с твующего материала, чем потом устранять течь масла. Н еожиданнотрудно оказалось найти поддон картера — старый был сильно помят. В любых количествах предлагались поддоны «жигулей» за 5—7 тысяч рублей, а наш, «восьмерочный» нашли толькоуодного торговца в Солнцево за астрономическую сумму — 26 тысяч рублей . Причина чисто московская : эта вобщем - т о неходовая деталь пользуется большимспросому нынешних лихих наездников от коммерции , к оторые на «девятках» бьются поддонамиобо все, что попадается на дороге . «Крутые парни» б ерутнеобходимую деталь урыноч ных «коммерсантов» по любой цене, ч еми вызван дефицит. Неудобно, что многие запчасти про даются тольковкомплекте . Так, сломав одно маслосъемное кольцо , м ывынужде ны были потратиться еще на один полный комплект из 12 колец. Казалось бы, распакуй коробочкуи продавай по три кольца — к омплект на поршень , но никто почему-то так не делает. При закупках комплектующих очень помогла книга В. И. М арголина «Владельцу автомобиля ВАЗ-2108—2109. Устройство, эксплуатация, р емонт » , где точнои ясно рассказано, к акие бывают поршни , как кним подбирать пальцы итомупо д обное . А вот при сборке двигателя на эту книгуможно было рассчитывать только как на указатель последовательности действий, но не методики их выполнения. Встаешь в тупик, к огда встречаешь рекомендациивроде таких: «Прис пособлением 67.7811.9508 провернуть распределительный вал...» Работали мы все равно по книжке , используя, к ромеуже упомянутых, наглядный многокрасочный альбом «Автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-2109». Исходя из приобретенного нами опыта, м ожно сделать несколько выводов. Итак, если бы пришлось собирать мотор еще раз , я бы сделал вот что. Во-первых, разбирал старый двигатель самостоятельно, чтобы знать, как должна стоять та или иная деталь, и раскладывал креп еж по узлам . В нашем случае все бол ты, винты, гайки и т. п. находились водной большой банке, и поиск среди них нужногоотнималмноговремени . Кстати, при подобных работах обязательно нужен запас хотя бы мелкихкрепежныхде талей. Здесь жееще раз упомянуо пользе динамометрическогоключа — не боишься перетянуть и повредить болт или гайку. Во-вторых, б олее полно иточно выяснил бы, к акие новые детали понадобятся, включая мелочи типа прокладоки винтов. Нам же иногда приходилось отрываться от работы для срочного поиска необходимой детальки, м имокоторой не раз проходили . На примере поршневых колецмы поняли, что лучше сделать пусть грубое , но работоспособное приспособление, чем пытаться пропихнуть кольца в цилиндр отверткой. Большие опасения вызывала установка поршней на шатуны. Последние для этого нужно нагреть. М ы делали это газовой горелкой , з ажимая шатун в тисках. Главный моментоперации — быстро иточно установить палец в шатун, пока он не нагрелся от головки шатуна. Существует специальная оправка с дистанционным кольцом для точнойцентровки пальца, м ыже руководствовались глазомером . П оследующиеконтрольныеизмерения показали, что верный глаз может иногда заменить приспособление. К концу нашей работы стало ясно, что, руководствуясь книгамииздравым смыслом и используя подручный материал, вполне реально с минимальным опы т ом выполнить полнуюсборку двигателя. Затея наша удалась ивденежном отн ошении . Закончив, подсчитали: чтобы собрать мотор ВАЗ-21083 только из новых деталей, включая карбюратори генератор, в то время понадобилась бы суммаоколо 600 тысяч рублей. Безном ерной , то есть собранный, как и наш, из запчастей, двигатель этой моделипред лагали в середине июля на авторынке в Солнцево за 1200 долларов. Таким об р азом , м ы получили 50-процентную эко н омию денег, будучи при этом уверены в качестве сборки нашего движка . Так что, не знаю насчет обжиганиягоршков , а сборку двигателя вполне может выполнить и простой смертный .