27
28
29
Двухкомпонентная полиэфирная быстротвердеющая автошпатлевка "МАСТЕР": — срок употребления при температуре от +10 до +30 градусов — 4—8 минут; — время высыхания до обработки в интервале от +10 до +30 градусов — 15—20 минут; — термостойкость при 130 градусах — не менее 1 часа. Если вы привыкли к импортной шпатлевке, то почувствуете разницу только в цене. Приглашаем к сотрудничеству региональных дилеров нашей продукции.ОСОБО МАЛЫЙ КЛАССП родолжаемразговоро классах легковых автомобилей ( с м . ЗР, 1993, № № 7, 10). М ир велик, и вкаждой стране автом обилизация идет в соответствии сеевнутренними особенностями — э кономи ­ ч ескими , и сторическимиидругими . В этом Северная Америкаи Западная Европа, Япония иКорея , развивающиеся и восточн оевропейские страны различаются до ­ вольно сильно. Н апример , т акого типажа автомобилей , к оторый сложился вСША , нет нигде вмире , за исключением , п о ­ ж алуй , Канады. В этих странах машины типа ЗАЗ-1102 и ВАЗ-2109 не считают нормальными , поэтому их сбыт составляет лишь несколько процентов от общегообъемапродаж . О днаков Европе и Японии именно такие модели наиболее по ­ п улярны . Тем, к то не знакомс классиф икацией «За рулем», с ообщим , что косо ­ б омалому классу, о котором пойдет речь , м ы отнесли машины габаритной длиной 3,4—3,8 ми шириной 1,51,65 м, цена которых на 10—50 % выше, ч ем машин класса « м икро » . В Европе на особо малый и малый классы приходится около 70 % от общего выпуска легковых автомобилей. Д оля особ омалого класса — о коло 30 %, что ежегодно составляет примерно 4,0 млн . шт. Основные изготовители таких ма ­ шин — Ф ранция , Италия и Испания, г демодели особо малого класса составляют соответственно более 40, 35 и 70 % о бще ­ го объема выпуска. Наиболее покупаем ыев последние годы — «Рено-Клио», « Ф орд - Ф иеста » , «ФИАТ-Уно» и « П ежо 205». А вот в Японии популярность автомобилейособомалого класса явно ниже : н апример , «Мазда» и «Мицубиси» не делают их вовсе. Объяснение втом , что припокупке такой машины налоговое законодательство не позволяет японскомупотребителю получить заметную выгоду по отношению к автомобилю малого класса. Тем не менее «Ниссан-Микра», «Сузуки-Свифт» и «Субару-Джасти» и з ­ вестны в Европе, а «Свифт» с 1992 года стали выпускать по лицензии в Венгрии. Когда и как появились машины особо малого класса? П роизошло это относительно недавно, в 60-е годы . Европейс кие «микроавтомобили», столь распро ­ страненные в послевоенное время , эволюционировали в сторону повышения вместимости , комфортабельности и динам ических качеств, поскольку были, м ягкоговоря , м алопригодны для длительных по ­ е здок . Поэтому « м икро » постепенно разделились на двегруппы — ту, г де предлагали минимум удобств за мини -АО "Этна-М"Тел. (095) 555-84-09, факс (095) 552-18-32.ФИАТ-127 (1971 — 1983 гг.). Маневренность, хорошие динамические качества и экономичность. Победитель конкурса «Лучший европейский автомобиль 1972 года». 4—5 чел.; снаряженная масса — 710—840 кг ; 4 цил.; 903—1301 см3 ; 40—75 л. е.; 130—165 км / ч (параметры 1982 г.). м альную цену, и группу более простор ­ ных и комфортабельных машин, лишь немного уступавших вкомфортетогдаш ­ н им «малолитражкам». Эти автомобили рекламировались уже как полноценное семейное транспортное средство, г десминимумом удобств размещались четв еро взрослых (или двое взрослых и двое-трое детей). О дной из первых таких машин стала «Рено-4» 1961 года, к ото ­ рая получилась настолько удачной и так понравилась французам, что ее выпускали вплоть до 1993 года безсерьезноймодернизации . Эта модель с довольно большим 5-дверным кузовом ( т рудно сказать, был ли это «универсал» или посовременному — «хэтчбек») п ри длине 3660 мм получилась куда просторнее , н ежели тогдашняя «люксовая микролит ­ р ажка » ФИАТ-600. Немаловажно ито , что у машины была редкая по тогдашним временам переднеприводная компоновка; и менно она позволила при столь огра ­ ниченных размерах существенно увеличить вместимость салона и повысить удобство посадки-высадки пассажиров. Вслед за «Рено-4» появились заднем оторныемашины : английский «ХиллманИмп» (1963) и ФИАТ-850 (1964). Все они сочетали в себе вместимость, достаточн ую для четырех взрослых, с минимальн ыми эксплуатационными расходами, п ри ­ с ущими машинам класса « м икро » (или микроавтомобилям , говоря по-тогдашнем у ) . О днако первый «настоящий» автом обиль особо малого класса, к оторый воплотил в себе основные черты теперешних машин, появился чуть позже . И м стал ФИАТ-127 (1971), очень популяр ­ ный на протяжении 70-х годов. Благодар я удачной форме кузова, п ереднепри ­ в однойкомпоновкеспоперечным распол ожением двигателя, рациональным схем ам подвески и высоким эксплуатацио нным качествам эта конструкция нес колько лет задавала масштабы при разр аботке машин данного класса. По своим динамическим качествам она была едва ли не лучшей среди одноклассников (47 л. с , 140 км / ч , разгон с места до 100 км / ч за 20 с). По томуже пути пошли конку -ПЛАТАНот МИКРОСХЕМ до РЕЗИСТОРОВОтечественные ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ со склада и на заказ .Тел.(095)288-1901, факс.288-1456 Москва, пр-кт Мира 50 (м. "Проспект Мира"). Розница в магазине "Видеоцвет" пр-кт Вернадского 39 (м. "Проспект Вернадского")Фирма"АВТО-МАКСИМУМ" предлагает оборудование для: ремонта а/стекол "триплекс"- ремонта стекол на фарах и "габаритах"; - подкраски с подбором цвета (17.000 оттенков); - изготовления самоклеющейся наружной рекламы; - ремонта бескамерной резины без разбортировки; - производства американских "донатсов" - (пончиков); - тефлоновую полировку "СУПЕРЗАЩИТА" и др. профессиональную автокосметику. Москва (095)179-40-35; т/факс 138-35-02; С.-Петербург (812)298-52-86 Минск (0172)34-70-20 Новосибирск (3832)24-0928 Владивосток (4232)26-02-77.Максимум возможного для Вашего авто? Это - "АВТО-МАКСИМУМ"7*ОБОЗРЕНИЕ «ЗА РУЛЕМ»ЗА РУЛЕМ 2/94 27 Таблица 1 Технические характеристики типичных автомобилей базовой комплектации Модель Параметр Год начала выпуска Изготовитель "Пежо205" 1,0 1983 Франция, Испания 4/3 "РеноКлио" 1,1 1990 Франция "ФордФиеста" 1,0 1989 Испания Великобритания 4-5/3 "ФИАТУно" 1,0 1983 Италия "СузукиСвифт" 1983 Япония, Венгрия 4-5/3 ЗАЗ11022** 1990 УкраинаЧисло мест/дверей Двигатель Число цилиндров и клапанов Рабочий объем, см Мощность, л.с/кВт при об/мин Максимальный крутящий момент. Н»м при об/мин База, мм Габарит, мм длина ширина высота Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Объем багажника, м Скорость, км/ч Время разгона до 100 км/ч, с Расход топлива, л/100 км: при 90, 120 км/ч ив условном городском цикле Варианты исполнений:* типы кузовов Модификации двигателя.шт. Диапазон мощности, л.с.4-5/34/34-5/34—8 954 50/37 6000 74 3700 2420 3705 1560 1375 760 1140 0.29-0.58 148 17,94—8 1108 49/36 5250 79 2500 2470 3710 1615 1395 810 1250 0,265-1.05 146 17.04—8 1001 45/33 5000 74 3000 2445 3745 1605 1390 770 1250 0.25-0.93 139 20,24—8 999 45/33 5250 75 3250 2360 3690 1560 1420 740 1175 0.27-0,97 145 17,73—6 993 53/39 5700 76 3500 2265 3745 1575 1350 740 1190 0.226 145 15,64—8 1091 51/37 5400 78.5 3000-3500 2320 3708 1554 1410 727 1127 0.25-0,73 148 16,24.8/6.7/7.0 4,5/6.1/6,94.6/6,5/6,14,6/6,4/6.7 4.1/5.8/6.0 4.6/6,6/6.8А 5, К 8 50... 120А 57 49...140А 57 45... 130А 58 45...114А, 4x4 4. 