КРЕПКАЯ МАШИНАТак назывался материал об автомоби ле ВАЗ-2104, опубликованный в январс комномережурнала . С егодня В. СУББОТИН продолжает рассказ об этой маш ине , точнее, о ходовой части и электрооборудовании. Напомним, что наш автомобиль ВАЗ-2104 — с лужебный , за рулемез дят разные водители, поэтому «четверка» находится в жестких условиях эксплуатации, далеко не схожих собыч ными для частного автомобиля. ТРАНСМИССИЯ. Понятно, что для водителей спортивного стиля штатное сцеп ление — слабое место, поэтому ведом ые диски меняли через 40 тысяч килом етров . А вот сломать «корзину» н ико му не удалось. Она и сегодня служит исправно. За это время нажимной диск, к онечно , подызносился, из-за чего уменьшилась прижимающаяего сила. Поэтому мы планируем при следующемремонте сцепления либо заменить «корзину», либо немного снять металл с посадочных поверхностей кожуха на величину износа нажимного диска. В карданной передаче «крестовины» стали позвякивать на 82-й тысяче — долговечность этого узла от нас не зависела, и такой большой пробег шарниров можно лишь при числить к успехам завода, усилившего этот узел. А вот подшипники полуосей загудели на 43-й и 56-й тысячах. Если есть специальные приспособления для замены подшипника , такой ремонт будет недолг иминедорогим . Если нет — придется менять полуось в сборе. Два узла в трансмиссии «Жигулей» — коробка передач и редуктор всегда вызывали зависть у обладателей «москвичей», «волг», к ним можно причислить и владельцев некоторых машин зарубежного производства. За 150 тысяч ни коробка , ни редуктор на нашей машине не подвели, хотя нагрузка на эти узлы была высокой. ПОДВЕСКИ КОЛЕС. П ерекосы кузова, в озникшиев результате нескольких столкновений и не очень удачных ремон тов, м ыкомпенсировали , изменяя положение рычагов передней подвески. Хотя автомобиль продолжал двигаться немногобоком , но устойчивость иуп равляемость машин были вполне удовлетворительными, а шины изнашивались естественным образом . Конечно, в рычажной подвеске довольно много деталей, за которыминужен постоянный контроль и уход. Иначе вам придется, как нам, ч етырежды за 150 тысяч поменять все шаровые опорыи один раз — комплект наконечников рулевых тяг. М ногие названные детали вышли из строя прежде в ременно , так как разрушились защитные чехлы. Д овольно часто, через 10—15 тысяч километров , меняли сайлент-блоки перед них рычагов. Нарекания по этим узлам не будем относить в адрес ВАЗа — это были изделия низкого качества, выпускаем ыепредприятиями - х алтурщиками . Угадать, чьих это рук дело, как ис маслосъемными колпачками, н евозможно . Невысоким оказалось качество мате46 ЗА РУЛЕМ 3/94риала пружин передней и задних подвесок. Они просели уже на 60-й тысяче. Сначала под них положили резиновые шайбы, а позжеи вовсе заменили новыми. Удивительно надежно работали весь срокамортизаторы : пока поменяли лишь один задний. М ЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ. Если опи раться на опыт эксплуатации, с кажем , «сорок первого» «Москвича», то запчасти к этим механизмам следует заготавливать еще до покупкимашины : через 10 тысяч может отказать вакуумный усилитель, через 20 тысяч — главный тормозной цилиндр. Ударившись бокомпереднего колеса обордюр , сломаешь наконечник рулевой тяги. У «жигулей» эти узлы несравнимо надежнее, к примеру , в акуум ный усилитель работает исправно и по сей день. Передние тормозные цилиндры тожевпорядке — п оршни без заеданий двигают тормозныеколодки все 150 тысяч. Не потрескались шланги, не подтекает тормознаяжидкость . Нет ощутимых выработок врулевоммеханизме , хотя два раза регулировали его люфт. Справедливости ради скажем , что замены были и здесь, но срок службы деталей признаем достаточно про д олжительным . Рулевые тяги заменили на 84-й тысяче пробега, один задний тор м озной цилиндр — на 110-й тысяче, трос « р учного » т ормоза — на 65-й, и все. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ во многом унифицировано, его элементы используются чуть не на всех отечественных автомобилях, п отому что достаточно над ежны . Но здесь есть огрехи . Избавиться от них можно еще впроиз водстве, но этого почему-то не сделали до сих пор . А ведь конкурентысо своими «фордами», «волво», «тойотами» не то что дышат в затылок, а уже вовсю работают локтями , тесня отечественные машины на нашем рынке. Вот, к примеру , подшипник распределителя: у жсколько лет говоримоего ненадежности, но воз и ныне там. На нашей машине мы заменили два таких подшипника . А крепление патронов лампочек в задних фонарях? На «четверке» уцелело лишь два патр ончика , остальные давно развалились. Закрепить их удалось небольшими сам одельнымикрючками , сделанными из канцелярских скрепок .По нашим субъективным оценкам, интенсивность эксплуатации легковых машин в последние годырезко возросла. Предприятия, б изнесмены , простые автол юбители хотят иметь надежнуюкреп к ую машину, с пособную выдержать лю бые удары изнутри иснаружи . Так ую , чтобы смогла работать каждый день и не один год без поломок — все равно, перевозит она людей или грузы . Ведь избежать аварий или следить за машиной по графику удается далеко не всем. ВАЗ-2104 отвечает этим условиям. Все, что произошлосавтомобилем за 150 тысяч, тому подтверждение . П олом к ии неисправности, от нас не зависящие, признаем незначительными, а все серьезные случились как раз по нашей вине. Отрадно, что восстановление автомобиля было относительно дешевыми быстрым. Время берет свое — машина скоро израсходует свой ресурс, поэтому дума е моновом автомобиле икупим непрем енно «жигули».ЕСЛИ В РАДИАТОРЕ ВОДАОдна из характерных болезней автомобилей пожилого возраста — все менее эффективно действует система охлаждения . Из-за этого двигатель перегревается в пробках, на тяжелых дорогах , подъемах и т. п., доставляя массу неприятностей водителю и пассажирам. Как боротьсяснедугом , рассказывается впредлагаемом материале. Система охлаждения стареет намного быстрее, если вместо ТОСОЛав ней «работает» вода. Но многиеавтолюби тели по разным причинам используют ее, поэтому важно знать, как свести кмини м уму отрицательные последствия такой эксплуатации. Главное из них — образование накипи. Этот твердый и прочный слой состоит из солей кальция и магния,