КАК ПОДОБРАТЬ КАРБЮРАТОРВ первой части статьи были описаны важнейшие конструктивные особенности и различия карбюраторов ДААЗ , а также приведены их регулировочные данные. Сегодня автор, кандидат технических наук А. ДМИТРИЕВСКИЙ рассказывает о некоторых принципах и приемах, которыми пользуются, подбирая карбюратор взамен штатного. Целесообразность применения того или иногокарбюратора определяется не только сложностьюего установки на двигатель, но итем , даст ли он возм ожность сохранить (или улучшить) е здо вые качества автомобиля. Расположение прибора на двигателе влияет на ездовые качества автомобиля, главным образом , при разгоне , д виже нии на подъем или по косогору , а такж е при прохождении поворотов с высокими скоростями. Как установить карбюраторсодной поплавковой камерой , чтобы не ухудшить ездовых качеств и топливной экономич ности? Оптимальное положение — поплавковая камера перед смесительной (по ходу автомобиля). Благодаря приливным явлениям при разгонеидвижении на подъем уровень в поплавковой камере над главным топливным жиклером повышается и смесь обогащается, следовательно, улучшаются динамические качества, но несколько возрастает расход топлива. В процессе испытаний двигателя скарбюратором -2107 при угле наклона 15° потребление топлива увеличивалось на 3—6 % . При применениикарбюратора -2108 (с двумя поплавковым икамерами ) расход практически неJи зменился ни на подъеме , ни на спуске, а следовательно, т акжепри поворотах идвижении по наклонному полотну до р оги . В этомодно из важных преиму ществ карбюраторовДААЗ четвертой группы («Солекс»), обусловливающих хо р ошуюэкономичность автомобилей в эксплуатации. На двигатели споперечным распол ожением иногда приходится устанавливать двухкамерныекарбюраторысод ной поплавковой камерой так, что она оказывается сбоку от смесительных кам ер (рис. 1,а). Тогда вследствие при ливно-отливных явлений припрохожде нии поворотов сбольшойскоростью возн икают нарушения рабочего процесса из-за переобеднения или переобогаще ния смеси. Это приводит кнекоторомуувеличению расхода топлива, ухудшает ездовые качества идаже чревато аварийн ой ситуацией, если возникнутперебоив работе двигателя. Чтобы избежать этог о , ц елесообразно повернуть карбюра т ор на 90°, то есть поплавковой кам ерой вперед (рис. 1,6). Д ля этого обычно приходится изготовлять переход ник под карбюратор (рис. 2), а иногда — доработать впускной трубопровод , и зме нить конструкцию привода дроссельной заслонки и установку воздушного фильтра. На рядережимов ( о бычнопри работе на больших нагрузках, к огда задействованы обе смесительные камеры ) увеличивается неравномерность распределения смеси по цилиндрам . Это наиболее заметно укарбюраторовс последовательным открытием заслонок и обогащенной регулировкой вторичной камеры ( н апри м ер , Д ААЗ - 2 101 , -2105, -2106, -2107). Д ляболееравномерного распределения сме си по цилиндрами уточнения регули р овоккарбюраторав процессе эксплуатации можно использовать тройниковую систему воздушных жиклеров (рис. 3). Выбор карбюраторасучетомразме р овдиффузорови смесительных камер зависит, прежде всего, от рабочего объемаодного цилиндра и номинальн ой частоты вращения коленчатого вала. Д еловтом , что в двигателях, и мею щих не более четырех цилиндров, при больших нагрузках наибольшие значения скорости смеси ввоздушном тракте карбюратора во время впуска опреде ляются, в первую очередь, максимальной скоростью поршня и его площадью. Поэтому, например, суммарные прох одные сечения диффузорови смесительных камеркарбюраторов для двигателей ВАЗ-1111 и -2105, у которыходинаковыедиаметри ход поршня , почти не отличаются, хотя рабочий объем цилиндров у ВАЗ-2105 в два раза больше. О днако на малых нагрузках, к огда дроссельная заслонка прикрыта, пульсация несколько сглаживается, поэтом у при двух цилиндрах для обеспечения высоких скоростей воздуха в распылителе первичной камерыдиффузордол ж ен быть меньше, чем при четырех.