ИВА ПНЯ С ПОЖИЛОЙ «ШВШКОЙ»Приятно прокатиться на новой машине! Потом сядешь в свою старенькую — тут скрипит, там постукивает, а здесь бы гайки подвернуть, но все руки не доходят. Да, старая хоть и родная, но на новой ездить приятнее. Ну, а на подержанной иномарке! Обходит их наш брат-журналист стороной: как оседлает новый «Мерседес» (БМВ, «Мицубиси» и т. д.), так и льются из-под пера хвалебные песни — тут хорошо, там замечательно, а здесь — ну просто «полный отпад». А ведь большинство ввезенных в нашу страну иномарок отнюдь не юношеского возраста, вдобавок чаще всего снятых с производства моделей. Все — хватит рассказывать о новых, решили мы: очередное «наше знакомство» с потрепанной, много повидавшей на своем веку машиной.Устаревшая модель: капот закрыт неплотно, на ветровом стекле трещина, следы взлома на багажнике — в общем , машина нам сразу «понравилась»: такую и хотели. Да, чуть не забыл представить: ее зовут «Волво-240». Выпускать модель начали в 1974 году, закончили — в феврале 1993-го. За столь долгий срок облик автомобиля сильно изменился: б ампер заметно вырос; задние фонари : раньше — узкая полоска, теперь занимают чуть не треть задка; фары были круг лыми, теперь квадратные. П охожие метам орфозы происходили ис нестареющим ВАЗ-2101. Только отечественная машина чаще меняла индексы в обозначении (-21011, -2105 и т. п.), двигатель оставался фактически прежним . Ш веды индекс поменяли один лишь раз ( п режний — -244), зато ккарбюраторномумотору добавили вариант с впрыском бензина и дизель. Машин этой серии в России много . В «годы застоя» дипломаты вМоскведержали , как правило, «волво» и «мерседесы». Одну из первых станций обслуживания иномарок открыла фирма «Волво». По-видимому, эти факты и еще слух, что для холодной России лучше всего приспособлены машины скандинавских фирм , сыграли свою роль в неимоверной популярности модели -240. Общественное мнение ставило ее на один уровень с «Мерседесом» и БМВ. Сейчас, кажется, разобрались, что технические параметры, комфортабельность, качество отделки у «Волво» несколько ниже, что и по цене заметно. Сравните стоимость базовых комплектаций в 1992 году: «Волво-240» (2316 см1 , 125 л. с.) — 32900 немецких марок ; «Волво-940» (2316 см1 , 130 л. с.) — 42850; «Мерседес-Бенц-220Е» (2199 см3 , 150 л. с.) — 54050; БМВ-525 (2494 см3 , 192 л. с.) — 57750. Насчет приспособленности к нашим условиям можно поспорить, но как бы то ни было, машины серии -240 продолжают 20 ЗА РУЛЕМ 3/94У машин последних выпусков задние фонари большого размера. Молдинг с крышки багажника похищен.-«"N^ЯЛДвигатель покрыт толСТЬ ым слоем пыли — " ему давно не присалась рука человека.Чтобы включить задний ход, черное кольцо на рычаге переключения передач нужно приподнять вверх. На консоли под рычажками «печки» отделение для мелких вещей. наступление на российский рынок : их везут из-за рубежа и, наверное, еще долго будут везти. Что жеждет покупателя «двести сороковой»? Заднеприводный автомобиль среднего класса, всего на 95 ммкороче «Волги» ГАЗ-31029 и на 90 уже . Большой, просторный салон (см. рис.), даже человеку ростом 195 см удобно и за рулем и на заднем сиденье. Правда, на правом переднем он будет касаться головой поручня над дверным проемом . Вместительный багажник объемом 0,395 м3 ( Г АЗ 31029 — 0,5 м3 , ВАЗ-21099 — 0,377) с ровным полом, запасное колесо — в нише слева. А вот задняя панель, как иу «Волги», очень высока — грузить неудобно. В современных машинах багажник открывается от самого бампера. Но хватит