ДИЗЕЛЬ ЗИМОЙМорозным утром у ночевавших на стоянке КамАЗов, МАЗов, «икарусов» появляются люди с факелами: водители отогревают дизельные двигатели, подготавливая их к рабочему дню. А как реагируют на русскую зиму легковые иномарки с дизелями, которых становится все больше в нашей стране! Рассказывает А. ЧУЙКИН.Сначала об особенностях дизеля, затрудняющих его работу на холоде — точнее, не только работу, с колько пуск. Причин этому несколько. Во-первых, чтобы пустить двигатель вмороз , надо «раскрутить» его до больших оборотов, чем в теплое время. Д изель ное топливо воспламеняется, смешиваясь в распыленном состоянии с раскаленным воздухом, нагревающимся вследствие сжатия. Как пишут в книгах: «...параметры такта сжатия (давление и температура) определяют надежность самовоспламенения топлива», то есть температура в цилиндре в конце сжатия должна превышать ту, при которой топливо самовоспламеняется. Конкретные цифры таковы. На пусковомрежиме давление в цилиндрах достигает 15...25 кгс / с м2 , т ем пература самовоспламенения дизтопли ва — 200...210°С, а температура вци линдре, необходимая для надежного пуск а , — 300...340 °С. Ясно, что зимой , к огдадвигатель всасывает холодный воздух, а теплопередача в стенки стылого цилиндра очень велика, коленчатый вал надо вращать побыстрее, если хочешь завестись так же быстро, как летом ( с м . рис. 1). Но при отрицательных температурах стартер медленнее проворачивает колен вал: ведь даже зимнее масло, остывая, создает довольно большое сопротивление движению деталей мотора . Д аиаккуму лятор вмороз «слабеет» — емкость его падает, а стартер требует большого тока. Это еще не все. Из-за того , что внепрогретом двигателе медленнее дви ж утсяпоршнии недостаточно плотно прилегают поршневые кольца к стенкам цилиндров, происходит утечка воздушного заряда в картер — температура и давление в конце сжатия не достигают величин, необходимых для воспламенения. Топливо несет свои проблемы . В холодное время года оно намного хужераспи ливается форсунками двигателя, особенно при пуске, а попадая в цилиндр, к онден сируется на стенках и очень плохо испаряется со стенок камеры сгорания. Вот основные причины, по которым дизельный мотор не всегда удается ожи вить даже в небольшой морозбез специальных средств. К последним помимо теплого гаража («средство» столь же верное, сколь и малодоступное) относят пред пусковые подогреватели и устройства, способные повысить частоту вращения колен вала при пуске. Начнем спредпускового подогревателя. Его аналог на отечественных легковых машинах — «печка» «Запорожца», только при дизельном двигателе топливом ему служит «солярка», а нагревает он , как правило, ж идкостьв системе охлаждения. Бывают и воздушные подогреватели, нап ример для отопления салона, и комби нированные с двумя теплоносителями — ж идкостьюивоздухом . Принцип работы у них один и тот же : факел топлива из горелки подогревает теплоноситель, к оторый циркулирует в системе охлаждения, подогревая двигатель перед пуском . Такой подогреватель очень удобен для отопления салона — ведь двигатель при этом можно выключить. Подогреватели на некоторых моделях снабжены дополнительными устройствам и , п оддерживающими заданную темпе ратуру в двигателе и салоне ( н апример , установленный вгорелке фотоэлемент контролирует факел), а в сочетании стаймером они просто творят чудеса. Поставить с вечера будильник не только для себя, но и для автомобиля, а с утра сесть в заранее прогретый салон, пустить уже теплый двигатель испокойно отправляться в путь — это, конечно, очень удобнои практично. Д ля пуска самого подогревателя служит мощная свеча накаливания, а топливо, поступающее вго релку, иногда дополнительно подогреваю т устройством типа кипятильника, устанавливаемым, как правило, в топливный фильтр. Предпусковой подогреватель использ уют , например, на популярноммикро автобусе «Мерседес-Бенц-ОЗЮО», а вот на дизельные «волво» е го устанавливают за дополнительную плату ( с м . фото). Д овольно длинно и непонятно названные «устройства, к оторые обеспечивают снижение величины минимальной пуско вой частоты вращения коленчатого вала в пусковой период...» — это, как правило, просто нагревательные элементы всамом цилиндре или во впускном канале, п озво ляющие намного повысить температуру в цилиндре в конце такта сжатия и над ежно воспламенить топливо (рис. 2). Воздух нагревают различными электрическими приборами , такими, как калильные свечи, калильные решетки или фланцевые подогреватели, расположенные во впускном тракте и действующие сразу на все цилиндры. Тепло получают и при сгорании жидкого топлива на впуске вци линдр (факельный подогрев), а такжеком б инируют эти два способа при использовании термостарта или электрофакельн ого устройства ( Э ФУ ) . Термостарт — это гибрид свечи накаливания ифорсунки , он образует мощный факел ввоздушном канале и используется на дизелях с неразделенной камерой сгорания. Д изели легковых иномарок , как правило, п редкамерные : к амеры сгорания в них разделены (часть — в поршне, часть — в головке блока), и здесь наибольшее распространение получили калильные свечи или свечи накаливания (рис. 3), устанавливаемые вкаждом цилиндре. Они потребляют больше электроэнергии, чем ЭФУ , зато обеспечивают надежный пуск современных дизелей. Действуют они, нагревая воздух и пары топлива непосредственно в цилиндре, а внешне дело выглядит так. Водитель садится за руль, п оворо т ом ключа приводит в действие приборы , и на щитке перед ним загорается лампочка, сигнализирующая о включении свечей. Спустя некоторое время (оно зависит от температуры двигателя, но обычно не превышает минуты) свечи раскаляются, лампа на щитке гаснет — м ожновклю чать стартер. Такими устройствами, если судить по За дополнительную плату «Волво» предлагает также устройства для подзарядки аккумулятора (в центре) и для подогрева рабочей смеси (в левом углу снимка — для модели -850, правее — для моделей классической компоновки). Питание — от внешней сети 220 В.200 •Рис. 1. Зависимость пусковых оборотов дизеля от температуры окружающего воздуха.50 Щ15 -10 -5 t°CБензиновый предпусковой подогреватель устанавливают по заказу на легковые «волво».ЗА РУЛЕМ1 94J