36
37
КАНИСТРА - С ВИДУ ПРОСТАЯВ наше время автомобилист, собирающийся в мало-мальски дальнюю поездку, всегда озабочен тем, где взять топливо на обратную дорогу. Часто он предпочитает не рисковать и везти его с собой. Даже в разъездах по городу небольшой запас позволяет чувствовать себя увереннее. Какие канистры предпочесть? Как ими лучше пользоваться? На эти и другие вопросы, связанные с перевозкой и хранением резервного топлива для вашей машины, вы найдете ответы в публикуемой здесь статье. Канистру какой вместимости хотел бы иметь автолюбитель? С одной стороны, чем больше, тем лучше. Но с другой — канистру нужно поднимать, переставлять, переливать ее содержимое. Так что заменить ее двадцативедерной бочкой вряд ли получится. Конечно, физические возможности водителей различны (среди них есть и дамы), но, сдается, 20 литров — оптимальная величина, хотя, безусловно, найдутся и те, кто предпочтут тару на 10 или 30 литров. В застойные времена, когда «отдельные несознательные» водители из «некоторых» автохозяйств приторговывали государственным бензином, за единицу расчета была принята именно двадцатилитровая канистра. Иногда ее называли «банка». Что ответит читатель на вопрос, сколько литров бензина войдет в двадцатилитровую канистру? Не спешите! Наши замеры показали: в обычные стальные емкости при комнатной температуре можно налить 21,6—23,3 литра, а при низких температурах еще больше. Почему объем отличается от указанного на стенке? Спросить бы об этом у изобретателя, но только где его искать: ведь первые канистры такого типа появились в нашей стране во время Великой Отечественной вместе с иностранной техникой. Еще долго в послевоенные годы их называли «американскими». 36 ЗА РУЛЕМ 1/94Настоящую американскую канистру мы не нашли, зато разыскали трофейные немецкие. Они до сих пор в рабочем состоянии, только резиновое уплотнение заменили. Столь долгий срок эксплуатации, по-видимому, заслуга антикоррозионного покрытия. Современным стальным канистрам полвека не прожить: обычно они не покрашены изнутри, а бензин — вещество агрессивное. Впрочем, краска ненамного удлиняет срок службы, поэтому автомобильные бензобаки изнутри покрывают свинцом. Почему же немецкие или американские конструкторы сделали емкость несколько больше двадцати литров? Наиболее вероятны два предположения. Первое: поскольку бензин при нагревании значительно расширяется, объем канистры увеличили, чтобы при боевых действиях в теплых краях в канистре было не меньше двадцати литров. Иными словами, это — гарантированный минимум. Вторая версия — внутри должно оставаться свободное пространство, чтобы при транспортировке канистр в горизонтальном положении (то есть уложенными на длинную грань — это наиболее распространенный у автолюбителей способ) бензин не контактировал с пробкой. Так меньше вероятность утечки. Той же цели служит выступ в верхней части канистры, на который опирается ручка (фото вверху). Какой практический вывод можно извлечь из сказанного? Нельзя измерять расход топлива с помощью двадцатилитровых канистр — вы сразу вносите погрешность (примерно Ш %, то есть можно получить значение 10 л/100 км вместо 9,1 — чувствуете разницу?). Для измерений лучше использовать проградуированный сосуд (см. ЗР, 1993, № 3). Кстати, не старайтесь заполнить канистру «под пробку». Бензин, как отмечалось выше, расширяется при повышении температуры, поэтому канистра может деформироваться. Если же пробка не оченьПример неудачной конструкции: из этой канистры бензин можно перелить в бак, лишь пользуясь шлангом. герметична, то бензин попросту вытечет, что нежелательно: он дорогой и огнеопасный. Лет десять назад у нас выпускали дополнительные дюралевые баки емкостью 40 л. Переносили их два человека с помощью откидных ручек. Такие баки были спроектированы под геометрические размеры и конфигурацию багажника «жигулей». Изготовление дополнительных баков «под багажники» конкретных марок машин — перспективно. Они обязательно найдут сбыт. Однако здесь есть «ложка дегтя»: заправлять такой бак удобней всего, когда он установлен в багажнике. Очень часто заправочные шланги подтекают, да и про- лить бензин недолго • тогда специфиче— ский запах в багажнике и, следовательно, салоне обеспечен. К сожалению, канистры, сконструированные с благими намерениями — лучше использовать место в багажнике, часто неудобны для переноски и заправки. Так, перелить бензин из тридцатилитровой емкости, не расплескав, удается только с помощью шланга (фото 1). Да и места для нее требуется немало: ведь положить сверху что-то тяжелое нельзя — канистра деформируется, в результате объем багажника полностью не используется. Теперь о массе и материале канистры. Чем масса меньше, тем, естественно, лучше. Поэтому все канистры — тонкостенные. Жесткость конструкции повышают при помощи ребер, выштамповок на боковинах. Прежде канистры изготовляли только из стали. При интенсивной эксплуатации их лакокрасочное покрытие быстро разрушается, сталь корродирует, а частицы ржавчины засоряют систему питания. Старые автолюбители знают «маленькие хитрости» для продления срока жизни канистры. Покрытие разрушается, когда канистры трутся одна о другую в багажнике. На них надевают два-три резиновых пояска, вырезанных из старых камер грузовых машин. Такие же пояски сохраняют днище канистры от царапаний о бетонный пол гаража или асфальт. Алюминиевые сплавы, безусловно, более приемлемый материал: канистры не корродируют, сохраняют привлекательный Пластмассовые канистры различного объема, цвета и формы — но хранить в них бензин одинаково опасно!