разглядывать, не терпится за руль. Он малого диаметра, с толстым ободом . Эта машина — с гидроусилителем; если его нет, то рулевое колесо будет большего размера. Ручка «подсоса» отсутствует: система впрыска «Бош КД жетроник » сама определяет необходи м ое двигателю количество топлива. Чтобы включить задний ход, н ужно переместить рычаг влево и вперед (как у ВАЗ-2108), при этом приподняв пальцами кольцо, расположенное под рукояткой переключения передач (см. фото). Такая система блокирует случайное включение заднего хода вместо переднего ( п одоб ная есть иу машин другой шведской фирмы — СААБ). В ыезжаем со стоянки уредакции . Длинная машина неожиданно легко разворачивается, не будет преувеличением сказать «почти на месте». На «Жигулях» пришлось бы долго маневрировать. В прочем , удивительно это только на первый взгляд: ведь у ВАЗ-21053 радиус поворота (по внешнему колесу) 5,6 м, у «Волво-240» — 4,9 м. Усилие на руле у испытуемой машины очень мало, особенно при больших углах поворота (усилитель при таких углах слегка гудит). Колеса легко поворачивать на месте — это качество пригодится вгородских пробках (в чем мыскоро убедились, проведя в одной из них почти два часа). Теперь двигаемся вперед: передачи включаются очень четко, но ход у рычага относительно велик — больше, чем уВ просторном багажнике два запасных колеса: на передней оси были универсальные шины, на задней — ошипованные зимние.НАШЕ ЗНАКОМСТВО«Жигулей», но меньше, чем узаднепри водных «москвичей». О бзорхороший , особенно порадовали большие зеркала заднего вида на дверях: на левой — панорамное («гнутое»), на правой — обыкновенное. Впереди, перед глазами, большой капот, машина поворачивает плавно, как бы не спеша , — те же повадки уАЗЛК - 2 141 , но «Волво» г ораздо резвее. Разгон «до сотни» — 11,3 с ( А ЗЛК 21412 — 19,7 с, ГАЗ-31029 — 19, ВАЗ-2108 — 16). Двигатель легко разго няет машину и при желании позволяет легко уходить первым с перекрестка. М олодому человеку, наверное, захочется машину еще резвее, ну а для поездок семьей на дачу — лучше не придумать. Двигатель легко приспосабливается к изм енению нагрузки, переключать передачи можноредко (не как у ВАЗ-2101). О тормозах следует сказать особо. Такое впечатление, что у всех отечественных машин они — плохие. В любойиномарке чуть нажмешь на педаль — машина остановилась. М ожет быть, в этих словах есть небольшое преувеличение, но факт, что «Волво-240» полной массой 1780 кг тормозит лучше «Жигулей» (ВАЗ-21053 — 1395 кг ) . Кстати, на нашей машине и спереди и сзади дисковые механизмы (раньше сзади были барабанные) и, конечно, усилитель. Органы управления — привычные, ничего особенного . Слева от спидомет ра — электрические часы (в некоторых машинах вместо них тахометр). Рычажки управления отопителем и вентиляцией — интересной конструкции . Когда черный барабанчик поворачиваешь за рычажок, выясняется, что другойегобок «золотой»: д ажев темноте видно, насколько открыта подача тепла. «Печка» — очень жаркая , лучше, чем в «Жигулях»: при пятнадцатиградусном морозе не включали ее на полную мощность. Передние сиденья сэлектроподогре в ом (это — дополнительное оборудо вание, на заказ). Проверили: греет. Спинка водительского сиденья снабжена выд вигающимся валиком под поясницу, что очень удобно . Регулировка наклона спинки — с помощью барабанчика, как на АЗЛК - 2 141 , а чтобы двигать кресло вперед-назад, не надо искать маленькую рукоятку — достаточно приподнять трубку-скобу, параллельную передней кромке сиденья. Увы, в этой прочной (о чем