УКРОЩЕНИЕ ВИХРЕЙоблицовка радиатора и отсечные кромки , закрепляемые параллельно дороге вдоль порогов кузова или немного выше, а такжезакрылки (выступы) в формегрязе вых щитков на колесных нишах. Н екото рые из этих элементов входят в серийную комплектацию машин или предусмотрены формой кузова (например, отсечные кромки ) , д ругиемогут быть установлены дополнительно. Передний спойлер располагается нак лоннов нижней части бампера, как сделано, например, у «Волво» серий «7», «8», «9» и ВАЗ-2108, -2109 или показанного на фото «Понтиака-Гранд Ам » . О н «прикрывает» элементы подвески, трансмиссии и днища от потока воздуха, п ротекаю щ его под автомобилем, смягчая вихрь. Иногда его удачно используют в сочетании сотсекающейкромкой заднего бампера в виде щитка, у меньшающего расстояние до поверхности дороги. (Пример — «ФИАТ-Типо» или «Бюик-Скайларк» на фото справа.) Его назначение — о тор вать вихрь воздуха, выходящего из под днища. Вихрь сгрязьюи пылью стремится теперь подняться сразу же заПри проектировании легковых автомобилей все больше внимания уделяют аэродинамике кузовов. Это не просто дань моде, а эффективный путь к уменьшению расхода топлива. Стремясь сгладить остроту энергетических, в том числе топливных проблем, его умело и выгодно использовали ведущие фирмы, значительно в этом отношении усовершенствовав автомобиль. Благодаря хорошей аэродинамике заметно улучшаются устойчивость и управляемость, что, в свою очередь, проявляется в повышении безопасности. Еще один аспект — эстетика: обтекаемый кузов не только красивее — его поверхность слабее «притягивает» грязь на мокром, грязном полотне. Показатели обтекаемости современ ных легковых автомобилей улучшены в полтора-два раза по сравнению спрош лым десятилетием. Если в 70-х годах коэффициент аэродинамического сопротивления составлял 0,4—0,5, то у большинства современных моделей он лишь немногим больше 0,3. У экспериментальных образцов ( н апример , « Ф орд - П роуб » ) коэффициент лобового сопротивления 0,15—0,22, хотя эти машины внешне мало отличаются от последовавших за ними серийных. Найденные решения постепенно внедр яютв массовое производство. Не забыт и пройденный на этом пути этап оснащения машин внешними навесными устройствами для улучшения аэродинамики : это спойлеры, з акрылки , отсечные кромки ,Пример аэродинамического оформления нижней части скоростного пикала «Джи Эм Си-Трак Циклон» с помощью дополнительных деталей: хорошо видны передний спойлер и отсекающие кромки из пластика. декоративные диски колес и т. д. Д лятипичногосерийного автомобиля, например, АЗЛК-2141 или ВАЗ-2108, -2109, это неплохой способ несколько улучшить аэродинамику, а также уменьшить загряз нение поверхности, в том числе иокон . Совокупность внешних навесных устройств включает спойлеры — передний и задний (его, как правило, закрепляют на крышке багажника), задние отсечные кромки снизу, о тсечнуюкромкукрышки кузова, з акрылкив виде щитков , направляющих поток воздуха от передних боко вых стекол, а также на заднее стекло, д ефлекторыв виде многоярусных щитков на заднем стекле автомобиля. В этом ряду еще колпаки колес, декоративная заднимобрезом кузова. Такой прием не только уменьшает «аэродинамическую тень» позади автомобиля и улучшает обтекаемость — вдобавок намного меньше загрязняется задняя часть машины. Задний спойлер, п одобно отсечной кромке , только более эффективно способствует уменьшению «аэродинамической тени» и загрязнения поверхности. Разумеется, подобные устройства эффективны лишь при условии их тщательной доводкив аэродинамической трубе и на дороге . Если этим пренебречь, «навеска» с может играть только роль декоративных элементов, в лучшем случае не сказываясь на обтекаемости, а то и ухудшая ее. Так нередко бывает, к огдаВОКРУГПРАВИЛли оперативно исправлены, и основная масса читателей получила и будет получать в дальнейшем выверенный точный текст. М ы сочли нужным проинформировать об этом наших читателей, чтобы принести извинения тем , кто в ноябре приобрел Правила из первой партии, а заодно высказать пожелание: вникнуть в текст этого документа , потому как все мы заинтересованы втом , чтобы ситуация на наших дорогах изменилась к лучшему. Н ижеприводим поправки, которые легко перенести в ваш экземплярПДД , если в нем обнаружите ошибки (неточностей типа «точка с запятой» вместо абзаца или «минута» вместо «мин.» м ы не касаемся). Кстати, этими поправками могут воспользоваться и те, кто приобрел Правила, к оторые изданы фирмой НЦП «2Р». В их тираже — практически те же текстовые ошибки.Выход новых Правил — всегда заметное событие для наших автомобилистов. Тем более, если о них говорят: «Первые российские». Естественно, м ыв журнале внимательно следили за их подготовкой , направили свои замечания ипредложения . И так же естественно, что постарались побыстрее их издать — д о вести до водителей. ( Н апомним : «За рулем» сегодня не только название журнала, но и название учрежденного на его базе издательства автомобильной литературы.) Делалось это официально, на основе поручения Министер ства печати и информации РФ , к отороев соответствии с постановлением Правительства должно было организовать издание Правил в стране. К большомусожалению , первая пробная часть выпуска напечатана снекоторымиошибками (они названы ниже), к оторыебы 50ЗА РУЛЕМ 2/94