45
46
КАК ПОДОБРАТЬ КАРБЮРАТОРВ процессе эксплуатации иногда возникает необходимость заменить карбюратор. А нужная модель уже снята с производства или не удается найти ее. Как выбрать подходящий прибор из числа имеющихся, правильно его отрегулировать! На эти вопросы применительно к карбюраторам ДААЗ отвечает кандидат технических наук А. ДМИТРИЕВСКИЙ. Замена карбюратора обычно бывает вызвана стремлением снизить расход топлива, улучшить ездовые качества, повысить мощностные показатели, обеспечить хороший пуск двигателя. К рометого , появилось много иномарок, для которых иногда приходится приспосабливать из ­ делия отечественного производства. При выборе карбюраторанеобходимо учитывать следующие параметры: — р азмерыи количество смесительных камери диффузоров в соответствии с рабочим объемом цилиндров иноми ­ нальной частотой вращения коленчатого вала и др.; — положение поплавковой камеры относительно распылителей в зависимости от расположения двигателя на автомобиле; — возможность установки воздушного фильтра; — особенности привода воздушной и дроссельных заслонок; — в озможность обслуживания карб юраторав эксплуатации (удобный до ­ ступ крегулировочным винтам системы холостого хода, топливному фильтру и др.). Чаще всего при заменах иподборе нового карбюратора обращаются к изделиям Димитровградского автоагрегатного завода ( Д ААЗ ) , наиболее широко распространенным. Д ААЗом освоено бо ­ лее 20 различных модификаций карбю ­ раторов для автомобилей ВАЗ, А ЗЛК , ИЖ, З АЗ . (Часть моделей уже снята с производства, но еще находится в эксплуатации.) Рассмотрим особенности их конструкцийи схем. в соответствии ското ­ рыми карбюраторыДААЗ делятся на четыре основные группы. Первая группа — те, что выполнены на базе модели «Ве6ep-32DCR» с небольшой модернизацией. У карбюраторов второй группы (типа «Озон») по сравнению с первыми изме ­ нены главная дозирующая система и система холостого хода, чтобы обеспечить выполнение норм по выбросу токсичных веществ. К арбюраторы третьей группы также выполнены на базе приборов первой группы , но приспособлены для автом обилей особо малого класса с поперечным расположением двигателя («Ока»). Наконец, четвертая группа — м о ­ дифицированные карбюраторы «СолексСизак». П риборы всех перечисленных групп — двухкамерные с последовательным отк рытием камер, двухдиффузорные с пневматическим торможением топлива. Ускорительный насос — диафрагменного типа, с приводом от кулачка, расположенного на оси дроссельной заслонки первичнойк амеры , через двуплечий рычаг. Система пуска — полуавтоматическая или автоматическая с диафрагменным механизм ом , п риоткрывающимвоздушную заслонку сразу после пуска двигателя. Расстояние между шпильками крепления кар ­ б юратораивоздушного фильтра для всех групп одинаковое, соответственно 46X92мми52X94мм . Карбюраторы первых трех группимеют одну поплавк овую камеру, четвертой группы — две поплавковые камеры , что позволяет устанавливать их на автомобили как с продольным, так ис поперечным расположе ­ нием двигателя. Рассмотрим подробнее особенности карбюраторов первой группы. Д ААЗ - 2 101 1107010 и -2101-1107010-02, различавшиеся между собой конструкцией малого диф-. фузора ирегулировкой главной дозирую ­ щей системы первичной камеры, устанавливались на двигатели ВАЗ-2101. О бе модели имели клапан разбалансировки поплавковой камеры на холостом ходу для улучшения пуска горячего двигателя. У карбюраторов -2101-1107010-03 уменьшен малый диффузор вторичной кам еры , изменены регулировки главной дозирующей системы вторичной камерыи эконостата. Ради выполнения норм токсичности ликвидирован клапан разбалансировки поплавковой камеры , что несколько ухудшило пусковые качества го ­ рячего двигателя. В систему холостого хода ввели дополнительный винт производ ­ ственной подстройки , позволяющий уточнять состав смеси на холостом ходу приповышенной частоте вращения коленчатого вала. В отличие от предшествующих модификаций , на регулировочном