Чтобы выбрать аналог карбюратора отечественного или зарубежногопроиз водства, м ожно использовать соотноше ния проходных сечений карбюратора , числа цилиндров и номинальной мощности . П роходные сечения воздушного тракта* карбюратора в первом приближении опр еделяют , ориентируясь на диаметры смесительных камер . У карбюраторовс последовательным действием заслонок, в которыхпереход на мощностнойсо став смеси происходит при открытии вторичной камеры, имеющей обогащенную регулировку (карбюраторы ДААЗ первых трех групп , ряд моделей «Веб ер » и др.), д иаметрдиффузорапер вичной камеры выбирают так, чтобы автомобиль мог двигаться со скоростью 120 км / ч по ровнойдороге . У много камерных карбюраторов с экономайзером диаметрдиффузора выбирают, о риенти руясь на условия устойчивой работы двигателя при движении на четвертой передаче со скоростью 40—50 км / ч . Если карбюратороднокамерный , то у вновь устанавливаемого прибора диаметр ыдиффузораи смесительной камерыдолжны быть не меньше, чем у исходн ого . Правда, если эти значения будут меньше всего на 5—8 % , на практике это проявится лишь вснижениимакси мальной скорости на 2—5 км / ч . При установке карбюраторас еще меньшимдиаметромдиффузора ( д о 15 %) о быч но не только падает максимальная ско рость, но и ухудшается динамика разгона. Если есть карбюраторсменьши м и размерами диффузора, проходные сечения можно увеличить до требуемых путем расточки, о бработкиразверткой и, в крайнем случае, о бработки напильник ом или шабером . Увеличивают диффузоры обычно при форсировании двигателя. Д иффузорпер вичной камерыкарбюратора -2105 (до Рис. 2. Схема установки карбюратора поплавковой камерой вперед при поперечном расположении двигателя: 1 — карбюратор; 2 — винт с потайной головкой; 3 — переходник; 4 — впускной трубопровод; 5 — двигатель; Б — направление движения автомобиля.А-АРис. 1. Установка двухкамерных карбюраторов |К] на автомобиле с поперечно расположенным двигателем: а — К третьей группы; б — К первой и второй группы; в — К четвертой группы; 1 — впускной трубопровод; 2 — поплавковая камера; 3 — главные воздушные жиклеры и эмульсионные трубки; А — направление движения автомобиля; Б — направление инерционных сил при повороте (а) или разгоне (б и в). О кончание . Начало — см. ЗР, 1994, № 1. 48 ЗА РУЛЕМ 2/94 345Рис. 3. Схема тройниковой системы для карбюраторов ДААЗ первых трех групп: 1 — главный воздушный жиклер первичной камеры; 2 — воздушный фильтр; 3 — регулировочный винт качества смеси главной дозирующей системы; 4 — вставка в полость воздушных жиклеров; 5 — общий главный воздушный жиклер; 6 — главный воздушный жиклер вторичной камеры.т ем рассверливания отверстия и снятия фасок с двух сторон , а пропускную способность доводят до требуемойспо м ощью развертки ( п оследнюю можно сделать из трехгранного надфиля). Уменьшить пропускную способность поможет предварительно облуженная меднаяпроволока . Ж иклер смачивают флюсом , нагревают и слой олова спро в олоки наносят на стенки калиброванн ого отверстия. После установки карбюраторапро в еряют ездовые качества автомобиля ( д вижениес постоянными скоростями , р азгоны различной интенсивности), о це нивают эксплуатационный расход. К огдавозникают рывки и «провалы» на установившихся скоростях, поставьте впер в ичнуюкамеру топливный жиклер главн ойдозирующей системы спропускнойспособностью на 5—10 % больше исходн ого . Если рывкии провалы остались, последовательно увеличивайте «калибр» ж иклерадо их ликвидации. В тех случаях, к огда при исходной регулировкерывков не отмечено , следует поставить топливный жиклерс меньшей на 5 — 1 0 % п ропускнойспособностью . Если ез д овые качества не ухудшились и на этот раз, последовательно устанавливаем топливные жиклерыс еще меньшейпро пускной способностью до появления рывкови провалов, после чего возвращаемся кпредыдущемужиклеру . О дной из причин повышенного расхода топлива при установке карбюрато р ов четвертой группыможет служить преждевременное включение экономай з ера . В этом случае необходимо увеличить усилие пружины на мембранныймеханизмэкономайзерапутем ее заме ны или установки под нее подкладок. При ухудшении ездовых качеств во время разгона необходимо последовательно увеличивать производительность ускорительного насоса до ликвидации «провалов» у меньшением сечения дре н ажного отверстия. В карбюраторах первых трех групп снижение максимальной скорости обычно удается компенсировать уменьшением топливного жиклера вторичной камеры. В карбюраторах четвертой группы («Солекс») для обогаще ния смеси на больших нагрузках увеличивают пропускную способность жик лера экономайзера . К оррекцию регулировочных параметр ов по приведенной выше методике целесообразно проводить и для «родн ого » к арбюратора . Для большинства за счет уточнения их регулировок имеется возможность снизить расход топлива на 3—8 % (в пределах производственных допусков ) .22—22,5 мм ) растачивают иногда для сниж ения расхода при повышенных скоро стях. При этом необходимо соблюдать следующие