:шж«БИЗОНЫ» НА БЕРЕГАХ ВОЛГИ— Звери-то эти в степях Поволжья никогда не водились. Почему же автомобиль так назвали! — Посмотри на него внимательно: кабина большая, как голова у бизона, в облике чувствуется мощь, и бегает быстро. Правда, похож!Из разговора с создателями машины Придумать имя машине непросто. Н апример , нарекли «Нивой», а крестьянам она не очень-то подходит : сельским жи телям нужно не столько ездить, с колько возить. Д ляперевозкигрузов «Нива» неудобна: места мало. В странах, где большие просторы имного грунтовых дорог , ф ермерыпред почитают полноприводные пикапы. Те, к то видел американские фильмы, наверняка обратили внимание, что таких машину них много . В прочем , неизвестно, к ому пикапы нужнее : крестьянам, т ор г овцам , р аботникам почты или снабжен цам. Не секрет , что из-за двухсот килог раммов груза нередкогоняют за три девять земель КамАЗ или ЗИЛ . Пикапы очень удобныи как межцеховой трансп орт : целый день крутиться по террито рии на многотонномгрузовикетяжелои невыгодно, а иногда емупросто не развернуться. Д олгождали потребители, и вот на наших просторах появился невиданный доселе «зверь» — «Бизон». Новая маши на — не самоделка, а результат работы конструкторов-профессионалов. Автомобиль прошел испытания, получил все необходимые сертификаты и соответствует требованиям ЕЭК ООН . По классификации, принятой в нашей стране, е гообо значение ФВК-2302. Д опоры не будем расшифровывать аббревиатуру, расскаж ем сначала о самой машине. Если речь идет о грузовиках, то обычно начинают сгрузоподъемности . «Бизон» м ожет перевозить 500 кг, полная масса 1880 кг . Габарит указан на рисунке . Внутренние размеры кузова: 2000Х X 1640 Х35.0 мм . Двигатель (1,6 л, 75 л. с / 55 кВт) и агрегаты трансмиссии (четырехступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка , б локируемыймежосевой дифференциал) — от «Нивы» ВАЗ-2121. Максимальная скорость16 ЗА РУЛЕМ 12/93Сборка грузовиков: ни конвейера, ни роботов.Грузить сторон.можно с трех110 км / ч . Расход топлива при 80 км / ч — 10,6 л/100 км , в городскомцикле — 13,4. Кабина собрана из панелей «Нивы». Стандартные крышуибоковиныукоро тили. Задняя стенка и пол — оригинальные детали: их делают специально для «Бизона». З аднюю стенку с внутренней стороны обивают кожзаменителем . Но у «Нивы», как помнят читатели, несущий кузов , р амы нет. П еревозкатяже лых грузов , да еще по бездорожью , б ыстро выведет его из строя . Поэтому конструкторы «Бизона» разместили каби ну ибортовую платформу на мощнойраме . По той же причине задняя под веска — рессорная, а не пружинная , как у «Нивы». Шесть листов рессорывоспринимаютнагрузку постоянно, а четыре (так называемый подрессорник ) в клю чаются в работу, т олькокогдавкузовележитгруз . Рессоры — от УАЗа , но число листов уменьшено , а те, что впод р ессорнике , у корочены . З аметим , что так оеконструкторскоерешение (рама плюс рессорная задняя подвеска) типично для зарубежных пикапов. П оскольку база (то есть расстояние между осями колес) «Бизона» больше, ч ем «Нивы», на 600 мм , карданный вал пришлось сделать новый, длиннее. Еще один узел был усилен — балка заднего моста. К обыкновенной «жигулевской» приварили стальные короба , чтобы она не прогибалась. Платформа кузова — с фанерным пол оми стальными бортами (передний — н еподвижный , остальные — о ткидные ) — снабжена крючками для веревок , к репя щих груз . М ежду кабиной и платформ ой — д уга безопасности. Она не дает сильно деформироваться кабине, если ма шина перевернется. Остальные узлы и агрегаты ( т ормоза , рулевое управление, э лектрооборудова ние) от ВАЗ-2121, задние фонари от ВАЗ-21011. С наружии внутри машина выглядит вполне по - з аводскому , аккуратно. В дороге ощущается комфортлегко в ого автомобиля, на какой-то момент забываешь, что ты не в «Ниве»: и капот, и панель приборов , и рычаги управле- НАШЕ ЗНАКОМСТВОобстоять дела, к огдажурнал придет к читателям, сказать трудно : пока выпускают 30—35 машин в месяц, а всего ксентябрю сделали 250 штук. Выпуск план ируют увеличить. Ситуация вэкономике непростая, и производители «золотых гор » не имеют, однако делать «бизоны» рентабельно. Пора, наконец, представить иновуюавтомобильнуюфирму . Это «Восточное кольцо» — а кционерное общество из Тольятти, где контрольный