НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ!НАШ ПРАКТИКУМ•КУРИЛКА КЛУБА•ИНФОРМАЦИЯШляет». Восстановить жесткость соединений, приваривая усилители, довольно сложно . Поэтому, уважаемые читатели, предостерегаем от покупки машин, битых спереди и восстановленных,— рискуете столкнуться сподобными последствиями удара, устранить которые могут только хорошие специалисты. Словом, если воспользоваться таким показателем, как ремонтопригодность кузова, то «Жигули» заслуживают самой выс окойоценки . Детальное изучение егопо верхности и скрытых полостей при каждомремонте не выявило сколь-нибудь серьезных очагов коррозии . О тметими заводские недостатки. За 150 тысяч километров пришлось дважды подварить опоры сидений водителя и пассажира: в них образовывались трещины . Это типичный дефект у «Жигулей» и ме тод борьбыс ним один — наварить усилители на этот узел. Х орошо бы прямо на заводе — доработки-то минимальные. Конечно же , поменяли, и не один раз, все внутренние пластмассовые рукоятки дверей. Взялся чуть повыше, хлопнул посильнее, и ручка ужев руках. Два раза ломались пластмассовые «крючки», открывающие замки дверей. Два раза выправляли детали замка капота, погнутые от бесчисленных «хлопков» ( п отомзамоктоже пришлось усилить). Уверены, что сподобными , пусть мелкими , но досадными дефектами обязательно столкнутся владельцы «четверок» или «пятерок». М ел кие они — л егко починить, но досадные: не первый год машина сходит скон вейера. Двигатель мог бы пройти без ремонта все 150 000. Все косвенные показатели после 100 000 говорили именно об этом. К ом прессия в цилиндрах — 10 кгс / с м2 . Давление и расход масла внорме . Субъективные ощущения мощности икрутяще го момента двигателя подтверждали выс окую работоспособность мотора . Но и здесь не обошлось без «помощников». Один из молодых и неопытных води телей не заметил загоревшуюся лампу аварийного давления масла и проехал око ло 20 километровсзажженной контрольной лампой, то есть без масла. (Как потом выяснилось, просто был недостат очным его уровень.) Двигатель, конечно же , застучал. Пришлось шлифовать ко ленчатый вал под новые вкладыши. Износ цилиндров был на удивление невелик, пот ому решили ограничиться заменой колец. По ходу заменили передний и задний сальники коленвала (старые еще могли послужить, но недолго). К омпрессиювци линдрах восстановили, и сегодня, после 150 000 км , она составляет во всех цилиндрах 12 атмосфер плюс-минус единица. Давление масла впрогретом (90°) м о т оре на холостых оборотах (850) не опускалось ниже 0,3 кгс / с м2 . За все время эксплуатации так получалось, что больше всего мы возились с газораспределительным механизмом . Чет ырежды меняли маслосъемные колпачки, причем впервые — только на 60-й тысяче, а ужпотом — регулярно через каж дые 20. Столь ощутимая разница в наработке объясняется, конечно, качеством материала. Колпачки мы покупали на рынке, с товарным знаком завода резино технических изделий... Последний комп лект нам привезли из Германии. О н служиту же 15 тысяч и, судя по расходу масла (который, в свою очередь, к онтролируем по нагару на свечах и появлению сизого дыма с отработавшими газами), будет ходить не меньше заводского. Регулярно, как только появлялся характерный звон в передней части мотора (при резком увеличении или падении обо ротов коленчатого вала), с периодичностью в 10—15 тысяч подтягивали цепь привода распределительного вала — при «спортивном» стиле езды она быстро вытягивается. А на 90-й тысяче пришлось ее заменить: регулировочный размер был выбран полностью. Заодно поменяли башмаки натяжителя и успокоителя. Во врем я ремонта двигателя притерли и клапаны к седлам — в местах касания поверхностей образовался нагар, из-за чего посадка не была герметичной. Подправили на наждаке торцы стержней клапанов: от больших нагрузок они слегка раздались, что впоследствии сказалось бы отри цательно на работе пары «клапан — р ы чаг». Но самой удивительной деталью вме ханизме оказался распределительный вал. Автомобиль, как мы отметили, не избалован регулярным обслуживанием; к примеру, зазоры в клапанах регулировали только при появлении хорошо различимых стуков. Д ажев этих условиях износ кулачков