiOO тель, %т еринбург ) и «Ремол» (Одесса). О ни испытаны идопущеныВАЗомк использован ию . Применять их целесообразновдви ­ гателях сбольшимпробегом , с повышен ­ н ымрасходом масла, . . з ношеннымиде ­ талями цилиндро - п оршневойгруппы . Так иедобавкиснижают расход масла, выб рос токсичных веществ идымление , н емного , на 10—15 % , п овышаюти выравнивают компрессиюв цилиндрах и частично восстанавливают утраченные мощность , крутящий момент и топливную экономичность. Не всегда, но им удается снизить темп износа высоконагруженных деталей двигателей, в первуюочередьмеханизмагазораспределения . Если учесть преклон ­ ный возраст автомобилей большинства наших граждан , то препараты типа «Ремол» и «Ресурс» представляют ценное лекарство для двигателя. Учитывая этот факт, м ножествопред ­ приятий выпустили на рынокпродуктыподобного назначения. Но кругнадежныхп ринципами , к оторые были изложены выше. О тметим лишь, что средиимпорт ­ ных добавокмного загустителей, п овы ­ ш ающих вязкость масла приположитель ­ ных температурах . О ни увеличивают давление масла всистеме , н емногосни ­ ж аютшуми токсичность отработавших газов двигателей, о собенно со значительн ымпробегом . Есть такжеиантифрик ­ ционные присадки («модификаторы трения»), аналогичные по своимфункцио ­ нальным свойствам отечественным . Встречаются ипродукты на основе политетрафторэтилена, о бразующие на по ­ верхностях деталей полимернуюпленку , способствующую снижению трения и износа. Появились среди иностранных добавоки такие, к оторыеобещают увеличить срокслужбы масла приодновременномсниже ­ нии износа деталей, нагара на поршняхи т. д. Как правило, п репаратыэтого типа не подтверждают заявленные характ еристики , их применение не санкциони ­ р уют заводы — изготовители автомобилей, достаточно жестконормирующиесрокизамены масел. Еще один вопрос, на которомследуетостановиться , — это возможностьсовмест ­ н ого использования двух или нескольких автопрепаратов. Как правило, этого делать не следует, п осколькуможноожидать усиления отрицательных их свойств и ослабления положительных . А испытаний различных смесей добавок , к онечно , н и ­ к то не проводил . Так что не эксперимен ­ тируйте на своем двигателе — это можетдорого обойтись.ОЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШПНЫ4 За рулем № 11 ЗА РУЛЕМ 11/93 13