12
13
ИНВАЛИДЫ ЖИВЫ НАПЕЖЛОПм ашин . При всех упрощениях это был «почти» автомобиль. Как утверждают на заводе, его основной потребитель — сельский инвалид, к оторыйособенно ценит такие качества, как простота конструкции, неприхотливость, ремонтопригодность. Но в 1978 годуосновнойзаказ ­ чик — М инистерство соцобе^спечения РСФСР — стал подумывать о свертывании производства. П олностью , однако, не свернули, но сократили большечем вдвое. А в начале 80-х возникла мысль оради ­ кальной сменемодели . Истинных мотивов не ведаем , но подозреваем , что кому - т о стало стыдно в великой державе возить инвалидов в таких автомобилях. Тогда родилсяпроект «Ока», о злоключениях ак быдалеко ни увела нас научнотехническая революция, уровень развития общества мыоцениваем все-таки погуманитарнымкритери ­ ям. И бо машина для человека, а не наоборот. О дин из таких критериев — забота общества о слабых. Ведь это не только старики идети , но ещежертвыболезнейитравм , войн икатаклизмов . Поэтому, к сожалению , инвалидов никак не становится меньше . А посколькуавтомобили ­ зация давно стала объективным социальн ымпроцессом , то ипроблема «инвалид — автомобиль» приобрела особое значение. Тем, к то впервые приезжает на Сер пуховский автомобильный завод, н епре ­ м енно рассказывают его историю, в котороймногое символично. Еще впрош ­ л ом веке на этой территории располагалась богадельня. Здесь находили призре ­ ние сирыеиубогие . А посколькумило ­ с ердие требует средств, то при богадельне был свечной заводик и еще кое - к акие кустарные производства церковного назначения, г де обитатели приютавмеру своих сил зарабатывали хлеб насущный. В советское время за толстыми монастыр ­ с кими стенами поселилась колония для малолетних преступников. Кто знает, с колькобы она просуществовала, если бы не война. На скромных производственных площадях разместили мастерские по ре ­ м онту трофейных мотоциклов . И менно это времяможно считать датой рождения тогда еще мотозавода . А поскольку естественный путь развития — спираль, то неудивительно, что в 1952 году здесь вновь вышли на первый план задачи гума ­ нитарные: на базе ремонтных мастерских возниклопроизводствомотоколясок для инвалидов, д ействующееипо сей день. Надо сказать, что подобного транс портного средства для инвалидов не выпускали и не выпускают нигде вмире . С той страшнейшей войны домой вернулось множествоизуродованных солдат. В озможность передвигаться позволяла им хоть как-то участвовать в восстановлении народного хозяйства, а значит — зарабатывать на сносное житье . Как это ни парадоксально, и меннос инвалидов начался процесс автомобилизации в стране, о ри ­ ентированной на развитие коммунального транспорта и не поощрявшей появления массы «частников». Безногих ветеранов было немало ивдругих воевавших арми ­ ях, но общемировой путь автомобилизации отличался от нашего : там не сталиКДва поколения серпуховских автомобилей:С-ЗД 1113. и «Ока» СеДЗ-Здесь уже третий десяток лет собирают мотоколяску. придумывать специальный автомобиль для инвалидов — п о всей Европе возникла масса небольших фирм , занимавшихся переоборудованием серийных машин. Еще более существенное различие всамомподходекпроблеме . Психологи утверждают , что жалость и сочувствие могути унижать человека. Инвалиды стремятся кполноценнойжизни , на этом строится их желаниепобороть свой недуг, стать равнымчленом общества. М ожно себе представить, к акой бы скандал раз ­ разился, если инвалидам, скажем, в Германии стали бы продавать некое специальное транспортное средство, всем — о динаковое , да еще такое убогое , к ак наша мотоколяска . В нашемлицемерном обществе инвалидов всегда старались задвинуть в тень, сделать вид, что их и нет вовсе, а в качестве отступногоим