5. К 4 53...101—1 51ство модификацийв рамках одного семейства — от весьма экономичной до высокоскоростной , от самой дешевой до самойкомфортабельной , оснащенной автоматической коробкойикондиционером . Появились на них и дизельные двигатели, что вывело эти машины в число самых экономичных вообще. Нынешняя машина особо малого класса — п ожа ­ л уй , оптимальное транспортное средство, п ригодное как для города, так и для поездок по автострадам. Последние мо ­ дели вроде «Рено-Клио» или «ОпельКорса» при ширине 1610—1625 мм не тесны и для пяти человек, как машины мал ого класса. Сегодня в Европе продается 18 семейств машин особо малого класса. Они оснащены двигателями рабочимобъемом 956—1905 см3в диапазоне мощностей 42—135 л. с , и меютснаряженную массу 680—980 кги развивают максимальн ую скорость от 130 до 212 км / ч . К онструктивно модели однотипны — все переднеприводные с поперечным распол ожением двигателя, у них несущие кузова, передние пружинные подвески типа « М ак - Ф ерсон » и легкие задние под ­ вески упрощенной конструкции зависим ого или независимого типа. Кузова — о бычно 3- или 5-дверные типа «хэтчб ек » или «универсал». Четырехдверных седанов в этом классе, по сути, нет, поскольку модификациис таким кузовом по своим эксплуатационным качествам, с корее , соответствуют уровню малого класса, как, например, «ФИАТ-Дуна» или «Сузуки-Свифт-седан». Зато есть модифи ­ к ациисоткрытымкузовом «кабриолет» или «родстер» («Пежо-205», «СузукиСвифт»), что придает им некоторую престижность — открытые модели значительно дороже , поскольку требуют серье зной переделки базового кузова. Д ля популярных моделей ( « Ф ИАТУно » , « Ф орд - Ф иеста » , «Пежо-205») п ред ­ лагают до восьми модификаций бензиновых двигателей да еще три варианта дизелей разной мощности . Интересно, что «Пеж о » и «Рено» выпускают не одно, а два итри семейства моделей этого класса: у « П ежо » это серии -106 и -205, у «Рено» — «Клио», R5 и «Твинго». Л юбителям скоростной езды предлагаю т мощные модели типа «Фиесты-Х1?2» и «Клио-Вильяме» с двигателями в130 — 150 л. с. и скоростью свыше 200 км / ч . Наряду с обычными механическими ко ­ р обками передач используются и автоматические трансмиссии — как гидромеха ­ нические, так и фрикционные клиноременные . М ногиефирмы (в основном японские) предлагают и полноприводные ком ­ плектации, в том числе с автоматичес кимикоробками . На такой машине мож ­ но ездить не только по городу , но и по загородной грунтовой дороге как летом, так изимой . Основные параметры типичных моде ­ лей приведены в таблице 1. О многих из них мыуже писали: «Рено-Клио» (ЗР, 1991, № № 6, 10), «ФИАТ-Уно» (1991, № 9), «Опель-Корса» (1993, № 9), «Ниссан-Микра» (1993, № 4) и «Форд-Фиеста» (1989, № 9). Кстати, «Фиеста» — одна из наиболее популярных в Европе моделей. Появившаяся в 1976 году и радикально обновленная в 1989-м, она вот уже второй десяток лет остается в лидерах по продажамсреди машин всех классов. Основное достоинство машин данного класса, п омимо малых размеров , — низкие эксплуатационные затраты, в том числеПримечание: *) А — с автоматической коробкой передач; 4x4 — полноприводный: 5 пятидверный хэтчбек: 4 — четырехдверный седан: К — кабриолет. ** — без каталитического нейтрализатора. Таблица Параметры экономичности некоторых моделей Двигатель Модель Рабочий объем, см "Пежо-ЮбХМ" "Лянча-YW" ГФИАТ-Уно-1,0" I "Ниссан-Микра-1.2" "Сузуки-Свифт" "Ситроен-АХ-дизель" "Фольксваген-Полодизель" "Опель-Корсадизель турбо" "Рено-Клио-дизель" "Лада-Форма" (ВАЗ21099-05)3Расход топлива, л/100 км 90 км / ч 120 км/ч 6,5 6,2 6,4 8,0 5,9 5.0 5,9 5,6 5,7 8,8 ГЦ средэксплуарасхожний растациондение, четный* ный % 5.9 6.07 5,9 6.77 5.27 4.6 5.27 5,13 5,47 8.0 4.4С 5.9С 6.4С 6.5Н 6.7Н 4,9 5.0 5,9 6,4 8.3Н +9 +3 -8 +1 -21 -6 +5 -13 -15 -4Мощность, л.с. 45 50 45 54 53 52 48 67 64 61954 1108 999 1235 993 1360 1398 1487 1870 12884,7 4,7 4,6 5.3 4.0 3.6 4.2 4,0 4.1 5.96,5 7,3 6.7 7,0 5,9 5,2 5,7 5.8 6,6 9.3Примечание: ГЦ — городской цикл испытаний — среднее арифметическое значение при 90. 