ИНА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ? Д НАШ ПРАКТИКУМ 11 КУРИЛКА КЛУБА | | ИНФОРМАЦИЯ gсразу отпустит на мигтормози будет держать его так, чтобы колесо медленно поворачивалось. Но то — опытный. А вы сможете? Д ругая тема зимнихразговоров шоф ерской братии — пуск моторав сильный мороз . Тут можно вспомнить кое-что из накопленногоколлективного опыта. Что, собственно, затрудняет пуск? П ер ­ вое — х уже работает стартер из-за ско ­ ванного морозомаккумулятора . Последний в этих условиях не может отдать требуемой силы ток, и стартер вращает маховик слабее обычного . Значит, в каких-то случаях (опять-таки, с оображайте ! ) неплохо снять вечером батарею и отнести в теплое помещение , чтобы утром она не подвела. Второе — р езко возрастающая смо ­ р озом вязкость масла в двигателе. Нек оторые масла, н апример всесезонное М5з/10Г|, при тридцатиградусномморозе становятся чуть ли не твердыми . Ясно, двигать детали втаком масле и «прокачать» его по магистралям настолько трудно , что стартер при пуске с этим можети не справиться. Если мотор все-таки удается пустить, вас можетпод ­ стеречь большая беда — часто, п рора ­ ботав полминуты , м отор заклинивается! Происходит это из-за того , что масло, в ыброшенное вначале в магистраль маслонасосом, д ругим из картера не заме ­ няется — п од насосом образуется воз ­ душная яма. Вас оповестит обэтом лампа «Нет давления», да имотор начнет лязгать. Тут-то егои надо немедленновыклю ­ чить, иначе повреждений не миновать. Этих неприятностей можно избежать. Масло для пуска на мороземожнопред ­ варительно разбавлять бензином (не керо ­ с ином ) . Л учше всего делать это вскоре после поездки , к огда остывающее масло имеет температуру градусов 40—50. Для мотора «Жигулей» или «Москвича» достаточно залить в картер (лучше через отверстие для щупа) 150—200 см3 бензина, после чего стартером слегка прокрутить коленвал. Двигатель, в озможно , при этом не пустится, но криминала тут нет: из картера по вентиляционному шлангу вкарбюратор поступят визбытке пары бензина, сильно обогащая смесь, к отораяи не воспламеняется. Если же двигатель все-таки заработает, е мудают потрудиться секунд 20—30. Э того достаточно для хорошего перемешивания масла сбензи ­ н ом . Наутро мотор пустится не хужепрогретого , а бензин — по мере нагрева масла до рабочей температуры — б ы ­ стро выпарится. Если налить бензин в масло сразу после поездки , значительная часть его испарится без пользы, так как масло слишком горячее. И наоборот — если лить бензин впереохлажденное , «твердое» масло, смешать их трудно . Но как быть тому, к огомороз застал врасплох? Ведь и так бывает: надо ехать, а на дворе минус тридцать, и подогреть масло вкартере нечем — не будешь же под машинойкостер разводить — она, чай, своя, не дядина! Слить и подогреть тоже не выйдет — масло-то почти как вакса. В подобных случаях мы поступали так. В какой-нибудь емкости нагревали литр-полтора масла до градусов 90—100, затем заливали его в двигатель (в до ­полнение кимеющемуся ) плюс туда же — б ензин . И сразу весь этот коктейль пере ­ мешивали стартером . После мотор , как правило, пускался без проблем , к онтроль ­ ная лампа давления не загоралась, не было лязга, п овреждений . Д аже если переохлажденная часть масла и не смеши ­ валась с вновь залитым, м отор исправно начинал работать, а потом температура всего объема масла выравнивалась. Не над о опасаться, что превышение уровня масла в двигателе грозит катастрофой — куда хуже пускать его на холодном масле, когда некоторые детали вынуждены работать всухую. Педант может , к онечно , после этого на всякий случай слить излишек, я, н апример , этого не делал — в процессе естественного угара масло все равно выработается. К ому - т оподготовкаможет показаться слишкомхлопотной . Но, у веряю , из всех возможных зол от мороза это — меньшее. Еще одна дедовская «хитрость». Оставляя машину на несколько часов, совсем не вредно укрыть двигатель ( п одкапотом ) старым ватником, о деялом или чем-нибудь подобным . Д аже после стоянки в течение 5 часов при 20-градусном мо ­ р оземоторпод такой шубой имел на ощупь плюсовую температуру. Характеристики вязкости масла с увеличением мороза не