предлагалась гуманная ме ­ ра — бесплатный (или почти бесплатный) автомобиль. Хотя, б удем откровенны, м отоколяска — это все женедоавтомо биль. В прочем , в начале 60-х появился серийный « З апорожец » с ручным управл ением , делали сними «москвичи». Но, к примеру, переоборудовать «Жигули» для эксплуатации инвалидом долгоевре ­ м ядаже запрещалось — а вдругнеполно ­ ценный водитель не совладает смощной , с коростной машиной? Но вернемсяв Серпухов. В 1970 году едва ли не одновременно все автозаводы перешли на новые модели . Не отстали и на берегах Оки : появилась мотоколяска С-ЗД, выпускаемая поныне. Годовой объем производства составлял 20 тысяч которогомы недавно писали ( с м . ЗР, 1993, № 10). А вконце 80-х Минавтопром издал приказ , к оторым предписывалось всем предприятиям отрасли разработать для своих автомобилей ( р азумеется , легковых) комплекты оборудования, дающие возм ожность пользоваться машинойводи ­ т елю без однойноги . Больше другихвэтом деле преуспел ВАЗ : разработал, провел приемочные испытания, выпустил малуюсериюидаже разослал по СТО предписание собирать заказы . Более того , п о собственной инициативе конструкторы разработали комплект для водителя без обеих ног. Он тожепрошелприемочные испытания. Но дальше вышла осечка. О рганизация производства на заводегиганте — д елохлопотное . Взялись за де ­ ло четыре кооператива, делали первый комплект , все заявки вродебы удовлетворяли. А при сегодняшних ценах дело заглохло. Если бытолькоцены ! С распадом СССР « З апорожец » стал иномаркой . Казна рос ­ сийская оказалась пуста, и теперь никто не ведет речи о бесплатных автомобилях. Что же , инвалиды вновь «при своем интересе»? Не станем искать категоричный ответ на этот вопрос, ведь сегодня вся экономи ­ ка страны пребывает вположении , к огдапо - с таромууже нельзя, а по - н овому еще никто не умеет . С еАЗ вошел в состав « А втоВАЗа » . С однойстороны , тольяттинц ам это на руку : «Ока» неплоха сама по себе, но на Волжском автозаводе «не прижилась», а так — сохраняется удачнаяПРОБЛЕМЫ И СУЖаЕНПЯ12 ЗА РУЛЕМ 12/93 машина, ее производство переносится сберегов Волги на берега Оки . С другойстороны , в богадельне современный автомобиль не сделаешь, а СеАЗу требуется коренная реконструкция — п о существу, строительство нового завода. ВАЗ, у кото ­ р ого других проблем по горло , финансировать такой крупныйпроект сегодня не может : в Серпухове, да ив Тольятти надеются на помощь от правительства. Во-первых, большая часть продукции СеАЗа пойдет инвалидам, что относит проектк разряду социально значимых. Во-вторых, р еконструкцияуже ведется и результат ее более реален, ч ем туманные перспективы ЕлАЗа. Читатели журналауже знают из других публикаций ( с м . ЗР, 1993, № 9, 11), что намерения «АвтоВАЗа» р асширять ' п роиз ­ водство «Оки» в Серпухове поддержал Президент России Б. Н. Ельцин. Д елоекая система значительно дешевле, оснащать еюможно машины как скарбюра ­ т орным , так ис дизельным двигателем. При этом она проста, а значит, высоконадежна. Тщательно дозируя информац ию , авторы рассказали об управлении сцеплением икоробкой передач как единым комплексом и еще о многом, чем мынепременно поделимся с читателями, когда это изделие станет серийным. О дномогу сказать определенно — эффект весьма неожидан . Разработчики утверждают , что система позволит «подогнать» л юбой автомобиль подлюбого инвалида. К томуже она «терпима» к разным стилям ез ­ д ы — от плавного до агрессивно-спортивн ого . М ы попробовали: при переключении передач как «вверх», так и «вниз», с любойбыстротой , ни разу не раздалось характерн ого хруста шестерен — устройство сглаживает ошибки водителя. Этот конвейер — словно нить, выводящая завод в завтрашний день.