вала минимален. Не будем загадывать — но похоже «отходит» все 200 тысяч. На 65-й тысяче «засвистел» износившийся подшипник водяного насоса. Заменили его новым, а заодно и уплотнительную манжету, которая стала пропускать «Тосол». Сделать этот узел по-иному, более долговечным — задача очень не простая. В домашних тисках ничего не получится, да и стоит ли овчинка выделки? Проще менять изношенные детали, на «Жигулях» это достаточно легко. Вот и сейчас мы «готовимся» к повторному ремонту помпы. Прошлой зимой ( г од назад), когда ударили первые морозы , хлопоты доставила система питания: ухудшилась подача топлива, а однажды совсем прекратилась — в топливозаборной трубке образовался лед. За 95 тысяч (шел третий год эксплуатации) в топливном баке скопилось мно го воды и грязи, которая попала туда, как мы полагаем, большей частью из емкостей наших АЗС . Прочистка топливопроводов на морозе — занятие малоприятное, п о этому минувшей осенью вновь сняли бак, вымыли всю грязь и слили воду. Разобрали и бензонасос, как раз вовремя: диафр агмыуже отслужили свое, заменили их новыми. Последним в этой цепи был карбюра тор («Озон»). Разобрали, промыли вбен зине и еще раз проверили работу привода заслонок и дополнительных устройств, как требует руководство по ремонту. П рибор нареканий не вызывает, хотя это случается у многих автомобилистов. Наш исправно готовил смесь требуемого качества (что подтверждал цвет нагара на свече) и не позволял двигателю при умеренной нагрузке расходовать более 8 л/100 км . За 150 тысяч его пришлось разбирать лишь трижды , основная неисправность — засорение жиклеров холостого хода иуско рительного насоса. Из того, что « о кружает » м отор , заменили радиатор и вентилятор. И здесьпричиной была небрежность: при работ ающеммоторев зазор между ними уро нили накидной ключ . На 80-й тысяче полностью поменяли систему выпуска отработавших газов: прие мную трубу, резонатор и глушитель. Это обычная наработка для глушителей на отечественных автомобилях, хотя не худо бы ло бы сделать систему долговечнее. Итак, серьезных нарушений в работе мотора не было — отрадный факт, п од тверждающий надежность двигателей ВАЗ, ресурс которых при хорошем уходе может достигать и 200 тысяч километров. Автомобиль остается на ходу, служит изо дня в день и, значит, даст повод еще поговорить о нем — в следую щий раз.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬНа ваши вопросы отвечает инженер Э. К ОНОП . На полу машины скапливается вода, особенно зимой, хотя я стараюсь не заносить снег в салон. Откуда она здесь,как с этим бороться? Конечно, если стряхивать снег с обуви, то воды под ковриками будет меньше, но полностью избавиться от нее не удастся. Причина — конденсация влаги на холодных деталях, например, от вашего дыхания, особенно в начале поездки, к ог да салон еще не прогрет . В эти минуты покрываются инеем стекла автомобиля, зеркало заднего вида, детали обивки — тем сильнее, чем крепче мороз . А куда денется иней, когда в салоне станет тепло? Разумеется, растает и начнет стекать вниз, под коврик. Часть его испарится и вновь насытит воздух, теперь теплый, но большая часть окажется-таки внизу, под ногами. Бороться с этой влагой, учитывая уровень оснащения наших автомобилей, т рудно : для избавления от нее нужно оснастить автомобиль сложной , совершенной климатической установкой, а значит, сделать его довольно дорогим . А возм ожности существующих систем вентиляции и отопления, как правило, ограничены. Остается сесть в холодную машину и, рискуя схватить насморк, ехать по мороз цу соткрытымиокнами : тогда благодаря хорошей вентиляции влага конденсироваться не будет, но... вряд ли вам подойдет такой рецепт. В общем , приходится мириться: почаще убирать воду изпод ковриков, чаще их сушить. Но влага конденсируется и при положительных температурах. Вспомните школьную физику: все дело в сочетании температуры воздуха и его влажности. При определенных соотношениях окна вашего автомобиля запотевают даже лет ом — это и есть конденсация. Главная беда, к оторую несет с собой это явление,— к оррозия металлических деталей кузова. Поэтому не ленитесь вовремя удалять из него воду. Продолжение на стр. 48ЗА РУЛЕМ 1/94 39