винте качества предусмотрена пробка , ограничивающая угол его поворота в эксплуатации. Выходное отверстие систем ы холостого хода находится междупер ­ вичной и вторичной смесительными каме ­ рами. К арбюраторы -2103 и -2106 предназначены для двигателей с рабочим объемом цилиндров 1,45—1,6 лмоде ­ лей ВАЗ-2103, -2106 и -2121 соответственн о . По сравнению с -2101-1107010 у них увеличено сечение диффузора вторичной камеры (24 мм ) и в связи с этим изменены жиклеры . Приборы оборудованы электромагнитным запорным клапаном («антидизелем») на топливном жиклере холостого хода. Он перекрывает подачу топлива при выключении зажигания и таким образом исключает работу двигателя с самовоспламенением. В карбюраторы -21061107010 введены винт производственной подстройки и ограничительные втулки для винтов системы холостого хода. В карбюраторах 2106-1107010-80, к ро ­ м е того, есть устройство, п риоткрываю ­ щее дроссельную заслонку на принудительном холостом ходу для снижения токсичности отработавших газов. Управляет им электронный блок. В 1978 году началось производство карбюраторов второй группы: 21051107010-10 и -2105-1107010-20 («Озон») (второй — со штуцером для вакуум - к ор ­ ректора) со следующими основными отли-Схема главной дозирующей системы, системы холостого хода и эконостата карбюратора ДААЗ-1111: 1 — поплавок; 2 — пробка топливного канала; 3 — главный топливный жиклер; 4 — регулировочный винт качества смеси; J — регулировочный винт количества смеси холостого хода; 6 — регулировочный винт переходной системы (производственной подстройки); 7 — распылитель эконостата; 8 — распылитель инерционного экономайзера; 9 — главный воздушный жиклер; 10 — электромагнитный клапан с топливным жиклером холостого хода; 11 — заборная трубка с жиклером эконостата; А — уровень топлива при прохождении левого поворота; Б — уровень топлива на прямой ровной дороге.ЗА РУЛЕМI /9445 Таблица 1 Параметры двухкамерных карбюраторов ДААЗ первых трех группМодель Параметры Диаметр, мм: смесительной камеры большого диффузора малого диффузора Маркировка малого диффузора 10,5/10,5 «4/44 8,0/104 4/44 8,0/8,0 4/4 23/23 104/104 44/44 8,0/104 4/44 32/32 23/24 104/Ю4 44/44 8,0/8,0 4/4 21/25 8,0/104 34/44 28/32 22/25 20/25 21011107010 Первая группа 2101210121011107010-02 1107010-03 1107010-11 Вторая группа 2101-4081107010 2103210321011107010-20 1107010 1107010-01 21061107010 210521051107010-10 1107010 21051107010-20 Третья группа 111121071107010-20- 1107010 11113110710Условный диаметр, мм: 1,35/1,25 главного ТЖ главного ВЖ ТЖ системы холостого хода ВЖ системы холостого хода ТЖ переходной системы вторичной камеры ТЖ эконостата ВЖ эконостата эмульсионного жиклера эконостата распылителя ускорительного насоса Подача топлива за 10 циклов, см3 Пусковые зазоры: воздушной заслонки • |дроссельной заслонки 1,70/1,90МО/1,25 140/1,90140/140 140/2,001,20/1,281,20/1,501,20/1,25 140/1,90145/1,40 1,70/1,90МО/ МО МО/ М О1,09/1,621,07/1,621,12/1,50 МО/МО95/95 1,7/035 1,8/0,85МО/1,901,70/1,700,41 0,45 1,80 0,60 140 0,90 1,70 1,20 140 0,90 1,70 0,45 040 1,70 0,45 0,60 1,80 0,60 040 0,60 040 0,45 1,70 0,50 040 МО040 94МО 0,90 1,70МО МО МО0,40 7,0МО МО МО0,950,40/0,35 8,0+25%0,40 7,0 74-8,0 0,75...0,8554...6.0 М-..М74...8.0 0.,8...0,95,0...5,5 0.7...03 0,85...0,92,2+0,2 0,7...0,8Примечания. Для всех указанных карбюраторов условные диаметры жиклеров: перепускного ускорительного насоса 0,4 мм и воздушного жиклера переходной системы вторичной камеры 0,7 мм. В числителе даны значения для первичной камеры, в знаменателе - для вторичной. Обозначения: ВЖ - воздушный жиклер; ТЖ - топливный жиклер. Таблица 2 Параметры карбюраторовДААЗ четвертой группыПараметры Диаметр большого диффузора, мм Диаметр калиброванных отверстий жиклеров, мм: главный топливный главный воздушный топливный холостого хода воздушный холостого хода воздушный переходной системы вторичной камеры топливный экономайзера топливный эконостата ускорительного насоса Подача топлива за 10 