50
51
МАЛЕНЬКИЕ - НЕ ИГРУШЕЧНЫЕграницей — удовольствие дорогое . К онеч ­ но, иные фанаты не прочь иметь все, какие есть. Но случайные покупатели интересуются тем , с чем сталкиваются в реальной жизни . Так, во Франциидо ­ вольно популярна наша «Лада-Нива» — и ее уменьшенная в 43 раза копия продается отлично. А вот сделанная на саратовском «Тантале» «Волга» качеством не хуже , но спроса не имеет. Не знают в Европе иКамАЗ — м ожно рассчитывать только на его спортивные достиженияврейде «Пар иж — Д акар » . Но если думать о сбыте всерьез, надо обновлять моделиминимумкаждые два месяца. Э леконовцы за голову схватились — изготовление пресс-форм отнимает гораздо больше времени . Но французы успокоили : достаточно, м ол , на том жеКамАЗе чаще менять оформление кузова. Этот путь был уже освоен. Д ругаяпроблема — собственно вывоз. П родукциядолжна предъявляться тамож ­ не как модели для коллекционеров . Случилось, что в декларации на одну партию указали: «детские игрушки » — для них по-...ДА ВДРУГ АЛТЫН!Сокращение военных заказов Казанс кому ПО «Элекон» ничего хорошего не сулило. Серьезные инженерыв роли ком ­ м ивояжеров направились на самые разные предприятия. Поехал на ВАЗ заместитель генерального директора М. М осковцее , у бежденный , что в Тольятти наверняка есть проблемы , к оторыесуспехомможет разрешить «Элекон». П ереговорыс заместителем технического директора ВАЗа шли трудно и явно вели к отрицательному результату. Но, как требует этика делового общения, Михаил Алексеевич, несмотря на неудачу, подарил партнеру сувенир — масштабную модель «КамАЗ-4310-ралли». Тот рассмотрел ее внимательно: «Сами делаете?» Вызвал начальников служб. Посыпались вопросы. Так оказалось, что чепуха, и грушка (а на самом деле — технически сложное изделие!) м ожетубеди ­ тельнее слое продемонстрировать потенциал фирмы . Поле для сотрудничества неожиданно расширилось. К онечно , «камазик» — далеко не самое сложное изделие «Элекона»: фирма-то принадлежала преждемогучемуМинэлектронпрому . Что касается масштабных моделей , их в качестве «ширпотреба» стали делать в середине 70-х. Перв енец — самосвал КамАЗ-5511 — р адовал глаз и, кажется, соответствовал всем необх одимым требованиям. Вряд ли тогда кто нибудь предполагал, с колькопроблеми побед принесет «Элекону» эта непрофильная продукция .СОВСЕМ КАК НАСТОЯЩИЙСегодня у нас продается масса заруб ежных товаров — м ожно составить мне ­ ние и об игрушке . Оказалось, что маленьких иностранцев с ранних лет окружают самые настоящие вещи, только маленькие. Впрочем, модель-копия — это уже не игрушка , а предмет коллекционирования , развивающий кругозор . Отсюда такая требовательность к качеству, точности воспроизведения деталей, сложности модели . Чего только не изготовляют вминиатю ­ ре — автомобили и самолеты, корабли иоружие . Д есяткифирм по всему миру заняты в этой отрасли, к оторуюотнюдь не считают несерьезной. И конкуренция здесь не слабее, чем среди производите ­ лей «больших» м ашин . На этот-то рынок предстояло въехать казанскому «Элекону». Поначалу об экспорте не помышляли : начали производство, расширяли ассорти50 ЗА РУЛЕМ 11/93м ент — в среднем одна новинка в полтора года. П ричем считалось так: КамАЗ5320 — одна модель, он же , но стентом на кузове — у же другая. А если на тенте делали какую - т о надпись, это приравнивали к появлению третьей. Цены, действительно, были как на игрушки — до смеш ­ ного низкие. Правда, на «Элекон» п рихо ­ дили письма от коллекционеровс просьб амиипредложениями по ассортименту и качеству машин , но их всерьез не принима ­ ли. Но вот казанский клуб коллекционе ­ ров провел первую выставку, куда пригласили представителей завода. Здесь им показали, насколько разнообразен «масштабный мир » . А водном из зарубежных каталогов элеконовцы с немалым удивлением увидели свои КамАЗы , весьма высоко оцененные за качество изготовления и тщательность проработки деталей. Вскоре выяснили, что модели уходят за границу товарными партиями. Сам военный завод внешнеторговойфирмы не имел, валюту если и получал, то «сверху». С обретением самостоятельности понятие «экспорт» перестало быть отвлеченным — и снова оказалось, что «несерьезная» п родукция обладает вполне серьезным потенциалом. Однако представители зарубежных торговых фирм сразу дали понять, что 300—500 тысяч изделий одного типа никто брать не будет. К томужемодели затребовали столько независимых экспер ­ тиз, что груз пролежал на границе почти два года. КУРС — ВЕРНЫЙ1991 год — п ожалуй , п ереломныйв производстве масштабных моделей на Каз анском ПО «Элекон». П охоже , что целых 15 лет их делали, словно выполняя чью-то прихоть. Теперь намерены выделить про ­ изводство в отдельный корпус, так что эта продукция перестает быть второстепенной. О пытпомогает точнее выбирать объекты копирования . Д а , ошиблись с первой моделью — на базе самосвала невозмож ­ но придумать модификации . Зато появившийся в 1991-м внедорожный КамАЗ-4310 породилуженесколько вариантов: тут и армейский вкамуфляжной раскраске, и