60
61
ПРИВЕТ ОТ КЕНГУРУЛВТОМАРЛФОН «ЛОНДОН — СИДНЕЙ» ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯТе, кому сегодня за сорок и кого всегда привлекали события в автомобильном мире, в автоспорте, конечно же , сохранили в своей памяти автомарафон «Лондон — Сидней» — «ралли века», как называли его тогда, 25 лет назад. Вся пресса, теле- и радиоэфир были заполнены сообщениями с трассы невиданного марафона, который демонстрировал миру безграничные возможности' современных автомобилей и людей за рулем этих машин. Среди всего нового и необычного, что сопутствовало этому ралли, было и участие в нем команды советских автоспортсменов, стартовавших на автомобилях «Москвич-412» — новой в то время модели АЗЛК . В самом деле, вступить в соперничество с машинами лучших автомобильных фирм, с многоопытными раллистами со всего света в таком беспрецедентном соревновании уже само по себе было сенсацией. Но, наверно, еще большей сенсацией стал успешный финиш всех четырех наших экипажей в Сиднее. Чтобы представить себе атмосферу у нас вокруг ралли в то время, приведем еще раз строки из письма вжур ­ нал «За рулем», которые были опубликованы в № 4 за 1969 год. «Мы внимательно следили за ходом ралли,— писал нам водитель из колхоза «За мир» Никопольского района Днепропетровской области С. Баранцов.— Хотелось, чтобы «москвичи» не подвели. Наш коллектив шоферов как один болел за советскую команду, словно мы сами ехали рядом с нашими спортсменами». И вот четверть века спустя снова «Лондон — Сидней», снова «москвичи» и снова имена тех, кто финишировал в Сиднее в шестьдесят восьмом году. Гости редакции — заслуженные мастера спорта, участники ралли-марафонов «Лондон — Сидней» 1968 и 1993 годов60 ЗА РУЛЕМ 12/93«Москвичи» и их экипажи перед отправкой к месту старта из Москвы. Слева направо: В. Щавелев, А. Ипатенко, В. Водяницкий и А. Долбиш. Фото В. Князева Александр Васильевич ИПАТЕНКО и Виктор Алексеевич ЩАВЕЛЕВ. Они делятся впечатлениями от этих соревнований, м ежду которыми лежит дистанция в четверть века. Очень энергичный член Английского королевского автомобильного клуба Ник Бриттен, известный среди раллистов под прозвищем «Бритник», год назад взялся организовать памятное — назовем так — ралли «Лондон — Сидней». В память о первых таких соревнований он предложил спустя 25 лет провести автомарафон по тому же маршруту и пригласить участвовать в нем наравне с действующими раллистами ветеранов того ралли на тех же машинах. Что и говорить, идея хорошая, но кто возьмется финансировать и подготовительную работу, и организацию самого ралли? «Бритник» нашел спонсора — английский «Ломбард банк». Тот самый, который открывает в Англии кредит автомобилистам для покупки машин, и тот самый, что выступает спонсором ралли Королевского автоклуба — традиционно последнего этапа мирового первенства. Но для нас, российских спортсменов, важнее всего было найти своего спонсора, который смог бы покрыть расходы на подготовку автомобилей, экипировку участников, приобретение запчастей, масла, свечей и многого, многого другого. К счастью, это удалось. Президент акционерного общества «Интерволга» Александр Александрович Дол ­ биш, сам в прошлом автогонщик, мастер спорта, пошел нам навстречу. Спонсором российской команды стала «Интерволга». Оставалось решить еще один не ме ­нее трудный для нас вопрос: где взять машины, причем не какие пожелаем, а только той марки, на которой мы выступали 25 лет назад. Здесь на помощь пришел «Ижмаш». Он подготовил «Москвич-412» и, надо сказать, блестяще. Автомобили прошли всю дистанцию без поломок. Единственное, что пришлось заменить,— генератор на машине Щавелева. Это было в Венгрии. Оба «Москвича-412» — с серийными двигателями, но с усиленными деталями кузова, подвесок колес и защитными решетками впереди. Автомобили других участников были заметно мощнее наших. Нужно еще уточнить, что из 106 стартовавших экипажей 32 были укомплектованы ветеранами ралли-марафона 1968 