АВТОМОБИЛЬ ПО-РОССИЙСКИВ подмосковном городе Ликино-Дулево, под боком у ЛиАЗа, родился новый автобусный завод «Альтерна». Резво взяв старт, заводчане менее чем за год подготовили к производству четыре модели автобусов. Однако проделанная работа далась нелегко. водстве и думать было нечего. Поэтому «Альтерна» арендовала уЛиАЗаслужеб ные (1200 м2 ) и производственные поме щения (12 500 м2 ) . О том , чего стоило «выбить» эти площади итем более приоб рести их в собственность на основе догово ра купли - п родажисМосковским облас тнымфондом имущества, м ожно написать остросюжетнуюисторию . П римерысотключениемв помещениях «Альтерны» электроэнергии, п рекращением подачи воды в цеха, п риказом Генерального ди р ектораЛиАЗао недопущении работников соседствующего предприятия на их жетерриторию — сразу после оформления «Альтерной» заявки на право собственности! — напоминают бессмертнуюгого левскую повесть отяжбе двух соседей. Д елодошлодоМосковского областного суда, к оторый признал действия руко водства ЛиАЗанезаконными . Только после решения суда на «Альтерне» стала налаживаться нормальная работа. К моменту выкупа (июнь 1992 года) на предприя тии работало уже 350 человек — к он с трукторы , испытатели, технологи, рабочие сбольшимопытомв разработке, испытании, внедрении и изготовлении автобусов — все выходцы сЛикинского завода. Несмотря на объективные трудности и препятствия, в 1992 году конструкторы «Альтерны» сделали, казалось бы, невозм ожное . Они разработали и изготовили образцы семейства автобусов, не имею щих аналогов в России. Здесь городские — среднего и особо большого классов, автобус дальнего следования и специальный для эксплуатации внутри аэропортов. К он цепция этого семейства опирается на три принципа. Во-первых, к онструкторскиере шения позволяют при производстве обой тись без дорогостоящего штамповочного оборудования. Используют станки для гибки металла, что позволяет сократить пер иод освоения машины с нескольких лет до 5—6 месяцев. Во-вторых, в конструкции Городской автобус особо большой вместимости «Альтерна-6230». Габарит IS 880Х X2J00X3100 мм, база — 5600+6270 мм. Вместимость — 165 пассажиров, мест для сидения — 32. Полная масса — 23 600 кг. Скорость — 80 км / ч . Двигатель — КамАЗ-740 или ЯМЗ-236. Коробка передач — КамАЗ-14 или ЯМЗ. Передний мост — ЛиАЗ-677, средний мост — ЗИЛ-130Г, одноступенчатый, с гипоидной главной передачей, или Ишимбайского ЗТМ, с планетарными боковыми редукторами, задний мост — ЧМЗАП-99858. Подвески — зависимые, рессорно-пиевматические.«АЛЬТЕРНА» НАСТРОЕНА СЕРЬЕЗНОКак утверждает немецкий журнал «Ластауто унд омнибус» («Грузовик и автобус»), последние пять лет в Европе отмечены успехами в развитии автобусного сообщения. Фирмы, выпускающие автобусы, разрабатывают новые модели; транспортные объединения, муниципальные власти расширяют сеть городских, пригородных и междугородных маршрутов. Цель — разгрузить города от индивидуальных машин и улучшить условия проезда пассажиров. Увы, иначе обстоят дела в нашей стране: сокращенные и отмененные маршруты, толпы ожидающих на остановках, видавшие виды машины устаревших конструкций. Потребность России в автобусах составляет 20—25 тысяч вгод . Л икинский завод — единственный среди отечественных предприятий выпускающий машины об щ его пользования для городов , делает лишь две с половиной тысячи. К тому же он не производит сочлененных автобусов — в сравнении с обычными более эко номичных, с увеличенной провозной способностью. Уповать на то, что вближай шее время Ликинский завод сможет насытить внутренний рынок (даже учитывая, что экспорт автобусов почти сведен к нулю), вряд ли резонно : ведь до сих пор современный ЛиАЗ-5256 не вытеснил с конвейера ЛиАЗ-677 образца 1967 года — о сновную машину в большинстве автобусных парков. Спад производства на ЛиАЗе , усугубляющий транспортную проблему, связан не только с модернизацией предприятия, р остом цен на сырье, нарушением хозяйственных связей и дисциплины поставок, но ис просчетами руковод ства при разработке планов развития завода. Недовольство курсом «капитанов» вылилось в мае 1991 года в создание товарищества с ограниченной ответственностью «Альтерна», куда вошли 192 сотрудника научно-технического центра «ЛиАЗа». Так в России появилось еще одно предприятие, основным направлением деятельности которого стало проектиро вание и производство автобусов общего пользования. На тех площадях, к оторыми располагал НТЦ в 1991 году (1500 м2 ) , о произ 18ЗА РУЛЕМ 2/94 АВТОМОБИЛЬ ПО-РОССИЙСКИСпециальный автобус для аэропортов «Альтерна-7202». Габарит 17 300> 2500;Х3100 мм, база — 5600+6270 мм. Вместимость — 200 пассажиров, мест для сидения — 21. В кузове — по три двустворчатые двери