50
51
УКРОЩЕНИЕ ВИХРЕЙоблицовка радиатора и отсечные кромки , закрепляемые параллельно дороге вдоль порогов кузова или немного выше, а такжезакрылки (выступы) в формегрязе ­ вых щитков на колесных нишах. Н екото ­ рые из этих элементов входят в серийную комплектацию машин или предусмотрены формой кузова (например, отсечные кромки ) , д ругиемогут быть установлены дополнительно. Передний спойлер располагается нак лоннов нижней части бампера, как сделано, например, у «Волво» серий «7», «8», «9» и ВАЗ-2108, -2109 или показанного на фото «Понтиака-Гранд Ам » . О н «прикрывает» элементы подвески, трансмиссии и днища от потока воздуха, п ротекаю ­ щ его под автомобилем, смягчая вихрь. Иногда его удачно используют в сочетании сотсекающейкромкой заднего бампера в виде щитка, у меньшающего расстояние до поверхности дороги. (Пример — «ФИАТ-Типо» или «Бюик-Скайларк» на фото справа.) Его назначение — о тор ­ вать вихрь воздуха, выходящего из под днища. Вихрь сгрязьюи пылью стремится теперь подняться сразу же заПри проектировании легковых автомобилей все больше внимания уделяют аэродинамике кузовов. Это не просто дань моде, а эффективный путь к уменьшению расхода топлива. Стремясь сгладить остроту энергетических, в том числе топливных проблем, его умело и выгодно использовали ведущие фирмы, значительно в этом отношении усовершенствовав автомобиль. Благодаря хорошей аэродинамике заметно улучшаются устойчивость и управляемость, что, в свою очередь, проявляется в повышении безопасности. Еще один аспект — эстетика: обтекаемый кузов не только красивее — его поверхность слабее «притягивает» грязь на мокром, грязном полотне. Показатели обтекаемости современ ­ ных легковых автомобилей улучшены в полтора-два раза по сравнению спрош ­ лым десятилетием. Если в 70-х годах коэффициент аэродинамического сопротивления составлял 0,4—0,5, то у большинства современных моделей он лишь немногим больше 0,3. У экспериментальных образцов ( н апример , « Ф орд - П роуб » ) коэффициент лобового сопротивления 0,15—0,22, хотя эти машины внешне мало отличаются от последовавших за ними серийных. Найденные решения постепенно внедр яютв массовое производство. Не забыт и пройденный на этом пути этап оснащения машин внешними навесными устройствами для улучшения аэродинамики : это спойлеры, з акрылки , отсечные кромки ,Пример аэродинамического оформления нижней части скоростного пикала «Джи Эм Си-Трак Циклон» с помощью дополнительных деталей: хорошо видны передний спойлер и отсекающие кромки из пластика. декоративные диски колес и т. д. Д лятипичногосерийного автомобиля, например, АЗЛК-2141 или ВАЗ-2108, -2109, это неплохой способ несколько улучшить аэродинамику, а также уменьшить загряз ­ нение поверхности, в том числе иокон . Совокупность внешних навесных устройств включает спойлеры — передний и задний (его, как правило, закрепляют на крышке багажника), задние отсечные кромки снизу, о тсечнуюкромкукрышки кузова, з акрылкив виде щитков , направляющих поток воздуха от передних боко ­ вых стекол, а также на заднее стекло, д ефлекторыв виде многоярусных щитков на заднем стекле автомобиля. В этом ряду еще колпаки колес, декоративная заднимобрезом кузова. Такой прием не только уменьшает «аэродинамическую тень» позади автомобиля и улучшает обтекаемость — вдобавок намного меньше загрязняется задняя часть машины. Задний спойлер, п одобно отсечной кромке , только более эффективно способствует уменьшению «аэродинамической тени» и загрязнения поверхности. Разумеется, подобные устройства эффективны лишь при условии их тщательной доводкив аэродинамической трубе и на дороге . Если этим пренебречь, «навеска» с может играть только роль декоративных элементов, в лучшем случае не сказываясь на обтекаемости, а то и ухудшая ее. Так нередко бывает, к огдаВОКРУГПРАВИЛли оперативно исправлены, и основная масса читателей получила и будет получать в дальнейшем выверенный точный текст. М ы сочли нужным проинформировать об этом наших читателей, чтобы принести извинения тем , кто в ноябре приобрел Правила из первой партии, а заодно высказать пожелание: вникнуть в текст этого документа , потому как все мы заинтересованы втом , чтобы ситуация на наших дорогах изменилась к лучшему. Н ижеприводим поправки, которые легко перенести в ваш экземплярПДД , если в нем обнаружите ошибки (неточностей типа «точка с запятой» вместо абзаца или «минута» вместо «мин.» м ы не касаемся). Кстати, этими поправками могут воспользоваться и те, кто приобрел Правила, к оторые изданы фирмой НЦП «2Р». В их тираже — практически те же текстовые ошибки.