года на машинах того времени, хотя в ряде случаев и более позднего выпуска. Чтобы выделить эти машины, стартовые номера на них нанесли красной краской. Наши экипажи выглядели так: N° 6 — Александр Ипатенко — Виктор Водяницкий, № 8 — Виктор Щавелев — Александр Долбиш. Нынешнее ралли резко отличалось от того, что состоялось 25 лет назад. Участники отдыхали каждую ночь — тогда такого не было. Но не подумайте, что соревнования были просто путешествием. Четверть века назад на дистанции было мало допов, теперь же ежедневно проходили 2 — 3 спецучастка, причем очень тяжелых. Например, Зантус — Балладония в Австралии — это 168 ужасных километров. Лесные дороги, пыль, прямые отрезки не длиннее полукилометра. Именно там 11 мая наш экипаж под номером шесть трижды заменял полуоси ив конце концов вынужден был сойти: удар о камень в пыли деформировал балку заднего моста в зоне редуктора. И хотя до этого допа экипаж держался где-то в седьмом десятке, с надеждой дойти до финиша пришлось расстаться. И еще одно отличие нынешнего ралли от прежнего — очень жесткий график движения. Положением о ралли машины сопровождения не разрешались. Весь ремонт — своими силами или кто как устроится. Правда, вместе с участниками шли «летучки», предоставленные организаторами. Но они могли помочь крепежом, инструментом, тестерами, материалами. Помочь — да, но все делайте своими руками, используя свои запчасти. К «легенде» мы не прибегали, как это делает большинство современных раллистов, которые на официальных тренировках «утюжат» дистанцию и составляют скрупулезное ее описание, по которому можно нестись чуть не вслепую. «Легенду» совершенно незнакомого этапа, да и то весьма схематичную, нам выдавали за час до старта. Теперь, возвращаясь мыслями к прошедшему ралли, мы склонны думать, что нынешние раллисты, члены сборной команды России, не одолели бы этот марафон. Нет, не потому что они хуже ездят, чем наше поколение раллистов. Просто у них сложился другой, определенный стереотип действий. По хорошо изученной и «прописанной» трассе идти почти на все 100 % своих возможностей. В условиях марафона такая ез ­ да — верный шанс разбить машину. Здесь нужно оставлять запас и максимально мобилизовать внимание, чтобы успеть среагировать на ошибочно уста-jСПОРТ новленные указатели или на непредвиденное препятствие. По Индии мы шли в самое жаркое время: 43 по Цельсию. От теплового удара умервДели англичанин Базиль Уэдман. Англичане РоджериМаргарита Иланд (и не они одни ) , чтобы не закипел двигатель, включали отопитель! Только подумайте, к аковоимприхо ­ дилось. Новозеландец Грэхэм Лоример , ехавший на « Ф орде - Э скорте » , рассказал, что в эту жару скинул 10 кило . В ходе раллип рошли всю Индиюи начали гонку по Австралии. Все на томже доле в Балладония обоих преследовали проколы шин, так что экипажи соревновались ивскорости замены колес. Но 13 мая — р оковое число! — у Лоримера начались неполадки смотором . Заклинил ролик временномприводе распределительного вала, м отор отказал, и Лоример со своимвезли домойзримый привет от австралийского кенгуру. Д овольно быстро удалось выправить помятый капот, отремонтировать вентилятор. А вот у Роя Диксона на « Ф орде Зефир» 1959 года уже не от встречи скенгуру треснул картер рулевого меха ­ низма. Машина давнишняя, и сейчас в эпоху реечных рулевых механизмов найтиОперация по переброске ста с лишним автомобилей участников на двух наших «Русланах» АН-124 из Анкары в Дели. Фото А. Малявинаон ежедневно выпивал по 12 бутылок воды. Магараджа из индийского города Джодхпура , через который проходила трасса ралли, в ечером3 мая устроил для участников фантастический банкет. Но даже это не могло компенсировать нам трудностей пути. Д о Джодхпура дошел 101 экипаж из 106 стартовавших. В Турции прилобовом столкновении с автобусом погиб англичанин Брайан Пинтер, а в Индии кениец Джордж Барбур, блестяще шедший на «Пежо», сбил насмерть сначала мальчика, перебегавшего дорогу , а