ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАЕ ПОМОЖЕТГАИ принимает экзамены по новым билетам! Это сообщение, конечно же , не могло пройти мимо будущих водителей, а также тех, кто лишился «прав» и вынужден повторно предстать перед экзаменационной комиссией. Прояснить ситуацию нам помог заместитель начальника отдела автотехнической инспекции ГУ ГАИ России Л . КОЧЕТОВ. а втомобили : этот едет первым , этот втор ыми т. д. Хотя вжизниважно знать толькоодно — за кем едешь ты. — Но, наверно, и новые билеты, как и раньше, м ожно заучить! — Вряд ли. Судите сами, в них 980 вопросов, а раньше было всего 300. О сновнойблок включает 550 вопросов для водителей транспортных средств всех кат егорий . К рометого , для каждой категории предусмотрены дополнительные вопросы (А — 52, В — 206, С — 121 иD — 47 вопросов). Согласитесь, зазубрить правильные ответы на 600 вопросов могуттолько очень «одаренные» л юди . З убреж ка не поможет — придется вникать в суть Правил. И еще одна особенность новых билетов. «Картинка» в них дается как бы из окна автомобиля, то есть вы становитесь участникомдорожной ситуации, а не сторонним наблюдателем, в зирающим на перекрестокс высоты птичьего полета. — В свое время, когда мне пришлось сдавать экзамен по ПДД , нужно было отвечать на вопросы, касающиеся самых разных категорий транспортных средств, чуть ли не трактора. — И менно так. Более того , то, о чем мыговорим , стало еще однимповодом для замены билетов. Действительно, зач ем , с кажем , м отоциклисту знать правила буксировки сельскохозяйственной техники черезжелезнодорожныйпереезд или водителюлегкового автомобиля — остаточную глубину рисункапротектора шины автобуса? Новые билеты это учи тывают — они разделены по категориям транспортных средств: А, В, В—С, D. — Лев Александрович, если кто-то готовился к экзамену по старым билетам, а в ГАИ ему предлагают проверить знания по новым! —Если он действительно серьезно изучил Правила, то успешно сдаст экзам ени по новым билетам. Если жепросто заучил ответы, то, сами понимаете, придется еще позаниматься. — Спасибо за информацию. Будем надеяться, что смена билетов пойдет на пользу тем , кто пополняет армию водителей, а значит, и всем нам, участникам дорожного движения. Беседу вел Ф . И ЛЮХИН— Лев Александрович, зачем понадобилась смена экзаменационных билетов, ведь по старым, проверенным временем, столько людей уже прошли курс обучения! — Прежде всего — неудовлетворенность результатом подготовки водителей. Часто даже тот, к то сдал теоре тический экзамен по ПДД на «отлично», садясь за руль, в реальной обстановк е терялся. Причина — в механическом «заучивании» билетов, п оскольку они по строены так, что не стимулируют глубок ого изучения Правил. Приведенный в них набор дорожных ситуаций требует пред ставить их как бы со стороны , а не с места водителя. Д остаточно зазубрить их и чисто теоретически «разводить»РАВАМожно ли получить водительское удостоверение, минуя многомесячные курсы , т ем более что многие претенденты на звание водителя вполне могут самостоятельноВ озможность получить удостоверение водителя, сдав экзамены экстерном, существовала давно, но только по осо б омуразрешениюи для определеннойкатегории лиц. О днакопод напором желающих сесть за руль было принято три нормативных документа, каждый из которых расширял эту возможность . Все они действуют по сей день, д опол няя другдруга . Первый из них — п риказМВД бывш его СССР от 6.01.1987 г. № 6 — давал право ГАИ допускать к экзамену экстерн ом на получение удостоверений катег орий «А» и «В» ж ителей населенных пунктов, где не было школи курсов по подготовке водителей. Д ля остальных разрешалось «в порядкеисключе ния», с учетом условий их работы. Тот, к то не сдавал экзаменспервого раза, м ог повторить попытку через двадцать дней (выпускник курсов — всего через пять), а после третьей неудачи должен был пройти курсовуюподготовку . Спустя три года приказ по ГАИ 27/г-647 от 32.05.1990 г. расширил кругдопускаемыхк сдаче экзаменов экстерном , а такженесколько упростил процедуру допуска. Последним нормативным докумен'КСТЕРНОМподготовиться к проверке своих знаний и навыков? Самый полный ответ на этот вопрос вы узнаете, прочитав предлагаемую вашему вниманию заметку .в озможности посещения курсов ) и т. п. Все заявления такогородадолжны быть подтверждены соответствующими докум ентами , и рассматривают их в индивид уальномпорядке . П ричемк сдаче экзаменов на категорию «С» допускает тольковпорядкеисключения главный государственный автомобильный инспект ор (начальник ГАИреспублики , к рая , области) при наличии объективных осно ваний, о которых говорилось выше. Размеры ипорядок оплаты экзаме нов и водительских документовопреде ляют местные органы власти. С кажем , в МосквеиМосковской области экстерн на категорию «А» обойдется воднуми н имальную зарплату, на категорию «В» — восемь и «С» — десять. Что касается граждансразличнымифизическимиотклонениями , инвалидов, то Госавтоинспекция контролирует тольк о наличие медицинской справки сраз р ешением на управление той или иной категориейтранспортного средства. М е д ицинскиеже требования, предъявляемые к водителям, входят вкомпетенциюМи нистерства здравоохранения . С. ЯБЛОЧКИН, Д . КИРИЛЛОВ, ГУ ГАИ МВД РФтом (№ 13/г-811), в ыпущенным уже Главным управлением ГАИМВД России 23.07.1992 г., экстерн разрешен уже (правда, с большими ограничениями) и для желающих получить водительс коеудостоверениескатегорией «С». Это объяснимо : г рузовые автомобили появились в частном секторе — у ферме р ов , п редпринимателейи т. д. К аковыже все-таки сегоднявозмож ности для сдачи экзаменов без курсо вой подготовки? Руководству Госавтоинс пекций республик в составе Российской Федерации , краев, областей, автономных образований дано право устанавливать для каждого региона в отдельности свои критериидопускагражданк сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения категорий «А» и «В» в зависимости от местных условий (состояние аварийности, наличие изагруженность учебных организаций и т. д.). К такимкритериям относятся наличие высшего или среднего специального образования ( п ро г раммакоторого включает изучение дис циплин, касающихся устройства и эксплуатации автотракторной техники), работа, связанная с эксплуатацией или ремонтом автотранспорта, служебная необходимость управлять транспортом ( п ри неЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА36 ЗА РУЛЕМ 12/93