30
31
mv^,;,,•:—r_.Г."; .«МНОГОТОЧИЕ» ФПЛТаНОВАЯ МОДЕЛЬ «ПУНЮ» ПРЕДСТАВЛЕНА ПРЕССЕТысяча двести автомобильных журналистов со всех континентов не отрывали глаз от широкоформатного экрана. Несколько сюрреалистический фильм о фирме ФИАТ и ее роли в моторизации планеты подошел к концу. И вдруг под сводом конференц-зала «Линготто» — внезапная вспышка молнии, ужасающий грохот взрыва и... клубы дыма. Когда он рассеялся, все увидели, как, разорвав экран, на авансцену выкатились шесть разноцветных ФИАТов новейшей модели «Пунто». Экран взвился, словно театральный занавес, а шестерка «Пунто» развернулась и начала кружить в глубине сцены. Так была поставлена точка (по-итальянски «пунто») на пресс-конференции, которую проводил человек номер один в иерархии «ФИАТ-Ауто», его генеральный директор Паоло Кантарелла. — Мы собрались здесь, чтобы отпраздновать приход новой модели по имени «ФИАТ-Пунто». Для создателей автомобиля этот момент всегда высокоэмоционален. Он означает, что закончился период долгой и интенсивной работы, в которую были вовлечены значительные людские, технические и финансовые ресурсы. Теперь дело переходит в другие руки — прессы, заказчиков, торговли. Но то, что вы сегодня увидите и потрогаете,— это больше, чем . новая машина. Модель, о которой говорил Кантарелла, подготовлена на смену «ФИАТ-Уно», выпускаемому уже свыше десяти лет, с января 1983 года. Этих автомобилей фирма изготовила более шести миллионов. «Пунто» был спроектирован в молниеносном (не оттого ли вспыхнула молния в зале?) темпе — 35 месяцев прошло от утверждения технического задания до первой машины, сошедшей с конвейера. Рекордной скоростью разработки моделей прославилась «Хонда», но и она не в состоянии пока подготовить выпуск новой легковой машины быстрее, чем за 38 — 40 месяцев. — Времена, обстоятельства, цели меняются, но решимость ФИА Та продолжать создание новых конструкций остается неизменной. При этом мы отдаем себе отчет в трудностях текущего момента. В нынешнем году европейский рынок легковых автомобилей сократился быстрее ив большей степени, чем двадцать лет назад, когда грянул первый топливный кризис. Последствия известны всем. На прибылях автомобильных фирм тяжело сказалось как сокращение объема сбыта, так и возросшая конкуренция. Европейская автомобильная промышленность вступает сегодня в самый тяжелый период своей истории. Мы, однако, считаем, что столь резкое падение спроса вызвано не только объ30 ЗА РУЛЕМ 12/93 ективными сложностями, но и общей атмосферой неопределенности, отсутствием уверенности, из-за чего подлинные трудности лишь усугубляются. Чтобы справиться с ними, надо много и упорно работать, веря в успех. 1985-го). Очевидно, Кантарелла имел в виду наследников этих моделей. Ну, а что касается «Пунто», то, судя по акцентам, сделанным на представлении машины, ему отводится особая роль. — Мы задались целью сделать не проОблик «ФИАТ-Пунто» создал знаменитый Джордже Джуджаро и его фирма «Итал Дизайн».Генеральный директор «ФИАТ-Ауто» П. Кантарелла у конвейера на новом заводе в Мелфи, где будут делать «Пунто». Глава итальянского концерна говорил открыто и уверенно, давая понять, что знает рецепт успеха. — ФИАТ, как и все европейские промышленные компании, взялся за серьезную рационализацию и реорганизацию. Но для быстрого выхода из кризиса инициативным действиям каждой фирмы должны помогать решительные усилия правительств отдельных стран и Европейское Сообщество в целом. Индустриальная политика на европейском уровне нуждается в подлинном оживлении, и тут очень важную роль может сыграть автомобилестроение. Его особая роль — в возможности исключительно крупных и быстрых инвестиций. Например, в 90-е годы «ФИАТ-Ауто» вложил 40 триллионов лир (около 27 млрд. долларов — ред.) в обновление своих заводов и продукции. Мы вскоре будем выпускать 18 новых моделей, некоторые из них уже представили, а другие в очень быстром темпе, через несколько месяцев, готовим к выходу в свет. Напомним читателям, что «Чинквеченто» ( З Р , 1992, № 4) дебютировал в декабре 1991-го, в начале сентября нынешнего года появился «Пунто», почти одновременно с ним была представлена спортивная модель с двухлитровым двигателем. Пора в отставку «Панде», которая выпускается с марта ) 980-го и модернизирована в январе 1986-го, да и «Кроме» (премьера состоялась в декабре сто хороший автомобиль, немного экстраординарный, чтобы «расшевелить» рьшок, но такой, который со всех точек зрения был бы в своем классе вершиной. И действительно, по уровню безопасности, комфортабельности, скоростным характеристикам, дружелюбию к окружающей среде «Пунто» в полной мере отвечает весьма далеко идущим современным требованиям. Нужно отдать справедливость Кантарелле. Он не просто сотрясал воздух рекламными лозунгами (как же без них!), но оценивал, как любят говорить у нас, проделанную работу. По габариту, массе, рабочему объему двигателя «Пунто», как «Таврия», принадлежит к особо малому классу ( З Р , 1993, № 7 ) . Шесть из 13. его модификаций оснащаются