КЛУБИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИЙАВТОЛЮБИТЕЛЕЙсмялись лонжероны , согнулись все рычаги передней подвески, а кузовперекошен . Ремонтировать решили в Варне: доставлять поврежденный автомобиль домой было слишкомсложно . Результаты ремонта, м ягкоговоря , удручили. Братья-славяне, н ичтожесум няшеся, отрезали всю переднюю часть: крылья, б рызговики , л онжероны , и приварили новые — да так, что... По нашим оценкам , отрезать детали было совсем не обязательно — на хорошем стенде удалось бы вытянуть кузов . А если ужпри варивать все новое, то на стапеле, выверяя размеры по контрольнымточкам . Вид имо , ни стенда, ни стапеля на той СТО в Варне не было, да итолкового сварщика — т оже . Детали присоединили сплошными швами (чего на машине де лать нельзя категорически — только ко р откими или точечными!). Весь передок увело иперекосило : машина и по сей день движетсянемногобоком . А через нес колько тысяч километровмы обнаруж или , что брызговики стали «складываться». Так бывает на старых машинах, где коррозия ослабила все силовые элементы и крылья «вылезают» наверх. Оказывается, в Болгарии забыли приварить усилители брызговиков . Пришлось поставить растяжку между брызговиками и тем приостановить их смещение . П отомпережили еще четыре крупные аварии имножество помельче. Во всех удавалось восстанавливать детали почти до первоначального состояния спомощью растяжек или стенда для правки кузовов , газовой сварки, набора молоткови шпатлевки. На одной аварии остановимся подроб ней, поскольку она типична для наших дорог. Случилось это вечером , в темноте . Ш ел небольшой дождь , сквозь затертое стекло (после 120 000 километров ) с отр ажающимися искрами от фар встречных машин дорога просматривалась неважно. Д ержалиоколо 50 км / ч . Внезапный сильный удар в левое переднее колесо под бросил и развернул машину. Оказалось, славные строители трамвайных линий вытащили бетонную плиту высотой сантиметров сорок на проезжую часть, да так и оставили, о тложив ее вывоз до завтра. Не исключаем, что переднепривод ный автомобиль или зарубежныйс малым просветом в такой ситуации мог бы ипе ревернуться из-за более жесткой связи подвески скузовом . А вот «Жигули» остались на колесах — благодаря тому, что ры чажная параллелограммная подвеска, смявшись, погасила энергию удара. Вероятно, для наших, не скажем — д орог (они могут быть ихорошие ) , с корее — условий, рычажная подвеска все же предпочтительней не только плавностью хода, но и безопасностью. Как бы то ни было, левый лонжерон «сложился» в двух местах: образовались складки. Но ив этом случае удалось его восстановить на стенде. Конечно, п ри шлось заменить поперечину (балку) п од вески, рычаги и колесо. «Крупные» столкновения привели коб разованию трещины на передних стойках, из-за чего передок теперь немного «гу-КРЕПКАЯ МАШИНАТакую репутацию заслужил универсал ВАЗ-21043 (с полуторалитровым мотором -2103), купленный редакцией весной 1990 года и пробежавший 150 000 километров. О том, что произошло с машиной за это время, рассказывает редактор отдела эксплуатации В. СУББОТИН. Специалисты-автотранспортники, узнав, что машиной будут пользоваться коллективно, п редрекли ей короткуюжизнь . Все жемы решили эксплуатировать «Жигули» не как автомобиль, сберегаемый всей семьей, а как рабочую лошадь. Правда, здесь требуется оговорка , и весьма существенная. За рулем «четверки», как правило, были не сотрудники журнала, поднаторевшие в автомобильном деле, а работники вспомогательных подразделений, обслуживающих редакциюи издательство. Наездники были всякие: среди них и новички, не знающие , для чего тот или иной прибор на щитке, «спортсмены», п ро верявшие на каждомперекрестке динамические качества машины, ну и, конечно, спокойные водители, но эти-то ездили совсем немного . Но, как говорится, нет худа без добра : нам удалось проследить жизньавтомоби ля на протяжении почти четырех лет, м ож но сказать, в экстремальных, а не вобыч ных для собственной машины условиях эксплуатации. И это, наверно, т оже представит интерес для читателей «За рулем». Наша «четверка» м ногое повидала. Была ив Архангельске, и в Сочи, и в Самаре, и дажев Варне. Но большая часть пробега накручена по московским улицам идоро 38 ЗА РУЛЕМ 1/94гам Подмосковья . И, поверьте, они были далеко не легкие — «четверка» возила пачки книг ижурналов , холодильники, телевизоры и мебель. Иной раз, полностью груженная , тянула за собой прицеп . Н ор м ынагрузки машины тогда, к онечно , не соблюдались, не столько по незнанию, с колько по безвыходности. Такова примерная картина жесткой эксплуатации автомобиля. Последний штрих — хранение на улице. Круглый год . Теперь отом , как его обслуживали. График ТО, приведенный винструкции , никто ивруки не брал — д ефекты устраняли только по мере их появления. Застучала шаровая опора — поменяли, да и то не сразу, а только когда звук этот стал хорошо различим. Единственное, что выполняли вовремя , — замену моторногои трансмиссионного масел. В первую же неделю закрытые полости кузова обработали антикоррозионнымсо ставом. К сожалению , еще раз сделать этого не смогли : хлопот скузовом хватало и без того . Первое и самое серьезное поврежде ние он получил на великолепном автобане Варна — София, п ерегороженномв 40 километрах от Варны кучей песка для расширения полотна. Ее-то водитель вов ремя не заметил — темно и, как в нашем Отечестве, ни единогопредупреждающе го знака. П омимоповреждений кузова, о которых чуть ниже , от удара помялся поддон картера и сломался маслоприем ник у масляного насоса ( х орошо , что сго ряча не завели заглохший мотор ) . Памятуя о случившемся, позднее мы поставили вместо штатного насоса другой — его обычно используют спортсмены. А лю миниевый канал в нем заменен отрез к ом маслостойкой резиновойтрубки . При ударе поддономо препятствие она тольк о сгибается, а масло продолжает беспер ебойно поступать к узлам. При детальном осмотре выяснили, что