позже — мужчину. Но, к роме трагических, были икурьез ­ ные случаи. Англичанин Мак Харвей, к о ­ торый выступал на «Порше», к аждые два дня выбрасывал за бортгрязные носки, трусы, м айки : чтобы легче найти дорогудомой , если не закончу ралли, шутил он . Отлично шел экипаж на « Ф орде - Э с ­ корте» — Д эвид Томас, полицейский инс трукторвождения из Австралии, в паре сДженнифер Бриттен, ж еной «Бритника». К огда участники уже мчались по Австралии, эта пара вобщем зачете выдвинулась на третье место, но злопо ­ лучный доп Зантус — Балладония отбро ­ сил их на 20-е место. А потом инс труктор улетел сдорогии превратил машину вкомок , габарит которогоопре ­ делял каркас безопасности. К счастью, э кипаж остался невредим . Борьба на дистанции была очень остр ой . Но велась неизменно по-товарищ ески . И помогали друг другу как могли : б ензином (в том числе и нам в Австралийских Альпах), и нструментом — да всем. Когда мы мчались по Европе, лидировал англичанин Терри Хантер на «Порше-911», очень мощномибыстроход ­ ном. А потом началось единоборство между новозеландцем ГрэхэмомЛоримером на « Ф орде - Э скорте » и будущим победителем англичанином Фрэнсисом Татхиллом тоже на «Поршне-911». В Турции Татхилл проигрывал две секунды , п отом стал лидеромиужеЛоример уступал ему девять секунд . В такомпорядкек артер для червячного, да еще в австралийской пустыне , — абсолютно невозмож ­ но. О горченный спортсмен махнул рукойи отошел на обочину. И там (представьте себе!) в импровизированной свалке металлолома ему попался ржавый картерн апарникомСиктомпрямо на трассе перебрали двигатель. Ремонт занял полчаса, а обычно на СТО на него ушло бы, по свидетельству фордовских механиков, три часа. Л оример отодвинулся на четвертое место, а на вакантное второе выдвинулся австралиец Ян Воген (он 25 лет назад финишировал третьим) на машине «Форд-Фалькон-GT» с пятилитровым двигателем. Высокая надежность и прекрасная под ­ готовка «москвичей» избавили нас от тог о , чтобы терять время на ремонт . По Европе оба наших экипажа держа ­ лись в восьмой десятке участников. Когда в Турции дороги стали хужеи начались сходы (первыми выбыли из борьбы голландцы братья Фермеер на ДАФ - 5 5 ) , м ыуже поднялись на 7—10-е места. В Индии экипаж № 8 был на 59-м, а № 6 — на 79-м месте. Потом «шестой» с поврежденным задним мостом сошел в Австралии, а «восьмой» после рокового для многих допа методически улучшал свое положениеи поднялся до 25-го места, к оторое , бесспорно, м ожно считать очень неплохим. Приличному результату мы , м еждупрочим , обязаны игоночному маслу «Кастроль-RS». Кстати, на всем протяже ­ нии марафона мы его ни разу не меняли. И все жевсамомконце ралли тем ­ ной ночью «восьмерка» «поймала кенгу ­ ру». Н еожиданно — глухой удар. Сворачиваем на обочину: защитная решетка погнута, капот не открывается, радиатор, к счастью, не течет. Животное, весом около 80 килограммов , погибло, оставив на машине заметные следы. Так мыпри -Вангаратп. СиднейКанберраруля от « Ф орда - З ефира » . Остальное было делом ловкости рук . Нам, конечно, хотелось бы подчерк ­ нуть не только надежность автомобилейветеранов, но и спортсменов-ветеранов. Поседевшие и полысевшие за 25 лет, они не утратили боевого духа. И вот Воген, Кларк идругие раллисты привезли просто отличные результаты. Не умаляя заслуг победителя и других участников, с кажем все же , что именно они были героямиторжественного приема 16 мая на финише в Сиднее напротив знаменитогооперного театра, п остроенногов стиле модерн . Впечатления раллистов записал Л . ШУГУРОВРЕЗУЛЬТАТЫ РАЛЛИ - М АРАФОНА На старте — 106 экипажей , на финише — 86. Дистанция — свыше 16 000 км . 1. Ф . Татхилл — А. Шовелл (Англия), «Порше-911»; 2. Я. Воген — Б. Л ейк (Австралия), «Форд-Фольксваген-GT»; 3. М. К иркланд — С. Сассон (Кения), «Пежо-504»; 4. Р. Кларк — Э. М ой ( А нг ­ лия), « Ф орд - Э скорт » . . . 5. В. Щавелев — А. Д олбиш (Россия), «Москвич-412».ЗА РУЛЕМ 12 9361