условия: толщина стенок не должна быть менее1мм , острые кром к ипроточной части диффузора после обработки следует закруглить, диаметры смесительных камердолжны быть больш е диаметра диффузора не менее чем на 3—5 мм . Растачивать смесительные камеры не рекомендуется ; при этом трудно выдержать высокие требования к соосности отверстий воздушного канала и оси дроссельных заслонок. При существенном увеличении диффуз орову некоторых карбюраторовв начале открытия дроссельной заслонки возникает провал из-за переобеднения смеси . В этой зоневакуумукромки дроссельной заслонки уменьшается, сокращается подача топлива через систем у холостого хода, а через главную дозирующую систему оно еще не поступает. Компенсировать этот «провал» м ож н о , подняв уровень в поплавковой кам ереи уменьшив воздушный жиклер системы холостого ^ хода. В результате может оказаться, что во времяпроверки «на СО» при повышенных оборотах будет превышен допустимый предел СО — 2 %. О дин из способов ликвидации «провала» — сделать выемки в стенке смесительной камерысодной или с двух сторон . Когда дроссельная заслонка открыта на 8—12°, ее кромка еще находится в зоне переходных отверстий и расход воздуха увеличивается, пос кольку он проходит через выемкив стенках смесительной камеры . В ре зультате главная дозирующая система вступает в действие раньше — при значительно меньших углах поворота дроссельной заслонки. Рассмотрим некоторые варианты устан овкикарбюраторов на автомобили тех моделей, которые не предусмотрены заводом - и зготовителем . На машины с двигателями УЗАМ - 4 12 , -331.10 («Москвич»), З МЗ - 4 02 («Волга») при отсутствии кар б юраторов штатных моделеймогут быть установлены приборыДААЗ - 2 103 , -2106, -2107, -21083. При этом потребуются некоторые изменения привода заслонок, регулировочных параметров, крепления воздушного фильтра. Установка на двигатели ВАЗ-2103, -2106, -2121 карбюрато р овДААЗ - 2 101 , -2105, -21051, -2108, п ред назначенных для моторовсменьшимрабочимобъемом , приводит кснижениюмощностных показателей в зоне высокихо боротов и, соответственно, к некоторо м уухудшению динамических качеств при разгоне, к уменьшению максимальной скорости автомобиля (на 5—7 км / ч ) . Но в большинстве случаев водитель не при дает этому значения. При необходимости установить на автомобили спродольнымрасположением двигателя рабочим объем ом 1,2—1,6 лкарбюраторыДААЗ - 1 111 или -11113 («Ока») в них следует внести ряд изменений: — увеличить диффузор первичной кам ерыдо 22—23 ммспоследующимуточнениемпропускной способности топ ливного жиклера главной дозирующей системы; — заглушить инерционный экономай зер; — увеличить производительность ускор ительного насоса, уменьшив жиклердре н ажного канала или увеличив отверстие распылителя первичной камеры . В карбюраторахДААЗ третьей груп пы есть пробкипод поплавковой каме р ой , что позволяет прочищать топливные жиклеры , устанавливать в них ре г улировочные иглы для уточнения про п ускной способности жиклеров при изм енении климатических условий, сорта топлива и т. д., проверять и точно устанавливать уровень топлива в поплавковой камере. При установке на двигатель « н еродно го» к арбюраторадругой модели приходится, как правило, уточнять его регули р овки (в идеале — на стенде сбеговы м и барабанами, на моторном стенде или на вакуумной установке). Но в случае необходимости эту доводку производят вдорожных условиях, хотя ее эффективность ниже , чем при использовании стенд ов . Д ля уточнения регулировок , п реж де всего, н ужно определить пропускную способность жиклеров главной дозирую щ ей системы. П ригоден самодельный прибор , состоящий из бачка с водой, т рубкидлиной1мскраном или зажи м ом , п робкис отверстием, р асположен ной внизу, в которую устанавливается жиклер , и мензуркиподним . Проп ускную способность замеряют путем пролива воды через жиклер под напором1мв течение одной минуты. Затем необходимо изготовить еще по дват ри топливных и воздушных жиклера, отличающихся пропускнойспособностьюодин от другого на 5 — 1 0 % (обычно топливный — в сторону уменьшения, а возд ушный — в сторону увеличения). Если нет готовых жиклеров , сечение изменяют пуТОПЛИВНЫЕ, МАСЛЯНЫЕ И ВОЗДУШНЫЕ ФИЛЬТРУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫдля любых автомобильных и тракторных двигателей. Производство и доставка в любые регионы СНГ. Адрес: 195249, Санкт-Петербург, а / я 84 фирма "ИНПРОКОМ". Тел. (812) 528-74-71, 112-89-00 Факс: (812) 112-80-38ЗА РУЛЕМ 2 9449