36
37
Возле палатки «Mobil» всегда есть покупатели. будет проблем. Кстати, 5 литров «HD Экстры» стоили 5500 рублей (здесь и далее — цены ноября 1993 года — авт.) — для масла такого качества совсем недорого. В разных точках цены масел группы «Г1» (международная «Е») колебались от 3800 до 5500 рублей за пятилитровую канистру (0,63 — 0,9 доллара за литр). Несколько раз попадалось масло типа SAE 20W-30 SE/CC под торговой маркой «Spectral». Оно оказалось самым дорогим (0,750,95 доллара за литр) среди аналогичных продуктов (М5з/10Г1>, к тому же не имело «гостовского» индекса — видимо, чтобы навести на мысль о якобы импортном происхождении. Появился на рынке очень нужный продукт — промывочная жидкость МПТ-2М (взамен прежней ВНИИНП-ФД). Полагаем, теперь отпадет необходимость самомуУТОЛЯЕМ МАСЛЯНЫЙ ГОЛОДПрилавок автомагазина пестрел яркими этикетками: «Shell», «ESSO 10W-40», ELF... Видимо, запутавшись в названиях и маркировке, один из покупателей спросил: «Мне бы для «Москвича» что-нибудь».— «Возьмите Мбз/ЮГь оно лучше всего подходит для этого мотора, в нем ведь нет присадок». Мы очень удивились ответу — Мбз/ЮГ] содержит десяток присадок, к тому же здесь были масла получше. Вот такую сцену мы наблюдали в одном из московских магазинов. Тогда и решили проехать по городу, чтобы выяснить, какие масла нынче продают, что лучше выбрать для «Москвича», «Жигулей» или для привозных десятилетних «Опеля» или БМВ. Мы посетили десяток мест и убедились: ассортимент смазочных материалов — как отечественного, так и иностранного производства — достаточно широк. Больше всего, конечно, моторных масел, заменяют которые гораздо чаще, чем другие. При этом маркированы они в соответствии с мировыми классификациями, поэтому индексы мало схожи с принятыми в СССР и пока непонятны нашим автомобилистам. Как, ориентируясь по ним, выбрать масло? Мы уже подробно рассказывали о классификации зарубежных масел (ЗР, 1993, № 1). Но напомним, что обычно они индексируются по вязкости SAE и уровню эксплуатационных свойств (API). Чтобы обеспечить надежный сбыт, изготовители смазочных материалов получают сертификат у ведущих моторостроителей, которые после испытаний включают тот или иной сорт в свои инструкции по эксплуатации. Тогда на упаковке масел могут быть указаны и эти фирменные спецификации. Сегодня на рынке есть продукция основных отечественных производителей, множества иностранных, а также некоторых российских, «косящих под импорт». Из наших мы встречали, в основном, старые знакомые масла: М5з/10Г|, М5з/12Г, и М6з/12Г[ Рязанского, Горьковского и Пермского нефтеперерабатывающих заводов. Канистры этих предприятий перестали быть безликими, каждая несла свою марку: «Велс» (Пермь), «Норси» (Нижний Новгород), «Уфалюб» (БаМос, Москва), «Новойл» (Ново-Уфимский НПЗ),Дилер ВР взялся за дело основательно, построив уютный магазин. «Омскойл» (Омск), «Ангройл» (Ангарск), «Ярмарка» (Ярославль). А, к примеру, емкости «Пермнефтеоргсинтеза» — с пломбированной пробкой, чтобы содержимое не подменили или оно не «усохло» после того, как канистру закупорили. Чтобы успешно конкурировать на рынке, наши производители разрабатывают материалы, отвечающие мировым спецификациям. И некоторые заводы уже выпускают масла высших эксплуатационных групп. Правда, в торговых рядах мы не встретили ни уфимского «Уфалюба», ни волгоградского «Кастроля», ни рязанского «Рексола». Вероятно, оптовики пока боятся: вдруг не . возьмут у них,— а зря, ведь это уже группы «F» и «G». Только в Южном порту, в лавке с многозначительным названием «Клондайк», на глаза попалась канистра «Велс-HD Экстра», SAE 20W-40 SG/CF-4: хорошее масло с «пакетом» присадок почтенной фирмы «Лубризол» действительно соответствует заявленному уровню качества. К тому же включено в «серебряную книгу» (спецификацию) «Мерседеса», то есть официально допущено к использованию в его двигателях. Как видим, отечественные производители присоединяются к общепринятой международной системе индексации масел и оценки уровня их качества, включая сертификаты ведущих автомобильных фирм. Следовательно, на «масляном фронте» у автолюбителей больше не готовить «промывочное масло» из солярки