ДЛЯ ВАС П ВАШЕЙ МАШПНЫществ — только не бензина: такие канистры (фото 2) не обеспечивают пожарной безопасности. При перевозке пластмасса электризуется от трения с бензином. Электрический заряд накапливается и на кузове автомобиля. При дозаправке, в момент соприкосновения жидкости с баком или воронкой, может проскочить искра. А бензиновые пары рядом: штатный бак и канистра открыты. Так сгорел уже не один автомобиль. О пожарной опасности пластмассовых канистр много написано, но автолюбители продолжают пользоваться ими. Для них сообщаем, что риск уменьшится, если перед дозаправкой корпус канистры заземлять: поставить ее на влажный грунт. Электрический же заряд кузова можно снять при помощи «хвоста» — заземлителя (электростока). Еще недостатки: у таких канистр редко бывают герметичные крышки; пластмасса стареет, трескается. Бывали случаи, когда трещины появлялись при движении, бензин растекался по багажнику. Приятного мало, а опасность возгорания очень велика, особенно если водитель курит. Выпускаемые предприятиями канистры снабжены заливными горловинами и крышками двух типов — накидными и резьбовыми. Конечно, быстрее удается открыть и закрыть накидную. Пластмассовые виннужно вырезанными из бензостойкой резины. Другой причиной может быть коррозия. Ремонтировать ржавую канистру — овчинка выделки не стоит. Если подтекание незначительно, опытные водители заглушают дырку, ввернув саморез с резиновой бензостойкой или полиэтиленовой шайбой. Разумеется, это лишь временная мера. Возможно, вы обращали внимание, в каких неестественных позах ис какими предосторожностями автомобилисты заправляют свои канистры на бензоколонках. Они боятся разбрызгать бензин. Это случается, если при хорошем напоре воздух не успевает выходить наружу. Обладатели канистр с накидными крышками заправляют их увереннее, потому что горловина некруглая — всегда остается щель между нею и пистолетом. Для нас основная операция с канистрой — дозаправка бензобака машины. И здесь приходится «уступать дорогу» воздуху, иначе ценный продукт — бензин — расплескается. Поэтому переливать надо осторожно, не торопясь. Стальные канистры («американские») снабжены дренажной трубкой. Она расположена в горловине, которая смещена вбок. Такая конструкция позволяет воздуху беспрепятственно поступать в канистру. Однако дренажной системе надо помогать в работе. Когда переливаете бензин из канистры в бак, держите ее так, чтобы боковины (широкие грани) были параллельны дороге, а та половина канистры, в которую вварена горловина, оказалась сверху. К сожалению, производители, чтобы снизить стоимость изделия, часто пренебрегают дренажной трубкой, оказывая нам с вами медвежью услугу. Теперь зададимся вопросом, сколько ручек должно быть у канистры? Наверное, больше одной. Ручки с двух сторон позволят взяться за канистру вдвоем. А еще лучше — три: крайние — для двух носильщиков, средняя — для одного. Анализ показал, что канистры старого, военного образца предпочтительнее — это самая продуманная конструкция (см. таблицу). Идеальный вариант — такая канистра, изготовленная из алюминиевого сплава. Наш автолюбитель не обременен выбором: скорее всего, придется покупать ту канистру, какая подвернулась. Если есть возможность выбирать, предпочтительнее — с накидной (а не завинчивающейся) крышкой, с дренажной трубкой, несимметрично расположенной горловиной, тремя ручками. Если немного помечтать, то можно представить типоразмерный ряд канистр. Вместимость при одинаковой конструкции и форме может быть различной: например, 10, 15, 20, 30 л. При этом габариты канистр отличались бы только одним измерением — толщиной. Отправляясь в дальнюю поездку, водитель возьмет с собой нужный ему набор емкостей. Будучи унифицированными по габаритам и форме, они очень хорошо встанут рядом, займут минимум места ив багажнике автомобиля, и в гараже. Тем, кто решится изготавливать канистры, рекомендуем как следует изучить их устройство, чтобы не повторять ошибок предшественников. Канистра — только с виду простая. О. КРАВЧЕНКО, Д. ПОСТНИКОВ ЗА РУЛЕМ 1/94 37внешний вид. Внутри не скапливается ржавчина, система питания не страдает. Пластмассы открыли огромные возможности в мире техники. Из них можно делать тару для хранения любых ве-товые часто негерметичны, а острый край горловины режет резиновую прокладку при завинчивании. Чаще всего емкости «текут» из-за разрушения прокладок крышки. Заменять ихПотребительские качества канистр Параметры ТипПожарная безопасность накидной ручками, Герметичность Долговечность Удобство Заправка из колонки пользования Переноска ДозаправРазмещение в ка бенбагажнике зобака Внешний видСтальная, 20 л, с крышкой, тремя дренажной трубкой | (фото вверху)55455553Алюминиевая, 20 л, с накидной крышкой, одной ручкой, без дренажной трубки | (фото вверху) Алюминиевая, 20 л, с винтовой крышкой, одной ручкой, без дренажной трубки Алюминиевая, 30 л, с винтовой крышкой, двумя ручками, без дренажной трубки (фото 1) Пластмассовая, 10 л, с винтовой крышкой, одной ручкой, без дренажной трубки (фото 2) Примечание. канистры. Отдел испытаний555535354 43 35 53 33 25 33 25 51считает323безопасность3решающим4фактором3при5выборепожарную