пакет акций принадлежит ВАЗу. Раньше была известна как Спецавтоцентр Волжского автозавода. По сей день ремонтируетмашины , но занимается идругими видами деятельности: п роизводит автомобили для автокросса — багги, г рузовики «Бизон», с ельхозпродукцию , стройматериалы, выращивает цветы и т. д. Производство автомобилей размещается в цехах спецавтоцентра ивспе циально построенномкорпусеплощадью 3000 м2 . Почти все операции — ручные. Сборка постовая — конвейера нет. М ашинусобирают три человека, имена которых вписаны всопроводительнуюдо к ументацию — они несут персональную ответственность за качество. Ф ирма «Восточное кольцо » (вот откудабуквыФВКв обозначении модели ) располагает своим конструкторскимбюро , а кромесерийного производства автомоби лей, есть и опытно-экспериментальное. В создании «Бизона» участвовали также специалисты НТЦ ВАЗа, Н АМИ . Л юбопытный факт: машину сделали по «инициативе снизу» — никаких планов министерства по ее созданию не существовало. Не было и централизованного фи нансирования.Съедет «Бизон» с откоса, застрянет или опрокинется! Съехал.Говорят, это не самый удачный вариант тента — серийный будет лучше.«Бизон» забрался в оранжерею. ния — все что видишь передсобой — от ВАЗ-2121. Ш умит машина примерно как «Нива», и когдадорога гладкая — такой жекомфорт . В транспортномпо т окегруженый «Бизон» идет наравне с « Ж игулями » . Вдруг — выбоина на шоссе, автомобиль тряхнуло, поминаешь недобрым словом дорожников . П отомдо гадываешься, что виноваты не толькоони . Такое бывает на большинстве грузови ков, о собеннопорожних . В прочем , тряска в «Бизоне» не идет ни вкакое сравнение стой , что ощущается при езде наЗ ИЛе или ГАЗе . О днаконекоторые черты грузовика «Бизону» п рисущи , что вполне естественно. Эффект получается довольно забавный. Если едешь вперед — л егко вая машина: быстрый разгон (с грузом , конечно, помедленнее), хорошие тормоза, маневренность. Собираешься сдать заднимходом — г рузовик : если вкузове что-нибудь громоздкое — внутренним зеркалом не воспользуешься, только бо к овыми , или высовывайся воткрытую дверь. Тот же эффект можно наблюдать со стороны . Едешь по шоссе, с мотришьвзеркало — сзади «Нива». Вдруг пошла на обгон , оказывается, это ее младший брат — г рузовой «Бизон». По сравнению со старшей сестрой у братишки «тяжелое» рулевое колесо ( п риходится прикладывать больше усилий), м еньше предел регулировки сидений — они упираются взаднюю стенку. Человеку ростом выше 185 см устроиться за рулем «Бизона» будет, пожалуй, сложно. 5 За рулем № 12Х орошо , что «Бизон» не требует пере квалификации: навыков управления легк овой машиной вполне достаточно, п ере сдавать экзамены на « г рузовую » категор иютоже нет необходимости . Техническое обслуживание не представляет трудностей : с «Нивой» м ы давно знакомы . «Бизоны» выпускаются серийно , п ро даются, и нам удалось побеседовать с владельцем такой машины. Это второй автомобиль вего семье (есть еще ВАЗ-2105). Г рузовиком хозяин доволен : помещается вгараже , п редназначенном для легковой машины, и не нужно теперь цеплять прицепк «пятерке». Высокая проходимость . Доставил, к примеру , навоз на садовый участок — н икому ничего не платил: сам погрузил , сам привез . Есть возможность заработать: возил ме бель, холодильники, как грузовое такси. Вернемся к характеристикам машины. Одна из самых важных — цена. В сентябре «Бизон» стоил семь миллионов рублей, «Нива» — о коло шести. Грузовик можно было купить свободно . Как будутУ руководства фирмы есть желание сделать новую кабину, чтобы придать «Бизону» о ригинальную внешность, а то так и будут говорить : «Нива»-грузовик, «Нивав-пикап. С однойстороны , смысл в этом есть. Но сдругой — ВАЗ-2121 имеет хорошуюрепутациюв России, знают «Ниву» и на Западе. Нынешний вид «Бизона» подчеркивает преемствен ность конструкции , что должноположи тельно сказаться на сбыте. Чего совершенно точно не хватает грузовику , так это дизельного двигателя: и топливо дешевле, и потребуется егоменьше . Увы, ни один завод СНГ дизелитакого класса не делает. В прочем , есть идругой путь, опробованный для «Нивы»,— устанавливать импортный мотор. На этом можно закончить рассказ о машине. Остается пожелать новых успехов ее создателям. Д . ПОСТНИКОВ Фото В. Князева ЗА РУЛЕМ 12/93 17