линейные — тут каждый новый градус играет все большую роль, и такое утепление здорово помогает при пуске на морозе . Главное, о чем надо помнить , — шуба не должна касаться горячих выхлопных патрубков, иначе вам грозитпожар . В заключениенапомню об одной весьма возможной для каждого из нас ситуации. Чаще всего такое происходит при температуреоколо0 °С и высокой влажности ( н апример , к огда вы видите за ок ­ н ом туман, д ождь со снегоми т. п.). Итак, м отор пустился легко , вы тронулись, проехали какое-то расстояние (иногда километр , иногда десять — в зависимости от сочетания факторов) — и вдруг мощностьмоторабыстро падает, он начинает глохнуть. Попытки спасти дело переходом на пониженные передачи ничего не дают — м отор все-таки остановился. Вы в раздумье... Минута про ­ ходит, другая. Пробуете завести маши ­ ну — ура, кажется, пошла! Но через несколько минут картина повторяется. И так до тех пор , пока не сообразите, что вкарбюратор по какой-то причине ( н апример , соскочил шланг с патрубка) поступает холодный и сырой воздух, а не подогретый , как положено . Специалистык арбюраторщики считают, н апример , что для правильной работы карбюраторатем ­ пература на входе в воздухоочиститель должна быть около 40 °С. А у вас какая? Если учесть, что в диффузорах карбю ­ ратора она еще и понижается, м огут создаваться условия, при которых влага тут быстро намерзает — ваше счастье, что у вас не самолет, а «Жигули». Всего только мотор глохнет... К огдаже вы остановитесь, ледок растает, м оторможно пустить. Но если воздух поступает по - п режнему холодный, картина вскоре повторится. Значит, за «качеством» п оступающеговкарбюратор воздуха надо следить, имея в виду не только его очистку, но и температуру, и влажность. А как же вы думали?! На дворе-то не май...ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬНа вопросы читателей отвечает Б. СИНЕЛЬНИКОВ, заведующий отделом эксплуатации Вмайскомномере этого года ЗР опуб ­ ликовал совет — устанавливать пружинки на колодкидисковоготормоза « М оскви ча-2140», чтобы они прижались и не стучали на ходу. Не будут ли тогда накладки быстрее изнашиваться? П ружинки , к оторые советует устанавливать А. Медведев, д олжныприжимать колодки к направляющим шплинтам, а не к диску, о который они бы дей ­ ствительно истирались. Здесь нельзя до ­ пускать идругой крайности — п рижатияколодоккпоршнямскобы , п отому что при движении , особенно по тряскойдороге , они могут настолько отодвинуться от диска, что одного хода педали тормоза не хватит для эффективного торможения . О б этом должны помнить также водители «Москвича-2141», где и без пружинок «прыгающие» к олодки способны утопить поршнии отойти далеко от диска (так ой случай был у нас на дорогес наледями, напоминающей булыжнуюмосто ­ вую, после того как десяток - д ругойми ­ нут не пользовались тормозами ) . Чтобы избежать такой неприятности, надо периодически подводить колодкик диску, нажимая на педаль до легкоготор ­ м ожения . А если уж при рабочемтормо ­ ж ении почувствовали, что педаль пошла дальше, чем обычно, не пугайтесь: п ро ­ должайте нажимать на нее доупора . Если торможение слабое, отпустите пе ­ даль и тут женажмите снова. Понятно, наверное, что чем больше изношены накладки (меньше их толщина), т ем дальше от диска могут отойти колодки. Почему резиновые чехлы на шарнирах рулевых никак не тяг и шаровых защищают от опорах заводы повреждений?По двум основным причинам . Во-первых, эти чехлы повреждаются (рвутся) только при наезде на какие-либо тор ­ чащие предметы : ж елезную арматуру бе ­ тонных плит, камни, ветки, пеньки и т. п., к оторые встречаются на пути не каждый день. Во-вторых, защита затрудняет или вообще исключает визуальный контроль за их состоянием. Если приходится много ездить по таким дорогам , где чехлы легко повредить, обычно в сельской местности, автолюбители надевают на них кожухив виде металлических или пластмассовых стаканчиков, в дне которых сделано отверстие для пальца, а сбоку — вырез для тяги. Их можно встретить впродаже или изготовить своими силами из подходящих крышек для аэрозольных баллончиков или флаконов. Для установки кожухов пальцы требуется выпрессовать из гнезд .ЗА РУЛЕМ 11/93по39