120 км/ч ив городском цикле; С — б ензин-супер типа АИ-95: Н — "нормальный" бензин типа АИ-92. ренты: «Рено-5» и «Пежо-104» (оба в 1972 году), «Ауди-50» (1974) и « Ф орд Фиеста» (1976). Так в начале 70-х годов был сформирован облик современного легкового автомобиля особо малого класса. Почти то же самое, но в несколько искаженном виде, происходило в нашей стране. Первый («горбатый») «Запорож ец » по причине его хлипкости и явной непригодности для перевозки четырех человек в 1967 году заменили нов ым — ЗАЗ-966В (внешне очень напоминавшим немецкий «НСУ-Принц»), к оторый выпускается до сих пор под индексом -968М. Как изменились машины особо малого класса за прошедшие 20 лет? Разумеется, они сделались больше, п ростор ­ нее имощнее . О бычным стало множе ­28ЗА РУЛЕМ 2/94 ОБОЗРЕНИЕ «ЗА РУЛЕМ»«ФИАТ-УНО» (с 1983 г.). Преемник ФИАТ127. Самая популярная машина в Италии. Победитель конкурса «Лучший европейский автомобиль 1984 года».«ПЕЖО-106-РАЛЛИ» (с 1992 г.). Недорогая малогабаритная машина для любителей быстрой езды. 4—5 чел.; 810 кг; 4 цил.; 1360 см3 ; 100 л. с , 190 км / ч . на топливо. Ведь по его расходу эти автомобили — наиболее экономичные из всех, они лучше многих представителей класса « м икро » . Это объясняется, как правило, более высоким по сравнению с «микро» техническим уровнемкон ­ с трукций : довольно сложными (и потом уэкономичными ) двигателями, лучшей аэродинамикойидр . Здесь уместно напомнить, что заводские данные о расходе топлива при 90 и 120 км / ч ив условн омгородском цикле зачастую не отраж ают экономичности машины в реальных условиях эксплуатации. Поскольку наш журнал еще не располагает собственным банком данных на этот счет, воспользуемся опытом , накопленным кол ­ легами. Например, результатами, полученными немецкимжурналом «Ауто — д ер дойче Штрассенферкер» (табл. 2). Для сравнения в таблицу включена «Лада-21099-05» с двигателем 1288 см3и каталитическим нейтрализатором. Как видим, у отдельных образцов фактические параметры топливной эконо ­ мичности могут довольно значительно отличаться от эталонных. Впрочем, заводс кие данные снимают с автомобиля ь идеальном техническом состоянии на специальных сертификационных испытаниях, так что ухудшение этих значений на • 5 — 1 0 % для обычной серийной маш ины вполне естественно. Тем удивительнее, что у некоторых машин эксплуатационный расход даже меньше среднего расчетного. Если, как было сделано в статье о « м икро » , оценивать особо малый класс обобщающим показателем — удельной стоимостьюодного километра пробега за пять лет работы, то эксплуатация этих машин обходится всего на 5—30 % д оро ­ ж е , чем « м икро » . Зато они долговеч ­ нее (150—200 000 км пробега), гораздо безопаснее и комфортабельнее. Ведь на машинах этого класса используют почти весь арсенал оборудования, повышающего комфортабельность и безопасность: гидроусилители рулевого управления, антиблокировочные системы тормозов, электрические стеклоподъемники и т. д. Все это, к сожалению, пока недостиж имо для покупателей единственного наш его автомобиля особо малого класса — «Таврии» ЗАЗ-1102. К томужеи по над ежности он далеко не удовлетворяет потребителей. К сожалению , к ромеЗАЗа , п одобной машины никто не выпускает ив ближайшее время выпускать не будет. Но едва ли кто сомневается в том, что российский рынок способен поглотить при умеренной цене несколько миллионов таких машин в год. М . ТЕПЛОЕ«ЛЯНЧА-YIO» (с 1985 г.). Городская машина типа «люкс» на шасси, однотипном с «ФИАТ-Уно». Наименьший габарит в классе; 4 чел.; 800890 кг; 4 цил.; 11081297 см 1 ; 51 — 74 л. с ; 142 — 170 км / ч . «PEHO-4L» (1961 — 1992 гг.). «Ответ» на популярный в те годы «крестьянский» «Ситроен-2 CV». Вместимость — 4 чел.; снаряженная масса — 600 кг; двигатель — 4 цил.; 747 см ' ; 27 л. с ; скорость — 110 км / ч . ЗА РУЛЕМ 2/94 29