Выход новых Правил — всегда заметное событие для наших автомобилистов. Тем более, если о них говорят: «Первые российские». Естественно, м ыв журнале внимательно следили за их подготовкой , направили свои замечания ипредложения . И так же естественно, что постарались побыстрее их издать — д о ­ вести до водителей. ( Н апомним : «За рулем» сегодня не только название журнала, но и название учрежденного на его базе издательства автомобильной литературы.) Делалось это официально, на основе поручения Министер ­ ства печати и информации РФ , к отороев соответствии с постановлением Правительства должно было организовать издание Правил в стране. К большомусожалению , первая пробная часть выпуска напечатана снекоторымиошибками (они названы ниже), к оторыебы ­50ЗА РУЛЕМ 2/94 навесные детали случайных изготовителей устанавливают на отечественные машины (чаще всего ВАЗ-2108, -2109). Ф ормуи углы наклона спойлеров для каждой модели приходится подбирать, как правило, экспериментально, стараясь максимально снизить воздушное сопротивление. Кромка в задней части крыши — это маленький «трамплин» для потока воздуха (ВАЗ-2108) или выступ над поверхностью заднего стекла (ЗАЗ-1102), с которых поток срывается в заранее намеченном месте на кузове. Теперь частицы грязи и пыли движутся над стеклом — значит, оно не так быстро пачкается; сокращается «аэродинамическая тень», которая представляет собой турбулентный (неупорядоченный) поток воздуха. Колпаки колес, как и облицовка радиатора, также приобрели законченную аэродинамическую форму — плотно закрытых, плоских панелей с минимумом щелей, отверстий и жалюзи. Осталось сказать о роли других эле-ПОИСКИ * ИДЕИ • РАЗРАБОТКИствуют меньшему загрязнению поверхности. Более совершенны приспособления, эффективность воздействия которых зависит от скорости: выдвижные антикрылья, спойлеры с автоматически изменяющимся углом атаки. Один из таких разработан грузки и момент начала действия антикрыла зависят от жесткости установленных пружин. Мы перечислили, пожалуй, все навесные аэродинамические устройства. Возможно, в будущем появится еще что-то необычное.Задний спойлер есть у «Пежо-405М116», но его эффективность при разрешенных скоростях движения вызывает сомнение.Передний спойлер «Понтиака-Гранд Ам» с отверстием для вентиляции подкапотного пространства и углублениями для противотуманных фар.ментов, которые уже упоминались. Они действуют, в основном, как грязезащитные, а на аэродинамику порой могут повлиять и отрицательно, хотя не очень существенно. Речь идет о щитках на задних дверях хэтчбеков (ВАЗ-2108, -2109), которые направляют на заднее стекло более чистый воздух, и защитных дефлекторах, полностью закрывающих заднее стекло. На «волгах» с кузовом «универсал» для этой цели, как известно, предусмотрен козырек. Аналогичную роль играют брусья вдоль порогов кузова, щитки у колесных ниш или вдоль середины боковых панелей. Они позволяют изменить характер завихрения воздуха и тем самым способ-и запатентован автором статьи совместно с В. Шмелевым. Он представляет облегченное (пустотелое) антикрыло, подвешенное спереди снизу на продольных балках и пружинных амортизаторах. Под действием давления воздуха антикрыло может опускаться. Величина перемещения пропорциональна силе набегающего потока воздуха, то есть зависит от скорости автомобиля. При этом увеличивается и лобовая площадь самого антикрыла, а вследствие этого прогрессивно возрастает дополнительная (аэродинамическая) нагрузка на передние колеса. Это способствует улучшению сцепных свойств и безопасности движения. Величина дополнительной на-В современных моделях, как этот «Бюик-Скайларк», требования аэродинамики учитывают уже на стадии конструирования, о чем говорит, в частности, оформление боковин и задка. Фото «Дженерал моторе», «Опель» и «Пежо» В заключение отметим, что по мере накопления опыта аэродинамические устройства становятся неотъемлемой частью формы автомобиля, а сама она делается все более обтекаемой, естественной. Но покупатели отечественных автомобилей смогут почувствовать это только с появлением нового поколения машин; первой из них, видимо, станет ВАЗ-2110. Ю. М ЕДОВЩИКОВ , кандидат технических наукСтр. 12, пункт 4.7. В тексте: при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячком синего и красного цветов и... Надо: при приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячк оми специальным звуковым сигналом. Стр. 15, пункт 6.16. В тексте: ...информирующий пешеходов. Надо: информирующий участников движения. Стр. 25, пункт 13.12. В тексте: ...со встречного направления прямо или направо, а также... Надо: со встречного направления прямо или направо. Далее до слова «Этим» опустить. Стр. 29, пункт 19.8. В тексте: «..., а в темное время суток, кроме того, и на время его остановки и стоянки. Надо: ...а в темное время суток ив условиях недостаточной видимости... Далее по тексту.Вкладка. Знаки дополнительной информации. Знак 7.19 «Класс опасного груза» имеет оранжевый фон, черные цифры и буквы. Вкладка. Сигналы регулировщика. Вместо ссылки на пункт 7.4 надо 6.10.ПОПРАВКАВ № 12 журнала за 1993 год в рубрике «Только статистика» неверно указан прирост парка легковых автомобилей с 1.01.1992 по 1.01.1993 года. В сведениях Главного управления ГАИ МВД РФ на 1.01.1992, предоставленных редакции, не были учтены автомобили, принадлежащие государственным и муниципальным службам, а также иномарки. По уточненным данным, парк легковых машин в 1992 году увеличился на 697 201 единицу и составил 10 797 522 шт.ЗА РУЛЕМ 2/9451