два спортивных, подготовленных к раллимарафону « О бжектифСюд » , и снежно - б е ­ лый автомобиль миротворческих сил ООН ; п ожарная машина, вахтовый автобус и «народнохозяйственный» -43105. Кстати, п ожарныеуже составляют самостоятельную серию . П омимоупомянутой , на шасси -4310, есть еще и цистерна на удлиненном шасси -53212, готовится к производству пожарныйАМО . (Кстати, по этому пути пошли ив Санкт-Петербурге: объединение ЛОМО запустило сразу серию из пяти « п ожарников » на шасси ЗИС-5.) Семейство КамАЗов не столь обширно , чтобы «Элекон» рассчитывал и впредь ко ­ пировать только его . З аконы рынка требуют расширять выбор, и планы такие есть. «Элекон» перестал быть монополистомв изготовлении масштабных моделей - к о ­ пий грузовиков , как «Тантал» не водиноч ­ ку делает легковые . Есть спрос, появляется ипредложение , за ним — к онкуренция . В дальнейшем мы постараемся рассказать обо всех отечественных производителях коллекционных моделей. Впрочем, д ожи ­ даться необязательно... Он родился в 1919 году в Гурзуфе, учился в Харькове, в техническом вузе, и, кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы на фронте он не оказался политработником в автомобильной части. После войны Игорь Иванович в Литве возглавляет конструкторское бюро Минавтотранса республики, а затем в течение ряда лет он — член коллегии Министерства, начальник его ведущего управления — автомобильного транспорта. В 1959 году Игорь Иванович стал членом Союза писателей и целиком посвятил себя творческой работе. В Москве, куда он переехал, начинается его журнальная деятельность, вначале в "Технике—молодежи" в качестве ответственного секретаря, затем в журнале " З нание — сила", где он был главным редактором, и, наконец, в нашем редакционном коллективе, который оставался для него родным до последних дней. Игорю Ивановичу Адабашеву было присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры РСФСР", его ратный труд отмечен двумя орденами и многими медалями. Все, кто знал Игоря Ивановича, кому посчастливилось с ним работать, ценили его умение подхватывать творческие идеи, "пробивать", реализовывать их, создавать круг друзей журнала, его помощников. Не меньше ценили г* его безграничную доброту, человечность, постоянное желание помогать людям. Его интересы не замыкались только на журнале. Он был одним из создателей (а затем и председателем) Пресс-автоклуба журналистов. Игоря Ивановича нет больше с нами. Но остались его пятнадцать книг, среди которых "Трагедия или гармония", "Загадки Вселенной", переведенные на многие языки, осталась память о нем, к ако человеке большой души, сделавшем много добра. РЕДАКЦИЯ "ЗА РУЛЕМ"Игорь Иванович АДАБАШЕВНе стало Игоря Ивановича Адабашева. На 75-м году тяжелая болезнь оборвала жизнь нашего доброго товарища, в течение восемнадцати лет — с 1969 по 1987 год работавшего главным редактором "За рулем". Именно на это время пришелся пик популярности журнала — разовый тираж свыше пяти миллионов экземпляров, наверное, лучшее свидетельство заслуг его главного редактора перед читателями. Игорь Иванович пришел в журнал, имея за плечами не только богатый жизненный опыт, вобравший четыре года войны, руководящую работу в автомобильном транспорте, но и немалый творческий багаж в виде популярных книг о достижениях науки и техники.ЕСТЬ И КАТАЛОГК огда этот материал был уже готов, м не удалось раздобыть сигнальный экзем ­ пляр красочного издания «Автомобиль на ладони», в ыпущенногов Казани предприя ­ т ием «Каталог-Новости». По сути, это первая попытка собрать под одной обложкой все модели автомобилей в масштабе 1:43, выпускаемые в странах СНГ. А льбом включает фотогра ­ фии и описания 152 миниатюр , изготовляемых на 20 предприятиях. Здесь и гиганты вроде «Элекона» или «Тантала» с миллион ­ ными программами , и совсем крохотныефирмы — п орождение новой экономики . Единственным критерием для отбора про ­ изводителей было наличие выпущенной серии не менее 50 штук на моментподго ­ товки издания. Под каждойфотографией — данные образцаи описание модели : количество подвижных элементов, серийность выпуска. К роме того, в книге размещена реклама крупнейших отечественных автозаводов. Издание, несомненно, станет весьма популярным среди коллекционеров . М но ­ гие откроютв нем что-то новое, о преде ­ лят ориентиры для пополнения своих кол ­ лекций. Д ублирование текста на английс коминемецком языках имеет целью познакомитьс нашими моделямии заруб ежных собирателей. К сожалению , небольшой тираж — 50 тысяч экземпляров — обрекает каталог на судьбу библиографическойредкости . Так что спешите купить! А. С ОЛОПОВФото А. Гуревича, О. КосоваСхема изменения организации движения транспорта вокруг КремляПо многочисленным просьбам наших читателей-водителей из разных регионов страны, которым приходится по разным причинам приезжать в Москву на автомобилях, публикуем новую схему организации движения в центре столицы. Однако хотим предупредить, что она может подвергнуться дальнейшим изменениям. ЗА РУЛЕМ 11/93 51