с каждой стороны. Остальные данные — как у модели -6230. автобусов применены агрегаты и материалы, серийно производимыев России и (за редкимисключением ) в странах СНГ. И мпорт полностью исключен. И в-третьих, многовариантность приме няемых агрегатов. З аметим еще, что «Альтерна» о дной из первых в России прошла сертификацию своих автобусов и получила « О добрение типа транспортного средства», п одтверждающее соответствие автобусов правилам ЕЭК ООН . Что ж , настойчивость «Альтерны» по-хвальна. Но все-таки по силам ли ей пополнить парк своими «выгодными» автобусами? Пока руководители товарищества называют скромнуюцифру : 100. Столько Междугородный автобус «Альтерна-4215». Габарит 9600Х2500Х Х3485 мм, база — 5600 мм . Вместимость — 36 пассажиров. Объем багажного отделения — 7,2 м3 (у «Икаруса-256» — 4,8 м3 ). Полная масса — 13 880 кг. Скорость — 100 км/ч. Запас хода — 2500 км . Двигатель — дизельный, КамАЗ-740 или ЯМЗ-238, расположен впереди продольно, мощность — 162 или 169 кВт. Коробка передач — механическая, КамАЗ-14 или ЯМЗ. Подвески — зависимые, рессорно - пневматические. Передний мост — ЛиАЗ-677, задний мост — ЗИЛ-4331. Городской средний автобус «Альтерна-4216». Габарит 9600X2500X3100 мм, база — 5600 мм . Вместимость — 90 пассажиров, количество мест для сидения — 17 (по желанию заказчика может быть увеличено). Полная масса — 15 100 кг. Скорость — 80 км / ч . Двигатель — дизельный. КамАЗ-740 или ЗИЛ-645, расположен впереди продольно, мощность — 162 или 136 кВт. Коробка передач — механическая, КамАЗ-14 или ЗИЛ . ' рищество из Ликино находит оригинальные формы взаимовыгодного сотрудничества, чтобы и самим остаться при деньгах, и партнеров не лишить последнего. Ну, а заработанное будут направлять на дальнейшую научно-исследовательскую работу, м одернизацию моделей и освоение новых. Картина просто идиллическая, однако вовсе не оторванная от реальности. Д ажев процессе такого короткого сотрудничества с отечественными пред приятиями нашлись средства для разраб отки еще одной , пятой модели автобуса (среднего класса) и для подготовки к освоению автобуса особо малого класса. «Альтерновцы» надеются представить общественности опытные образцыв середине нынешнего года. Не стоит гадать, насколько велик бу дет вклад «Альтерны» в решение автобусной проблемы . Но старт товарищества из Ликино впечатляет. Хочется, чтобы с его помощью Россия смогла быстрее присоединиться к ведущим европейским странам с динамично развивающимся автобусным сообщением . С. ДОРОФЕЕВ ифирмы «Альтерна»ФотоВ. Князевамашин может выйти из ворот завода вЛикинов 1994 году. Максимальная же производительность, основанная на технологических расчетах, составляет 1000 автобусов вгод . Стоит ли всерьез говорить отаком количестве? Но надо иметь в виду, что «Альтерна» пытается, п омимо собственного производства, при поддерж ке Автосельхозмашхолдинга иМинистер ства транспорта наладить производство своих машин в разных регионах России. У же пять заводов (два в Сибири, три вевропейской части) заявили о желании изготовлять автобусы «Альтерны». Самый крупный из них — Энгельсский завод специализированных автомобилей. Еще один официальный заказчик — «Мострансав5*то», сильная областная организация, к о торая на базе своих авторемонтных пред приятий ежегодно способна выпускать до 1000 автобусов. Разумеется, все заводы будут помогать решению транспортной проблемы своих регионов. Интересно, что заводы, изъявившие желание купить пакет конструкторскойдо кументации у «Альтерны», сохраняют независимость ( к онечно , если им это на руку) и смогут в дальнейшем развиваться самостоятельно, без чьей-либо указки . Пакет сегодня стоит несколько миллиардов рублей. Но «Альтерна» не требует немедленно всей суммы . Ясно, что, пока заводы не получат прибыли, о расплате не может быть и речи. Поэтому товаКогда этот материал был уже готов, поступило сообщение : «Альтерна» и ЛиАЗ сели за стол переговоров. Встречи руко водителей могут завершиться тем , что «Альтерна» войдет в состав акционер н ого общества «ЛиАЗ» в качестве ассоциированного члена (без права голоса), а ее генеральный директор В. Ж аворонков — в состав правления ЛиАЗа . Тогда стороны получат право работать на основе взаимовыгодных договоров , естественно, не теряя при этом ни своей независимости, ни самостоятельной производственной программы . Об окончательных итогах мысообщимводном из ближайших номе ров журнала. Тем временем «Альтерна» расширила сферу деятельности, подписав договорс предприятием «Аксу» о производстве своих автобусов в Казахстане, и укрепила производственные отношения с предприятиями Энгельса, Рыбинска, Красногвардейска, Перми. «Альтерна» п о - п режнему настроена серьезно. ЗА РУЛЕМ 2/94 19