ва года назад, будучи в Елабуге, м ы искали такой ракурс, чтобы в одн омкадреобразно показать реальное положение дел. И нашли... о громнуюлужу , в застойной воде которой отражался недостроенный корпус автос борочного завода. Но если тогда это можно было назвать кризисомстройки , то полное отсутствие каких-либо сдвигов за прошедшее время позволяет говорить ужеосмерти . Ибо все так же мрачно взирает на окружающее незастекленными окнами недостроенный корпус . А на верхнем снимке — один из всего двух действующих объектов грандиозного по замыслу комплекса — станкоинструментальный завод. Тему ЕлАЗа все режеподнимаютв печати, все меньше по объему публикации. М ожет быть, соответственно снижается острота проблемы? Не наша задача — искать виноватых. Тем более, что здесь и вправду сплошь «объективные причины». М ы постараемся дать по возможности правдивую картину положения дел на ЕлАЗе ивокруг него. ЕлАЗ УМЕР! Глава администрации Елабуги Г. М елкумянцоднажды назвал ЕлАЗ предприятием-паразитом. Это не оскорбление , а лишь констатация факта — десять тысяч работников завода, к оторый ничего не произво дит, ж ивут за чей-то счет. К аждый несет своюдолю этого бремени — и город , и республика, и вся Россия. А экономиче ская ситуация такова, что нести бремя становится все тяжелее. И это очевидно дажесамымзакоренелым оптимистам. Из производственных площадей на всей гигантской территории сегодня функц ионируют лишь первая очередь станкоинструментального завода и корпус мелких серий. То, что они делают, весьма далеко от автомобильной тематики. Наивно предполагать, что с этих доходов мож но хотя быпрокормить всех работников ЕлАЗа, о продолжении строительства и говорить-то неудобно. Энтузиазм и упорство тех, к то пытается вытащить эту махину из раскисшей грязи прикамской степи, заслуживают, конечно,ДСреди «недостроек» ЕлАЗа красуется корпус станкоинструментального завода — один из всего двух завершенных объектов.«Даэву-Рэйсер» (в недавнем прошлом также «Опель-Кадет») — модель, предлагаемая южнокорейской фирмой для производства в Елабуге. уважения. Но энтузиастов становится все меньше. В прочем , сегодня даже те, кто обязан демонстрировать энтузиазм по своему положению , в откровенных разго ворах признают, что ЕлАЗ как таковой ужеумер . В озможность реанимации не отрицают , но признают маловероятной, да что там — почти чудесной. Обвинять кого бы то ни было в прес тупном бездействии нельзя. Руководители завода и республики Татарстан не обходят вниманием «остывающее тело», мечутся в поисках любых лекарей, сулящих хоть какую - т о надежду. Увы, выбор не широк . СОБЕРЕМ КОНСИЛИУМ... Тем, к то следит за судьбой автозавода на Каме по нашим публикациям, н апомним : еще 8 декабря 1992 года проблему ЕлАЗа намерены были обсудить руководители стран — членов СНГ на встрече вМинске . г Оптимизм заводчан ( с м . ЗР, 1993, № 1) строился на том , что их доводыокажутся очевидными для участников совещания. В Минске действительно удалось подписать межгосудар ственное «Соглашение о совместном завершении автомобильного комплекса в Елабуге», но гораздопозже — 28 апреля 1993 года. Высокие договаривающиеся стороны подтвердили свои намерения участвовать вмеждународномконсорциу м е «Елабужский автомобильный завод». П отомдолго решался вопрос о долях взносов вбудущийконсорциум , проверяли полномочия представителей государств-участников. «Больной» в это время уже не издавал предсмертных стонов и не отвлекал участников консилиума от их неспешной работы. Наконец, 2 сентября в Казани состоялось учреждение межгосударственного консорциума «ЕлАЗ-инвест». Главная задача этого финансового органа — а ккуму лировать средства участников консор циума для завершения строительства. О днако процесс аккумулирования никак не может начаться: п режде всего, средств этих ни укого попросту нет. Вдобавок кконцу минувшего года рублевая зона сильно сократилась в размерах, а новые платежные средства еще менее устойчивы и обеспечены, чем российский рубль. Высказывают еще односоображение : для того , чтобы достроить завод, н ужны «живые» деньги и ресурсы. Татарстан же , п ретендующий на 25-процентную долюв будущих доходах, считает своим паем... стоимость земли и недостроенных объектов. К орочеговоря , консилиум имеет все шансы превратиться в похоронную команду...АВТОМОБИЛЬ ПО-РОССИЙСКИ16 ЗА РУЛЕМ 2/94 ТАИНСТВО ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ Вариант аукционнойраспродажи елаб ужскогодолгостроя прорабатывался еще при жизни СССР. Окончательно похоро нил эту затею августовский путч, но идонего власти Татарстана всячески ей препятствовали. Собственно, они противились передаче стройкидажеВАЗуи вообще кому - л ибо за пределами своей республики, не говоряужеозарубежных инвесторах. Времена меняются . Теперь от иноземныхлекарейс их финансовыми снадобьямиждут чуть не панацеи. Печать то и дело сообщала о «проявл енном интересе» и « д остигнутом взаимопонимании», но дажедопротоколово намерениях дело не доходило . Авантюр изм свойствен начальному накоплению капитала, б ольшой бизнес предпочитает стабильную обстановку. О днаковлюбом деле есть сторонники нетрадиционных подходов . Так, з намени тые восточные врачеватели поройшоки р уют своих западных коллег необычностью приемов , зато нередко добиваются фантастических результатов. В начале февраля 1993 