циклов, см 3 Пусковые зазоры, мм: воздушной заслонки дроссельной заслонки 2,0 (низ) 1,0 14 (верх) 1,1 2,1 (низ) М 3,0 (низ) М 3,0 (низ) 1,2 3,0 (низ) 1,1 0,95/0,975 1,65/145 049...0.45 1,7 0,975/0,975 1,65/1,25 0,42 1,7 М 0,40 0,6 045/0,40 114—1,7 0,95/1,00 1,65/1,25 0,40 1,7 М 0,40 0,7 045/0,40 114—1,7 1,05/1,10 1,50/145 0,40 1,4 0,95/0,95 1,80/1,00 047 ММ 0,65 1,025/1,15 МО/145 049 ММ 0,40 21081 21/23 2108 21/23 Модель 21083 21/23 21051 23/23 21412 23/23 21053 23/24чиями: применены пневмопривод дрос ­ сельной заслонки вторичной камерывме ­ сто механического и автономная система холостого хода, изменены сечения диф ­ ф узорови смесительных камер . Все эти карбюраторыможно устанавливать на автомобили ВАЗ с двигателями ВАЗ-2101, -21011, -2105, как правило, б ез переделок. К арбюратор 2105-1107010 оборудован еще иэкономайзером принудительного холостого хода, управляемым электронным блоком. Карбюраторы ДААЗ-2107-1107010-20 («Озон») отличаются от 2105-1107010 увеличенными диффузорами первичной кам ерыи вторичной смесительной каме ­ р ой , измененной регулировкой топливод озирующих систем, а также наличием электромагнитного запорного клапана «антидизель» в системе холостого хода. К арбюратор 2107-1107010 дополнен эко ­ н омайзером принудительного холостого хода, детали которогои система управления унифицированы скарбюратором 2105-1107010. Если автомобиль не был оборудован системой управления экономайзером принудительного холостого хода, то при переходе на карбюратор 2105-1107010 и 2107-1107010 необходимо установить на машине электропневмоклапан иэлектрон ­ ный блок управления для снижения расхода топлива. М ожно этого и не делать, а, ограничившись фиксацией клапана эконо ­ майзера воткрытомположении , наприм ер , надеть на стержень клапана под мембранупружинку или кусок шланга, разрезанный вдоль. К арбюраторы -2107 обычно можно установить на автомобили ВАЗ-2101, -21011, -2105 обычно без переделок. Только иногда может потребоваться уточнение регулировок (уменьшение произ ­ водительности ускорительного насоса и др.). Применение карбюраторов -2101 46 ЗА РУЛЕМ 1/94М0,40 0,7 045/0,40 114 ± 1 , 7М0,40045/0,40 14,0 ± 2 , 1045/0,40 144 ± 2 , 20,45/0,40 144 ± 2 4Примечания. Для всех карбюраторов диаметр смесительных камер, мм 32/32; условный диаметр калиброванных отверстий, мм: топливный жиклер переходной системы вторичной камеры - 04, для вакуум-корректора - 1,2, игольчатый клапан - 1,8, перепуска топлива в бак - 0,7, вентиляции картера - М . В числителе указаны размеры первичной камеры, в знаменателе - вторичной. Вес поплавка - 6,23 г. лостого хода (СО до 0,3 % и СН до -2105 дпя двигателей -2103, -2106, для 150 млн - 1 ) . К роме того, благодаря эко ­ -2121 приведет кнекоторомуснижению номайзеру принудительного холостого хомощностных показателей при высокой да эксплуатационный расход топлива частоте вращения (на 5—10 %) и уменьу меньшен на 4 — 8 % в условиях резко пеш ению максимальной скорости (на 5 — ременных нагрузок ( г ородскогодвиже ­ 7 км/ч). ния, горных или проселочных дорог ) , а Впрограмме выпуска карбюраторовтакже выброс СО и СН (на 20 — 4 0 % ) . Д ААЗ были такжемодификации 2105К арбюраторы третьей группы предназ1107010-30 и 2107-1107010-30 спере ­ начены для двухцилиндровых двигателей пуском топлива в бензобак иадсорбером , автомобилей «Ока». Поплавковая каме ­ 2105-1107010-40 и 2107-1107010-40 с автора расположена сбоку по отношениюк матическим пусковым устройством, 2105смесительным камерам (по ходу автомо1107010-80 и 2107-1107010-80 с « п риоткры биля). Выпускаются две модели карбюра ­ вателем» дроссельной заслонки на принутора 1111-1107010 для двигателя 1111 с дительном холостом ходу. р абочимобъемом 649 см3и -11113-1107010 Преимуществомкарбюраторов второй для двигателя 749 см3 . Схема главной до ­ г руппы является автономная система хоз ирующей системы и системы холостого лостого хода, обеспечивающая низкую хода дана на рисунке. От карбюратоконцентрациюСОи СН на режимах хо