УКРОЩЕНИЕ ВИХРЕЙоблицовка радиатора и отсечные кромки , закрепляемые параллельно дороге вдоль порогов кузова или немного выше, а такжезакрылки (выступы) в формегрязе вых щитков на колесных нишах. Н екото рые из этих элементов входят в серийную комплектацию машин или предусмотрены формой кузова (например, отсечные кромки ) , д ругиемогут быть установлены дополнительно. Передний спойлер располагается нак лоннов нижней части бампера, как сделано, например, у «Волво» серий «7», «8», «9» и ВАЗ-2108, -2109 или показанного на фото «Понтиака-Гранд Ам » . О н «прикрывает» элементы подвески, трансмиссии и днища от потока воздуха, п ротекаю щ его под автомобилем, смягчая вихрь. Иногда его удачно используют в сочетании сотсекающейкромкой заднего бампера в виде щитка, у меньшающего расстояние до поверхности дороги. (Пример — «ФИАТ-Типо» или «Бюик-Скайларк» на фото справа.) Его назначение — о тор вать вихрь воздуха, выходящего из под днища. Вихрь сгрязьюи пылью стремится теперь подняться сразу же заПри проектировании легковых автомобилей все больше внимания уделяют аэродинамике кузовов. Это не просто дань моде, а эффективный путь к уменьшению расхода топлива. Стремясь сгладить остроту энергетических, в том числе топливных проблем, его умело и выгодно использовали ведущие фирмы, значительно в этом отношении усовершенствовав автомобиль. Благодаря хорошей аэродинамике заметно улучшаются устойчивость и управляемость, что, в свою очередь, проявляется в повышении безопасности. Еще один аспект — эстетика: обтекаемый кузов не только красивее — его поверхность слабее «притягивает» грязь на мокром, грязном полотне. Показатели обтекаемости современ ных легковых автомобилей улучшены в полтора-два раза по сравнению спрош лым десятилетием. Если в 70-х годах коэффициент аэродинамического сопротивления составлял 0,4—0,5, то у большинства современных моделей он лишь немногим больше 0,3. У экспериментальных образцов ( н апример , « Ф орд - П роуб » ) коэффициент лобового сопротивления 0,15—0,22, хотя эти машины внешне мало отличаются от последовавших за ними серийных. Найденные решения постепенно внедр яютв массовое производство. Не забыт и пройденный на этом пути этап оснащения машин внешними навесными устройствами для улучшения аэродинамики : это спойлеры, з акрылки , отсечные кромки ,Пример аэродинамического оформления нижней части скоростного пикала «Джи Эм Си-Трак Циклон» с помощью дополнительных деталей: хорошо видны передний спойлер и отсекающие кромки из пластика. декоративные диски колес и т. д. Д лятипичногосерийного автомобиля, например, АЗЛК-2141 или ВАЗ-2108, -2109, это неплохой способ несколько улучшить аэродинамику, а также уменьшить загряз нение поверхности, в том числе иокон . Совокупность внешних навесных устройств включает спойлеры — передний и задний (его, как правило, закрепляют на крышке багажника), задние отсечные кромки снизу, о тсечнуюкромкукрышки кузова, з акрылкив виде щитков , направляющих поток воздуха от передних боко вых стекол, а также на заднее стекло, д ефлекторыв виде многоярусных щитков на заднем стекле автомобиля. В этом ряду еще колпаки колес, декоративная заднимобрезом кузова. Такой прием не только уменьшает «аэродинамическую тень» позади автомобиля и улучшает обтекаемость — вдобавок намного меньше загрязняется задняя часть машины. Задний спойлер, п одобно отсечной кромке , только более эффективно способствует уменьшению «аэродинамической тени» и загрязнения поверхности. Разумеется, подобные устройства эффективны лишь при условии их тщательной доводкив аэродинамической трубе и на дороге . Если этим пренебречь, «навеска» с может играть только роль декоративных элементов, в лучшем случае не сказываясь на обтекаемости, а то и ухудшая ее. Так нередко бывает, к огдаВОКРУГПРАВИЛли оперативно исправлены, и основная масса читателей получила и будет получать в дальнейшем выверенный точный текст. М ы сочли нужным проинформировать об этом наших читателей, чтобы принести извинения тем , кто в ноябре приобрел Правила из первой партии, а заодно высказать пожелание: вникнуть в текст этого документа , потому как все мы заинтересованы втом , чтобы ситуация на наших дорогах изменилась к лучшему. Н ижеприводим поправки, которые легко перенести в ваш экземплярПДД , если в нем обнаружите ошибки (неточностей типа «точка с запятой» вместо абзаца или «минута» вместо «мин.» м ы не касаемся). Кстати, этими поправками могут воспользоваться и те, кто приобрел Правила, к оторые изданы фирмой НЦП «2Р». В их тираже — практически те же текстовые ошибки.