речь пойдет ниже) машине передние сиденья не рассчитаны на русских богатырей. Обе спинки деформированы , как бы повернуты к центру салона. Говорят, что типичная поломка. У заднего сиденья — подголовники и инерционные ремни безопасности. З амки передних ремней подсвечиваются, а если не пристегнуть водительский ремень, то на панели замигает красная лампа и будет противно щелкать ее реле. «Волво-240» слыл одним из самых без опасных автомобилей вмире : б амперы оснащали энергопоглощающими вставкам и , а кузов — усилителями, предохран яющими салон от деформации при аварии. Действие этих элементов нам, слава Богу, испытать не довелось. В этой машине чувствуешь что-то родное , б лизкое нашему водителю. Нет в ней холодной чопорности «вылизанного» «Мерседеса», изысканности «Ягуа-, ра» или аэрокосмических «наворотов» «Ситроена» с замысловатыми сиденьями икнопками управления магнитолой на рулевом колесе. М ожет , дело втом , что машина спроектирована так же давно, как и наши, а может , географическое полож ение сказалось, ведь шведы — наши соседи. Тонированные синим цветом стекла (по верхнему краю ветрового еще и темно-синяя полоса) изнутри — почти какЦиферблаты приборов хорошо видны, стекло почти не дает бликов. Под ручками двери удобные пластмассовые карманы. На месте цветной наклейки раньше была стереомагнитола.6 За рулем № 3ЗА РУЛЕМ3/9421 ф алы — в ямах и ухабах. Год выпуска 1991, но на кузове нет ржавчины, не вздулась краска. Поискав тщательнее, мы, наверное, нашли бы следы коррозии ' однако на редакционном ВАЗ-21053 выпуска 1993 года искать не надо — видны невооруженным глазом. Ф ирма «Волво» некоторые кузовные детали оцинковывает и тщательно обрабатывает скрытые полости химическими составами. По крайней мере , так сказано в рекламных материалах — п охоже на правду. Под капотом у немолодой «Волво» нет подтеков, лишь около клапанной крышкиводном месте следы масла.1310/1340«Железный конь идет на смену крестьянской лошадке». Ох, как долго идет...Габаритные размеры «Волво-240» (в числителе — размер спереди, в знаменателе — сзади).обычные. Панель приборов покрыта черной грубой пленкой, опять-таки в стиле отечественных машин. Большие щели междукрышкой вещевого ящика и прилегающими деталями, грубоватые ручки стеклоподъемников... На ходу под обивкой что-то дребезжит — как на большинстве отечественных, правда, не так громко (не забудем — машина неновая). И все-таки здесь 1ише, чем в «Жигулях» и «Волге». Посадка удобнее: пересаживаясь из «Москвича» в «Жигули» и обратно, привыкаешь к машине дольше, чем после них к «Волво». Обивка сидений из серо-голубой ткани, на дверях — та же ткань и синий кожзаменитель, пластмассовые ручки — синие, а на полу поверх ворсистого ковра еще и резиновые коврикис отб ортовкой ( т оже синие): все — в тон. И уже совсем «не по-нашему»: двери, багажник, замок зажигания и вещевой ящик отпираются одним ключом (кстати,Основные технические характеристики «Волво-240» Общие данные: тип кузова — четырехдверный седан; количество мест — 5; снаряженная масса — 1300 кг; полная масса — 1780 кг ; запас топлива — 60 л. Эксплуатационные показатели: максимальная скорость — 180 км / ч ; разгон с места до 100 км / ч — 11,3 с; расход топлива: при 90 км / ч — 7,0, при 120 км / ч — 9,0, в условном го р одском цикле — 10,6 л/100 км . Двигатель: бензиновый, четырехцилиндровый, рядный, рабочий объем — 2316 см3 , степень сжатия — 9,5, мощность — 125 л. с./92 кВт при 5200 об / м ин ; максимальный крутящий момент — 185 Н- м при 3200 об / м ин . Система