В «МОСКВИЧЕ» ТЕПЛОЕсли ездишь зимой, хочется, чтобы в салоне было тепло. К сожалению, в «москвичах-412«, -2140, ИЖ-2125 и других на их базе в морозы ниже — 1 5 °С бывает прохладно. Наш журнал описывал разные способы улучшить отопление в них. В. МАСЛАЕВ из подмосковного Зеленограда нашел еще один вариант, очень простой. Практика показала, что попытки изме нить место забора жидкости из двигателя, направление потока через «печку» или иначе проложить шланги большого эффекта не дают. Поэтому бытует мнение, что отопитель «Москвича-2140» плох и лучше заменить его « ж игулевским » . Это верно лишь отчасти. К рышка вентиляционного люка, сам люки радиатор «печки» нареканий не вызывают. Точки подсоединения шлангов к двигателю, их диаметр и трассы определены верно. А вот узлы, р асположенные за радиаторомв салоне, работают не лучшимобразом . Неэффективен вентилятор из-за того , что неудачно выбрано направление теплых воздушных потоков и сечение воздухо водов. Поэтому достаточно удалить литую крышку вместе с вентилятором — и вы увеличите подачу воздуха раза в два. М но гие водители так и делают. И хотя после этого воздух в салон поступает только поднапором встречного потока, для зимывсредней полосе России тепла оказывается достаточно. Результат объясняется уменьшением аэродинамического сопротивления «печки», к рометого , п оток направляется на лица ируки пассажиров: и менно эти части тела не закрыты одеж д ойи быстрее охлаждаются. В результате такой переделки появляется другой недостаток: дольше оттаивает ветровое стекло после пуска двигателя, поскольку на него почти не попа дает воздух из «печки». Поэтому япри м еняю свой, более простой вариант: п рипомощи струбцины пережимаю верхний резиновый патрубок между двигател емирадиатором . Если егопережать полностью, то циркуляция через основной радиатор прекратится и весь потокгоря чей жидкости пойдет через отопитель. При морозе —15...20° и хорошем съеме тепла с радиатора отопителя одной «печки» в полне ' д остаточно для охлаждения двигателя. О днако система автоматического поддержаниятемпературы двигателя, естественно, работать не будет, п осколь к у термостат оказывается отключенным . Поэтому лучше немного отпустить струб цину, оставив" п роходное сечение патруб ка примерно 1—2 см2 . П одборомзатяжки струбцины можно найти оптимальноесо стояние системы (тепловой баланс) для любогомороза . Термостат будет под держивать температуру, сбрасывая лиш нее тепло через главный радиатор, а давления, создаваемого насосом, будет до статочно для интенсивной прокачкижид кости через «печку». В штатной системе охлаждения , пока двигатель не прогрети термостат закрыт , скорость прохожденияжидкостичерез «печку» высока, но температура еще ма ла для обогрева салона. Как только про греется двигатель, клапан термостата от кроется и параллельно «печке» п одклю чится главный радиатор сбольшимпро х одным сечением ималымсопротивле н ием . Давление от помпы уменьшится, скорость горячей жидкости , п ротекающей через «печку», р езко упадет. Эти соображения верны для любого авт омобиля , в том числе и новейших мо делей. Систему охлаждения рассчитываю т на максимальнуютемпературувозду ха + 4 0 . . . 5 0 °С и тяжелые дорожные условия, поэтому зимойохлаждениеоказы вается излишним. Идеальная «печка» д олжна работать сизбытком — в любых условиях обеспечивать необходимоеко личество тепла. Вот почемууменьшение количества горячей жидкости , п роходя щей через основной радиатор, позволяет достичь этой цели. Кстати, з имой это, по сути, не влияет на температуру двигателя, благодаря чему струбцину не приходится регулировать на протяжении всего периода холодов, вплоть до нулевых температуридаже выше ( п оэтомуяприменяю просто скобу , п оказанную на рисунке ) . Но злоупотреб лять этим не стоит. Если с «печки» снят вентилятор, то стоять в автомобильной пробке , к огда на улице «плюс», становится опасно: м ожно перегреть двигатель, о собенно если его радиатор закрыткар т оном или жалюзи . Поэтому при темпе ратуре воздуха выше нуля надо постоян но следить за температуроймотора , чтобы вовремя снять струбцину. Важное замечание: не стоит пережи мать шланг, к огдав системе вместо антифриза вода — с лишком велика вероятность замерзания воды в радиаторе, п о с колькучерезнегопроходит мало жид кости.ЗА РУЛЕМ 11/93 41Скоба 1 (металл, пластмасса), пережимающая шланг 2.^^Г^в^Г"\U—I!____;•~-—У1 2