года премь е р - м инистр Татарстана М . Сабиров отпра-летел в Казань, затем — в Москву . На пресс-конференции 19 октября виц е - п ремьер России А. Ш охин вскользь упомянул о корейском предложении, с ообщив , что под свое участие в елабужс компроекте корейская сторона требует льгот по 26 линиям : налогам, т аможен н ым пошлинам и т. д. Создалось впечатление, что возможный партнер, м ягкоговоря , пользуется нашим безвыходным положением. К ОРЕЙСКИЙ РЕЦЕПТ И все жепроект не похерили, а отправили на доработку . Поскольку на сег одня это предложение является единств енным , м ы сочли возможным рассказать о нем нашим читателям. «Даэву Мотор » и ЕлАЗ создают совм естноепредприятие . В него войдет не весь начатый комплекс на Каме, а лишь небольшая часть площадки . Организация производства будет копировать корей с кую . То есть, если «Даэву Мотор» получает, с кажем , коленчатые валы со стороны , то ив СП не предусматривается их изготовление. Надо сказать, «Даэву Мотор » , по сути, с борочное производство.ГАРАЖИ БЕТОННЫЕБыстро! Гаражи, склады, бытовки с доставкой и установкой. Наш гараж готов к эксплуатации сразу после установки его краном на вашу площадку, срок выполнения заказа — 1-2 недели Гараж представляет собой монолитный бетонный бокс с металлическими гаражными воротами, бетонным полом и встроенной электропроводкой. Плита пола гаража может быть изготовлена с отверстием для смотровой ямы или погреба. По специальному заказу можно утеплить гараж, сделать металлическую крышу, встроить дополнительные двери, окна и другие необходимые отверстия в стенах, полу, крыше. Боксы можно объединять, удалив соприкасающиеся стены. Внешние размеры: 593x321x281, вес 12 тонн. ворота 240x230. Внутренние размеры: 580x310x250 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ: — экспресс-установка — срок выполнения 2 дня — помощь в приобретении гаражей в Москве — долевое участие в ГСК — согласование документов, финансирование, поставки НОВЫЙ ВИД УСЛУГ! Предварительные заказы на гаражи. Скидки до 10%. Надежное вложение и защита от инфляции ваших средств. Гарантии страховой компании АСКО.ВАЗ-1121 — прототип автомобиля, разработанный в Тольятти для первой очереди ЕлАЗа. По сравнению с -1111 у нее были улучшены интерьер, оформление передней части, задние окна открывались. Но все это осталось лишь в нескольких образцах. Фото О. Косова и В. Князева вился в таинственный «частный» вояж. Таинственность определялась дипломати ческими соображениями: официальное лицо может лишь неофициально посетить Тайвань, с которым нет дипломатических отношений . А именно на Тайване прои зошла его встреча с представителями южнокорейскойкомпании «Даэву». К о рейцы проявили завидную прыть иуже через две недели открылив Казани выставку своей продукции . 27 февраля прошлого года в столицу Татарстана прибыл председатель Правле ния компании «Даэву» К имУДжунг , нобелевский лауреат в сфере бизнеса. На приемеу президента республики гость высказал готовность своей стороны изучить все проекты совместной деятельности, к оторыепредложит Татарстан. В тот же день его прокатили на вертолете до Елабуги. П окружив над ЕлАЗом , вертолет улетел обратно. Первый корей с кий десант высадился на берегу Камыв апреле. « Ф ирмачи » работали по 12 часов всутки , а тем , к то готовил ответы на их вопросы, приходилось вкалывать и по ночам . При этом корейцы упрекали наших в... медлительности. (Интересно, в условиях рынка нам всем придется «крутиться» так быстро?) В общем , удивительная для здешних мест расторопность дальневосточных лекарей заронила над еждув души родственников усопшего . О стывающее тело начало розоветь ! У жев сентябре ожидалось подписание генерального соглашения. Но ив ноябре 1993-го, к огдагото вился этот материал, оно не было подпи сано. 14 октябрягосподинКим опять при5 За рулем № 2 Здесь делают кузова и двигатели, а 95 % комплектующих поступает от 400 партнеров. С могут ли обеспечить такуюжебесперебойную поставку кон в ерсируемыеоборонные заводы Татарии, Б ашкирии , У дмуртии , Чувашии иМарий Эл, на которые делается расчет? Разные источники называют годовуюпрограмму СП в 200—300 тысяч автомобилей вгод . Еще сильнее колеблются данные об уставном фонде предприя тия — от 0,5 до1 миллиарда долларов, п о 50 % от партнера. Кстати, генеральный директор «Даэву Мотор » Тай ДжуКим , п ринимая журналистов из Татарстана, зам етил , что вкладывать такие огромные средства нецелесообразно, да и нет их уфирмы . Но тут жеоговорился : «Впроч ем , если КимУДжунг так считает...» Ни отечественный консилиум , ни восточные врачеватели не могут , по разнымпричинам , помочь немедленно. Поэтому вопрос, получат ли страждущиевожделен ный легковой автомобиль, произведенный на берегах Камы, выглядит все более риторическим. Актуальной становится проблемадостойного прощания сЕлАЗом . И ли , если уж отойти от несколько мрач новатой метафоры, к ореннойреорга низации. Распродать построенное по частям? Организовать недорогое производство, д ающеебыструю отдачу? В этом году исполняется 10 лет с начала строительства под Елабугой. Ни тракторов , ни автомобилей — одни проб л емы . Грустный результат. Казань — Елабуга А. С ОЛОПОВЗЕЛАКС530-10-01БЫСТРО! НАДЕЖНО! НЕДОРОГО! БОЛЬШИЕ СКИДКИ НА ПАРТИЮ! ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ, А ГАРАЖ — ЗИМОЙЗА РУЛЕМ 2/9417