и «отработки». Цена МПТ-2М не превышала 800 рублей за литр. Зарубежная продукция представлена маслами достаточно высокого качества, известных производителей: «Shell», «Mobil», ВР, ELF и других, которым доверяют владельцы машин во всем мире. Но встречались и неизвестные продукты незнакомых в России фирм. Поэтому оценивать и выбирать импортные масла лучше всего по тому, кто и как их продает. Среди торговцев есть официальные дилеры и рядовые коммерсанты. Последние, как выяснилось, бессистемно закупают любые масла любых фирм. Из действующих в Москве дилеров мы посетили магазин ВР («British Petroleum») на Нижегородской улице и две палатки «Mobil» и «Shell» на Москворецкой набережной. В магазине ВР широкий ассортимент смазочных материалов и эксплуатационных жидкостей вежливо предлагает подготовленный фирмой персонал. Мы задали десяток вопросов, и только на два нам не смогли ответить: они были слишком профессиональны. В магазине не только смазочные материалы — тут фильтры, свечи, герметики, клеи, антифриз. Из моторных масел — «ВР Visco-5000», SAE 5W-40 SH/CD — масло на синтетической основе. Это последняя разработка фирмы, а 9 долларов (здесь и далее — цена за 1л масла) — эквивалент современного уровня качества (SH). «ВР Visco-ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШПНЫ36 ЗА РУЛЕМ 2/94 2000 plus», SAE 10W-40 SE/CD — современное масло на высококачественной минеральной базе — 6 долларов; «ВР Visco2000», SAE 15W-40 SF/CC — масло для основной массы отечественных и иностранных автомобилей — 5 долларов; «ВР Visco Diesel», SAE 15W-40 СЕ — высококачественное масло для дизелей, включая турбонаддувные и работающие в тяжелых условиях. В передвижных палатках на ветреной набережной работали дилеры «Mobil» и «Shell». Первый хорошо ориентировался в ассортименте, знал, когда подвезут продукты, отсутствовавшие в тот момент. Давал грамотные советы, решая прежде всего (как нам показалось) проблемы клиента. За несколько минут он представил немалый ассортимент товаров: «Mobil 1 Rally Formula», SAE 5W-50 SG/CD — масло на синтетической основе (100 %-ная синтетика) — последняя разработка фирмы, давно и успешно работающей над подобными продуктами. Марка «Mobil 1» знакома тем, кто смотрит репортажи о соревнованиях формулы 1. Цена 8,5 доллара. «Mobil SuperSAE 10W-40 SF/CC, частичная синтетика — 8,3 доллара за 1 л. Цены на масла «Agip» нам показались высокими в сравнении с аналогами других компаний. Итак, цены импортных масел на столичном рынке в 5—10 раз выше, чем отечественных. Это выглядит необоснованным, и вот почему. Когда сравнивают продукты высшего мирового уровня с ординарными отечественными, разработанными 1015 лет назад, такая разница оправданна. Современные же масла российских производителей с присадками западных специализированных фирм, вдобавок официально одобренные «Мерседесом», «Волво», отвечают высоким критериям качества и выдерживают сравнение с зарубежными аналогами. Значит, разрыв в ценах непременно будет сокращаться, причем с двух сторон. Нынешнюю ситуацию можно объяснить лишь низким курсом рубля по отношению к доллару да еще святой верой в качество «импорта» (хотя на рынке ходят подделки — иностранные, а также выполненные в России). Конечно, увиденное разнообразие имЖелтую канистру «Shell» узнают издали.Южный порт — бойкое место для торговли отечественными маслами. Здесь уже вовсю работают дилеры российских производителей масел. Фото В. Князева ХНР», SAE 10W-40 SG/CD — также одна из последних разработок — «частичная синтетика», 6 долларов. «Mobil Super», SAE 15W-40 SG/CD — 4 доллара, что недорого для масла такого уровня. «Mobil Delvac Super 1300», SAE 15W-40 SF_4/CE/SG — давно созданное, широко известное масло. Его используют в основном для дизелей. Цена 4 доллара. В передвижной палатке-прицепе «Shell», изготовленной в форме огромной канистры, мы также увидели лучшие масла этой фирмы. «Shell Syntetic TMO», SAE 5W-40 SG/CD — последняя разработка, 100 %-ная синтетика. Цена показалась завышенной: 12 долларов. «Shell Super Plus», SAE 10W-40 SE/CC — частичная синтетика, 4 доллара; «Shell Diesel T», 8 долларов — дорого для такого продукта. Масла «Mobil» и «Shell» в Москве больше нигде мы не встретили. В других же местах — универмагах, палатках и даже парикмахерских — масла разных фирм продавались все вместе. «Quaken», SAE 10W-30 SE, SF/CC, CD — 24 доллара за канистру 3,8 л; «Quaker Super Blend», SAE 10W-30 — уже 14 долларов за литр (!) — как-никак «Super»... «ESSO LDX», SAE 15W-40 — 5,1 доллара за литр; «ESSO Ultra Syntetic», SAE 5W-40 SE/CD — 12 долларов за литр и т. п. Встретились на нашем пути и палатки под «Шестиногой собакой», где продавали масла итальянской «Agip» (это ее символ) — «Agip Super Motoroil Fl», SAE 15W-40 и SAE 15W-50 — 5,8 доллара за 1 л; «Agip HD Motoroil», SAE 20W-30 SF/CC — 4,6 доллара за 1 л; «Agip NESin 2000»,портных масел вовсе не означает, что они заполонили рынок. По нашим данным, объем их продажи в России всего 1—3 % от потребности парка легковых машин. И все-таки, что может получить владелец от появившегося многомарочья смазочных материалов? Какие из них целесообразно применять?Летом — лучше масла с вязкостью по SAE 30 или 40 единиц (по ГОСТ — 12). С ростом вязкости давление масла в двигателе повышается, создается более надежная масляная пленка. Но учтите: еще более вязкое масло увеличивает потери на трение, а следовательно, и расход топлива. Зимой более важны низкотемпературные (пусковые) свойства масел, чтобы стартер мог прокручивать двигатель с оборотами, при которых пуск будет надежным. Кроме того, масло должно поступить к парам трения как можно быстрее: это предупредит повышенный пусковой износ, аварийный выход двигателя из строя. Еще раз повторим: чем ниже температура при пуске, тем меньшим должно быть первое число в индексе масла (число при индексе «W» или русском «з»). Для отечественных легковых автомобилей рекомендованы масла группы «Г|» (соответствует «Е» по API). Только последние модели ВАЗа (-2108, -2109) рассчитаны на группу «F», а этому уровню соответствуют М5з/10Г| и М5з/12Гь Использовать масла более высоких эксплуатационных групп нецелесообразно. Ведь их преимущество — стабильность эксплуатационных свойств при длительной работе без замены (для отдельных моделей 30—40 тысяч километров). Только тогда их выгодно применять. На наших машинах, да и большинстве зарубежных, спроектированных и построенных в 70—80-х годах, периодичность замены масла определена в среднем через 10 тысяч километров. Конечно, синтетическое и полусинтетическое в «жигулях» будет лучше «чистить» мотор, уменьшит износ и т. п. Но ресурс двигателя при этом если и повысится, то ненамного. Не надейтесь, что дорогие продукты приостановят увеличение расхода масла: если мотор задымил, ему поможет только ремонт. Иными словами, деньги, истраченные, к примеру, на «Shell Syntetic TMO», окажутся выброшенными на ветер, точнее, в трубу (выхлопную). Бывает и такое: более высококачественное масло ухудшило некоторые показатели мотора. Так, к примеру, случилось с уфимским мотором «Москвича», проходившего когда-то испытания в редакции. После заправки мотора тогда еще новым для автомобилистов «жигулевским» маслом он вдруг стал более шумным. Оказывается, это масло вымыло все отложения из трущихся пар — увеличились зазоры. Что ж, конструкция мотора была рассчитана на масло низкого качества. Масла групп «G», «Н» используют в высокофорсированных, как правило, наддувных двигателях или тех, где смена масла возможна через 30—40 тысяч километров. Но это уже моторы, разработанные в конце 80-х — 90-е годы. Для них масла «G» и «Н» необходимы как воздух — такие сегодня продаются у нас. Последнее — об использовании продуктов отечественного производства в иностранных автомобилях. Как уже отмечено, наши производители выпускают масла, отвечающие требованиям API и получившие сертификаты крупнейших автомобильных фирм. Если качество этих масел соответствует тому, что обозначено в документации на ваш автомобиль, их применение, безусловно, возможно наравне с импортными. В стране, однако, довольно много иномарок, выпущенных десять, а то и более лет назад. Как правило, для них рекомендуют масла групп «F» и «Е» — а значит, безусловно можно использовать М5з/10Г, и М5з/12Г|. А. ПЕРВУШИН, кандидат технических наук ЗА РУЛЕМ 2/94 37