СЕМЬЯМ ПОГИБШИХВ драматические дни парламентс кого путча, к огда решалась судьба России, судьба нашей демократии , м ногие работники милиции до конца выполнили свой гражданскийи служ ебный долг, а некоторыеизних заплатили за это жизнью . Были среди них исотрудникиГосавтоинспекции . В те трагические дни погиб, пытаясь спасти мирных граждан от распоясавшейся толпы, п одполковник милиции Влад имир Григорьевич Рештук. Сиротами остались шестеро егодетей . В се , к томожетпомочь семье, с ообщаем расчетный счет: 164123 ОПЕРОМГБ Сбербанка РФМФО 21906 код " В А " в банке 5287/015 счет 89989. При проверке постов у Белого до ­ ма погиб еще одинсотрудникмосков ­ с койГАИ , майор милиции Александр Николаевич Шеварутин , отец двоих детей. Н омер расчетного счета для оказания помощи 164123 ОПЕРОМГБ Сбербанка РФМФО 21906 код " В А " в банке 5287/095 счет 78691. Редакция «За рулем» перечислила семьям погибших офицеров ГАИ 1 000 000 рублей.В перспективе для «Оки» — автоматическое управление сцеплением и коробкой передач. теперь за тем , чтобы эта поддержка реально помогла бы в сжатые сроки создать здесь современный завод. «Ока», к ак наиболее дешевый из российских автомобилей, будет и продаваться инвалидам за деньги, и расходиться через Министерство социальной защиты. В Серпухове справедливо считают, что констр укциейсамого автомобиля должнаи впредь заниматься такая мощнаяфирма , как НТЦ ВАЗа. Зато на СеАЗе подобралось солидное КБ по спецоборудованию . Это и поворотное кресло, облегчающее безн огому водителю вход и выход из маши ­ ны, и улучшение выпускаемых рычагов управления имногоедругое . Поскольку нередко инвалиды занимаются индивидуальной трудовой деятельностью ( р е ­ м онт часов, починка обуви), здесь разрабатывают даже мини-мастерские на базе « О ки » . Сейчас заняты доводкой системы управления, п ригоднойк установке на любом автомобиле. Инвалиду (если у него есть на то сред ­ ства и желание) надо дать возможность мчаться на динамичной вазовской «девятке» и пробираться по проселкам на ульяновском джипе . Система, разработанная в Серпухове, это обеспечивает. Когда готовился этот материал, она была ещев известной степени секретной — предстояло патентование за пределами России. К томумоменту на конструкциюуже было выдано 70 авторских свидетельств СССР и несколько патентов России. И си ­ стема, и даже сама идея весьма конку ­ рентоспособны и экспортабельны. За рубежом инвалиды часто вынуждены покупать автомобили с автоматическими ко ­ р обками передач, к оторыеминимум на 10 процентов дороже обычных. Серпухов1 За рулем № 12Фирма "СПЛАВ"предлагает Автоподъемники электромеханические двухстоечные 1,6 и 2,5 тонны; четырехстоечные 2,5 тонны. Шиномонтажное оборудование. Гаражи сборные металлические. Прицепы для легковых автомобилей.Прокатившись на такой машине, у кре ­ пился в мысли, что специальный автомобиль для инвалидов не нужен . Д ругой вопрос, к акую машину государство смо ­ ж етпредложитьмалоимущим инвалидам. Эта система, повторимся, делает пригод ­ н ымлюбой автомобиль. Достигнув такого результата, здесь решили сложнейшую гуманитарную проблему. На заводе идет реконструкция . Перестраивают старые цеха, возводят новые. На старом конвейере продолжаютсоби ­ рать С-ЗД. Отчаянно тарахтя ижевскиммотоциклетныммотором , «инвалидки», как их называют повсюду, выкатывают из цеха. Д о конца 1993-го их соберут 8 тысяч штук. А на новом конвейере — 6 тысяч машин «Ока», все с различными вариантами ручного управления. Хватит ли их российским инвалидам? А их товарищам по несчастью из других, пусть уже бывших, но все же наших республик? Что ж , как было во всякую пору, инвалиды не теряют надежды. А. С ОЛОПОВ Фото А. ГуревичаТелефоны: (095) 361-94-85, 361-94-94.ЗА РУЛЕМ 12/93 13