Выход новых Правил — всегда заметное событие для наших автомобилистов. Тем более, если о них говорят: «Первые российские». Естественно, м ыв журнале внимательно следили за их подготовкой , направили свои замечания ипредложения . И так же естественно, что постарались побыстрее их издать — д о вести до водителей. ( Н апомним : «За рулем» сегодня не только название журнала, но и название учрежденного на его базе издательства автомобильной литературы.) Делалось это официально, на основе поручения Министер ства печати и информации РФ , к отороев соответствии с постановлением Правительства должно было организовать издание Правил в стране. К большомусожалению , первая пробная часть выпуска напечатана снекоторымиошибками (они названы ниже), к оторыебы 50ЗА РУЛЕМ 2/94 навесные детали случайных изготовителей устанавливают на отечественные машины (чаще всего ВАЗ-2108, -2109). Ф ормуи углы наклона спойлеров для каждой модели приходится подбирать, как правило, экспериментально, стараясь максимально снизить воздушное сопротивление. Кромка в задней части крыши — это маленький «трамплин» для потока воздуха (ВАЗ-2108) или выступ над поверхностью заднего стекла (ЗАЗ-1102), с которых поток срывается в заранее намеченном месте на кузове. Теперь частицы грязи и пыли движутся над стеклом — значит, оно не так быстро пачкается; сокращается «аэродинамическая тень», которая представляет собой турбулентный (неупорядоченный) поток воздуха. Колпаки колес, как и облицовка радиатора, также приобрели законченную аэродинамическую форму — плотно закрытых, плоских панелей с минимумом щелей, отверстий и жалюзи. Осталось сказать о роли других эле-ПОИСКИ * ИДЕИ • РАЗРАБОТКИствуют меньшему загрязнению поверхности. Более совершенны приспособления, эффективность воздействия которых зависит от скорости: выдвижные антикрылья, спойлеры с автоматически изменяющимся углом атаки. Один из таких разработан грузки и момент начала действия антикрыла зависят от жесткости установленных пружин. Мы перечислили, пожалуй, все навесные аэродинамические устройства. Возможно, в будущем появится еще что-то необычное.Задний спойлер есть у «Пежо-405М116», но его эффективность при разрешенных скоростях движения вызывает сомнение.Передний спойлер «Понтиака-Гранд Ам» с отверстием для вентиляции подкапотного пространства и углублениями для противотуманных фар.ментов, которые уже упоминались. Они действуют, в основном, как грязезащитные, а на аэродинамику порой могут повлиять и отрицательно, хотя не очень существенно. Речь идет о щитках на задних дверях хэтчбеков (ВАЗ-2108, -2109), которые направляют на заднее стекло более чистый воздух, и защитных дефлекторах, полностью закрывающих заднее стекло. На «волгах» с кузовом «универсал» для этой цели, как известно, предусмотрен козырек. Аналогичную роль играют брусья вдоль порогов кузова, щитки у колесных ниш или вдоль середины боковых панелей. Они позволяют изменить характер завихрения воздуха и тем самым способ-и запатентован автором статьи совместно с В. Шмелевым. Он представляет облегченное (пустотелое) антикрыло, подвешенное спереди снизу на продольных балках и пружинных амортизаторах. Под действием давления воздуха антикрыло может опускаться. Величина перемещения пропорциональна силе набегающего потока воздуха, то есть зависит от скорости автомобиля. При этом увеличивается и лобовая площадь самого антикрыла, а вследствие этого прогрессивно возрастает дополнительная (аэродинамическая) нагрузка на передние колеса. Это способствует улучшению сцепных свойств и безопасности движения. Величина дополнительной на-В современных моделях, как этот «Бюик-Скайларк», требования аэродинамики учитывают уже на стадии конструирования, о чем говорит, в частности, оформление боковин и задка. Фото «Дженерал моторе», «Опель» и «Пежо» В заключение отметим, что по мере накопления опыта аэродинамические устройства становятся неотъемлемой частью формы автомобиля, а сама она делается все более обтекаемой, естественной. Но покупатели отечественных автомобилей смогут почувствовать это только с появлением нового поколения машин; первой из них, видимо, станет ВАЗ-2110. Ю. М ЕДОВЩИКОВ , кандидат технических наукСтр. 12, пункт 4.7. В тексте: при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячком синего и красного цветов и... Надо: при приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячк оми специальным звуковым сигналом. Стр. 15, пункт 6.16. В тексте: ...информирующий пешеходов. Надо: информирующий участников движения. Стр. 25, пункт 13.12. В тексте: ...со встречного направления прямо или направо, а также... Надо: со встречного направления прямо или направо. Далее до слова «Этим» опустить. Стр. 29, пункт 19.8. В тексте: «..., а в темное время суток, кроме того, и на время его остановки и стоянки. Надо: ...а в темное время суток ив условиях недостаточной видимости... Далее по тексту.Вкладка. Знаки дополнительной информации. Знак 7.19 «Класс опасного груза» имеет оранжевый фон, черные цифры и буквы. Вкладка. Сигналы регулировщика. Вместо ссылки на пункт 7.4 надо 6.10.ПОПРАВКАВ № 12 журнала за 1993 год в рубрике «Только статистика» неверно указан прирост парка легковых автомобилей с 1.01.1992 по 1.01.1993 года. В сведениях Главного управления ГАИ МВД РФ на 1.01.1992, предоставленных редакции, не были учтены автомобили, принадлежащие государственным и муниципальным службам, а также иномарки. По уточненным данным, парк легковых машин в 1992 году увеличился на 697 201 единицу и составил 10 797 522 шт.ЗА РУЛЕМ 2/9451