гидроусилителями руля, восемь — электрическими стеклоподъемниками, семь — «разрезными» спинками задних сидений, две — антиблокировочной системой в приводе тормозов, девять — тахометрами в качестве стандартного оборудования. За дополнительную плату на семи модификациях могут быть установлены кондиционеры, на четырех — кожаная обивка, на тринадцати — электронное противоугонное устройство, на девяти — люк в крыше, на всех тринадцати — надувные подушки безопасности. Обилие модификаций показывает, что «Пунто» — это целое семейство, образованное комбинациями из шести разных по мощности двигателей (включая дизельный), двух типов кузовов и пяти вариантов комплектации. Словом, не «точка», а прямо-таки «многоточие»... — «Пунто» рассчитан на вкусы и требования европейского потребителя конца XX века, чтобы отвечать его запросам как с точки зрения качества исполнения, так ис позиций высокой прочности и надежности. В этой машине мы уделяли невероятное внимание любой мелочи. Назову несколько цифр. Для дорожных испытаний ФИАТ изготовил 180 опытных образцов и макетов. Свыше 80 машин мы разбили при испытаниях на безопасность. В ходе доводки на надежность двигателей и других узлов прототипы «Пунто» преодолели шесть миллионов километров дорог в разных климатических условиях: от Долины Смерти в Калифорнии до Заполярья. За год до начала серийного выпуска мы изготовили «нулевую» партию из 200 машин для отработки на-них «мелочей». Нам удалось создать новую модель всего за 35 месяцев, опираясь на межотдельскую интеграцию, когда конструкторы, технологи, • производственники, смежники и потребители работали рука об руку, од-ПРЕЗЕНТАЦИЯчайшую сеть из 50 тысяч дилеров. Сегмент европейского рынка, на который нацелен «Пунто», за последние 15 лет расширился с 20 до 30 % в общем объеме продаж легковых машин. Чтобы противостоять конкурентам, мы создали такую модель и смотрим в будущее с реализмом, но в то же время с разумным оптимизмом. «ФИАТ-Ауто» рассчитывает в 1994 году на подъем. В России отношение к ФИАТу особенное. Мы помним, что наш первый серийный грузовик АМО-Ф15 вырос из ФИАТ-15Тер. Не скрываем, что по элементам конструкции у ЗАЗ-965 много общего с ФИАТ-600. Знаем, что ВАЗ-2101 — прямой родственник ФИАТ-124. Эти факты и продолжающиеся контакты с итальянской фирмой определяют интерес россиян к ее судьбе Там, в Турине, я невольно проводил аналогии с нашей автомобильной промышленностью — ВАЗом и другими заводами — по масштабам проекта, инвестициям, срокам, ассортименту моделей. После презентации журналисты получили возможность опробовать новинку во время 88-километровой испытательной поездки — тест-драйва, как нынче говорят. Дизельный пятидверный «Пунто-SX-TDS» и бензиновый трехдверный «Пунто-ELX» с 1242-кубовым двигателем и усилителем руля показали себя при первом знакомстве неплохо. Но это — тема отдельного разговора. А чтобы поставить точку в рассказе о многих «пунто», назову цену самой дешевой модификации: 14,5 миллиона лир — 10 тысяч долларов. Турин Л., Ш У ГУРОВнои командой над каждым узлом или системой. Да, усилия приложены колоссальные. Компания с мощным организационным потенциалом смогла, изменив традициям, встать на принципиально иной путь подготовки производства новой модели. Слушая Кантареллу, я все хотел спросить, что же представляет собой упомянутый им новый завод для «Пунто». И оказалось, в своем интересе был неодинок. Кантарелла разъяснил. — Завод в Мелфи, на юге Италии, вступает в строй с 1994 года. Его построили в рекордный срок: за два года на пустом месте. Но, конечно, производством «Пунто» станут заниматься и другие предприятия ФИАТа, включая заводы «Мирафьори» и «Термини Имерезе». В целом проект «Пунто» потребовал более 5,6 триллиона лир. Из них 2,5 триллиона вложены в производство, 2,7 — в специализированное оборудование и 400 миллиардов — в исследования и доводку машины. Проектная мощность завода в Мелфи, где будут собирать машины нового семейства,— 700 тысяч автомобилей в год, ФИАТ намерен экспортировать половину своих «пунто». Они должны завоевать покупателей, конкурируя с такими совершенными автомобилями, как «Ниссан-Микра», «Форд-Фиеста», «Пежо-106», «Рено-Клио», «Опель-Корса», «Фольксваген-Поло», «СЕАТ-Ивиса». — Мы полагаемся в Италии на широ8*На снимках слева направо, вниз: самый «слабый» из «Пунто». Двигатель — 3 1108 см , 55 л. с/40 кВт при 5500 об/мин. Снаряженная масса — 875 кг. Скорость — 155 км/ч. Время разгона с места до 100 км/ч — 16,5 с. Расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч — 4,7; при 120 км/ч — 6,5; ГЦ — 7,9.Машина очень компактна: длина — 3760 мм, ширина — 1625, высота — 1450, база — 2450, колея передних колес — 1395, задних — 1373 мм. Силовой агрегат размещен поперек кузова. Ведущие колеса — передние.«Пунто-GT» наиболее «живой» в семействе. Двигатель — 1372 см3, 136 л. с/98 кВт при 5850 об/мин. Снаряженная масса — 1000 кг. Скорость — 200 км/ч. Разгон с места до 100 км/ч — 7,9 с. Расход топлива: 6,1; 8,3; 9,7 л/ 100 км. Фото «ФИАТ-Ауто»ЗА РУЛЕМ 12/93 31