ТОК ЗАЩИЩАЕТ ОТ КОРРОЗИИНа прилавках магазинов немало устройств, зарубежных и отечественных, в которых используется принцип электрохимической (катодной) защиты кузова автомобиля от коррозии. Эффективность многих из них — возможно, в силу необычности метода — вызывает большие сомнения у автолюбителей. Журнал уже предоставлял слово специалистам по защите металлов от коррозии (ЗР, 1992, № 10). Сегодня своим опытом делятся сотрудники Всероссийского НИИ коррозии — заведующий лабораторией кандидат технических наук В. ТЕРШИН и научный сотрудник А. БОНДАРЕНКО. Традиционный метод защиты кузова автомобиля от коррозии — это нанесение на металл лакокрасочных покрытий , нер едкомногослойных . О днаков процессе эксплуатации происходит постепенное их разрушение : из-за вибраций при движ ении появляются микротрещины , п од ударами камней или песка краска откалывается. При пониженных температурах по крытия становятся хрупкимии еще больше подверженыповреждениям . В результате влага попадает на незащищенный металл. Еще более уязвимо защитное покрытие днища и внутренних полостей — недаром его рекомендуют обновлять каждые два года, а при интенсивной круглогодичной эксплуатации — е жегод но. Согласитесь, это дорогое удовольствие. Вполне понятно желание приоб рести чудо - п рибор : о дин раз потратился и навсегда защитил кузов от ржавчины. Но возможно ли это? П режде чем ответить «да» или «нет», придется рассказать ометоде катодной защиты от коррозии , к оторыйшироко применяется на самых разнообразных объектах. Н апример , на кораблях устанавливают специальные протекторы , к ото рые, растворяясь вморской воде, обеспечивают защиту корпуса судна. П одзем ные трубопроводыпередукладкойоб рабатывают антикоррозионными составам ии обматывают специальной лентой. На определенном расстоянии от трубо провода закапывают анод — металличес кую болванку, к которойподключают «плюс» источника постоянного тока, а к самой трубе — «минус». О днако автомобиль — не морское судно и не подзем ный трубопровод , постоянно находящиеся вэлектропроводящей среде. Тонкая пленка влаги на кузове то высыхает, то вновь образуется, поэтому катодная защита малоэффективна: радиус ее действия очень мал. М ожно , к онечно , установить множествопротекторов (анодов), вдобавок опутав проводами весь автомобиль, или применить радикальный способ — оцинковать кузов (это делают на довольно дорогихзарубежных машинах), но оба способа очень сложныитрудоем к и . И тем не менее решение проблем ы найдено. Два года назад в лабораторию защиты металлов от электрохимическойкоррозии нашего ВНИИ обратились работники «АвтоВАЗтехобслуживания» с просьб ой провести экспертизу электронногоантикоррозионного устройства «Rust Evader» ( С ША ) для автомобиля. М ы установили его на детали кузова «Волги», ВАЗа, «Москвича» и имитировали по в реждениязащитного покрытия. Не будем углубляться в детали эксперимента, с кажем лишь, что радиус дей ствия «Rust Evader» не превышал 25 см . В реальных условиях гальваническая связь между анодами и защищаемыми участк ами поверхности может нарушаться из за масляных водоотталкивающих пятен и просто из-за высыхания неповрежденной поверхности. В дефектных местах влага способна задерживаться очень долго , и если гальваническая связь прервется, то кузов не будет защищен. ДействительСпереди и сзади на кузовприклеивают аноды, т акже малоизНашивающиеся. Д ля этого потребовалось создать специальный токопроводящий клей. А ноды присоединяют кэлектронно му блоку — м иниатюрной катодной станции, которая питается от аккумулятора . Станция следит, чтобы электрическое напряжение было в определенных преде лах: если ономеньше — мал радиус дей ствия, если больше — начинает выделяться водороди лакокрасочное покрытие отслаивается. А ноды , связанные со станцией, называют первичными, а токопроводящеепо Схема электрохимической защиты кузова от коррозии: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — катодная станция; 3 — сплошное защитное покрытие днища кузова — вторичный анод; 4 — первичные аноды.но, к огда при испытаниях мы смачивали только дефектыпокрытия , к оррозия наблюдалась уже на расстоянии 5 см от анодов. Таким образом , выяснилось, что амер иканское устройство имеет низкую эффективность. Было испытано и отечественное УЗК - 1 . Этот недорогойприборсодержит электронный блок и восемь анодов из нержавеющей стали. Результат оказался весьма похожим на преды д ущий . Разница лишь втом , что отечественные аноды теряли свою массу, а американские, изготовленные из карбоси ла, к оррозии не подвергались. Что же делать? М ыв институте ре шили не хоронить идею электрохимической защиты кузова автомобиля, а по добрать вариант, к оторый подходит для данного случая. Специалистам известен такой способ. Стальные конструкции , находящиеся вморской воде, в период отлива оказы ваются на воздухе. На поверхности ме талла остается вода, которая скоро высыхает — здесь и на автомобиле условия схожи . П роблема защиты морскихсоору ж енийуже решена спомощьютонко п леночных , (вторичных) анодов. На по верхность металла в зоне переменной смачиваемости наносят лакокрасочное по крытие, а поверх него — сплошной токо проводящий слой, и меющий электрический контакт санодом системы электр охимической защиты. Так достигается стопроцентная защита металла. Чтобы приспособить методк автомобилю, потребовалось время. Т окопроводящее покрытие (толщиной около 200 микрон ) н ужно нанести на все днище кузова. О носодержит специальные добавки, у меньшающие износ, а также ингибиторы (замедлители) к ор р озии : они способствуют защите ме талла при отключенном электропитании.крытие — вторичным анодом . Если в защ итном . п окрытии кузова есть дефект , то обнаженный металл через воду, попавш уювповрежденное место, замыкается на вторичный анод, к оторый связан через первичные со станцией. Электрохимическая защита начинает действовать. При желании можно нанести вторичный анод и внутри салона — под коври к и , а на весь кузов снаружи , к сожа л ению , нельзя — покрытие непрозрачное . Естественно, чем больше повреждений , т ем больше электроэнергии придется расходовать для катодной защиты. По величине потребляемого тока можно узнать, что пришло время обновлять защитное покрытие. Наибольшую эффективность такая си стема защиты от коррозии обеспечит, если обработать еще новый автомобиль. Бывшие в эксплуатации машины надо предварительно покрыть обычной защитной мастикой, а на нее наложить вторичный анод. Его можно нанести воздуш ным или безвоздушным распылителем либо кистью, как обычную краску. О тметимв заключение, что разра ботанная композиция обладает высокой эластичностью, а составляющие ее ком поненты недороги . ОТ РЕДАКЦИИ. По-видимому, проблем у защиты кузова автомобиля от корро зии еще рано считать решенной : новый способ должен выдержать проверку врем енем . Ученые рекомендуют использовать катодную защиту лишь как дополне ние к традиционным способам . Заявления, что кузов, на который установили электрохимическую антикоррозионную систему, не нуждается вобработкема стикой и составами типа «Мовиль» — это не более чем рекламный трюк без серьезных обоснований.ПОПСКП • ИДЕИ • РАЗРАБОТКИ6*ЗА РУЛЕМ 12/39 23