питания — впрыск топлива «Бош-К-Джетроник», без дополнительной системы снижения токсичности. Коробка передач — механическая пятиступенчатая, четвертая передача — прямая. Подвеска: передних ко лес — независимая, типа « М ак - Ф ерсон » , задних — зависимая, п ружинная ; т ормо за — дисковые у всех колес, с усилителем. Размер шин — 185/70R14.22 ЗА РУЛЕМ 3/94у последнего замок, по отзывам владельцев, не очень надежен). На люке бензобака — к ронштейн , на который кладут пробку, чтобы не потерялась во время заправки. Если вы все-таки умудрились это сделать — не расстраивайтесь, подойдет от ВАЗ-2108. Вокруг заправочной горловины нечто вроде воронки из резины. Если бензин пролился, то он стекает не по крылу, а по специальной трубке с внутренней стороны. Неужто в Швеции «пистолеты» у шлангов бензоколонок не лучше отечественных? Два совета тем , кто будет пользоваться такой машиной. Вставляйте домкрат точно в гнездо, иначе он сломается. Берегите задние фонари: подобрать новый нелегко, фирма часто меняла распол ожение ламп, к оммутацию . На «Волво-240» мы съездили вкоман дировку — искали изготовителя металлических крыш на УАЗы . Нашли под Рязанью. (Материал об этом появится водном из ближайших номеров журна ла.) Д орогу показал водитель УАЗа, к оторого мы знаками попросили остановиться. Тот был явно испуган: четыре мужикав иномарке — мало ли кто... Страдают от преступников не только шоферы, но и машины. Нашу неоднократно «вскрывали», о чем свидетельствуют многочисленные отметины и вырванная «с мясом» магнитола. Таков удел ином арокв России. Полтысячи километров мы проехали без поломок . При движении машину чуть вело вправо — надо бы проверить сход и развал. Поскрипывали педали. Сильно гудел электрический бен зонасос — ожидай скоройполомки . «Их» насосы не любят нашего бензина, хотя у «Волво» они, по отзывам, надежнее, чем у других иномарок . Пожалуй, все дефекты. Для машины, которая прошла 80 000 км , не имела постоянного хозяина (ее сдавали напрокат), техническое состояние — почти идеальное. Эксплуатировалась она только в России, п реимуще ственно вМоскве , где приходится часто тормозить, переключать передачи, где улицы зимой посыпают солью, а ас-Все покрыто пылью: давненько сюда не заглядывали... У многих иномарок (в том числе у украинской «Таврии») легко деформи руются диски колес. У «Волво-240» п роб лем с колесами не возникает, а шины (185/70R14) подойдут от «Волги». М ы попросили сотрудников прокатной фирмы проверить по документам , что в этой машине ремонтировали. Оказалось — ничего! Заменяли масла, т ормозные колодки, свечи зажигания — все по инструкции. Один из клиентов пожаловался: сцепление пробуксовывает — отрегулировали. А теперь вспомните, уважаемый читатель, не приходилось ли вам за 80 тысяч километров заменять в своих «Жигулях» регулятор напряжения, т ор м озные цилиндры, крестовины, маслосъемные колпачки, игольчатый клапан карбюратора , а то и распредвал... Неужели автомобили для российских дорогнужно завозить из Швеции? Д. ПОСТНИКОВ Фото В. КрючковаДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ В ДВУХ СЛОВАХ£ Просторный салон, большой багажник, удобные посадка и управление, эффективный отопитель, малая шумность. ф Быстрый разгон, двигатель хорошо приспосабливается к дорожным условиям, малый радиус поворота. л Надежность, долговечное лакокрасочное покрытие.@ Несовременный внешний вид. ф Неудобная погрузка вещей в багажник, грубая отделка панели приборов, неудобные дверные ручки (внутренние). А Непрочные спинки сидений.