КОМАНДИРСКИЙ КОНЬПОД ШТАТСКИМ СЕДЛОМвателя осталось для меня загадкой : потратив массу времени, чтобы привести его в рабочее состояние, ж елаемого эффекта так и не получил. «Плюс» у подогревателя все-таки нашелся: научился прикуривать через отверстие для контроля работы свечи накаливания. Только пришлось его рассверлить: в стандартное не проходила сигарета. «Минус» системы с подогревателем — м ножествокоротких патрубков с неудобными хомутами в совершенно недоступных местах. Настоящий рай для антифриза: он обязательно найдет щель, в ко т орую просочится. Экранированное электрооборудование оказалось «вещью в себе». Ни с того ни с сего возникали сбои в работе двигателя, машина не тянет — п отом все прохо дит, а через некоторое время история повторялась. Поиски «коварного врага» увенчались успехом, когда автомобиль завели втемном боксе. По металлической оплетке экранированных проводов бегали сиреневые искры — те, что предназначались для свечи. Замена системы экранирования новой дала положительный эффект на пару недель. П отом все повторилось. По-настоящему помогла только установка обычных высоковольтных про водов. Доставшийся мне УАЗв молодые годы имел вполне конкретную военную специальность — машина радиационно-хим ической разведки. О б этом напоминали многочисленные отверстия в кузове, оставшиеся от спецоборудования. В каж дое я установил болт с большой шайбой, под которуюподложил кусочек линолеума. Перед затяжкой болта отверстие и шайбу смазывал мастикой или густой краской . Получилось довольно надежнои грубоватой внешности «уазика» не испортило. Вообще кдыркам , сколам краски, вмятинам идругимповреждениямкузо ва стоит относиться внимательно. Нес мотря на изрядную толщину металла, гниет «козлик» так же быстро, как идру Все смешалось на наших дорогах. Среди набивших оскомину «жигулей» и «волг», примелькавшихся уже иномарок все чаще встречаются н« трассах угловатые, неповоротливые монстры защитного цвета. Армия сокращается, армия распродает все, что можно продать. И вот уже по Москве развозят пирожки на ГАЗ-66, партиями продаются «сто тридцать первые» ЗИЛы, за бесценок идет «триста семьдесят пятый» «Урал». Но, наверное, самое ценное, чему может порадоваться штатский автомобилист,— это УАЗ. Мечта рыбака и сельского жителя, в недавнем прошлом почти недостижимая. Не претендуя на роль великого знатока автомобилей, хочу поделиться двухлетним опытом эксплуатации этой машины. На срочную службу я был призван в 1987 году. Благодаря удачному стечению обстоятельств всего через два месяца оказался на «блатном» месте командир с кого водителя. Начальство пользовалось УАЗ-469 выпуска 1978 года (по техническому паспорту) или 1973-го (по табличке). Перед моим «вступлением вдолж ность» автомобиль прошел капитальный ремонти имел вид вполне приличный, но точно судить о возрасте «козлика» и его пробеге было трудно из-за частого изменения показаний счетчика спомощью электромоторчика. Начну с отличий УАЗа военного — модели -469 (теперь 3151) от гражданско го -469Б (31512). Основное и внешне заметное — мосты. 469-й снабжен колесными редукторами , у него более компакт ный корпус главной передачи и соответственно увеличенный дорожный просвет. Особых хлопот эта система не доставляет, если не забывать, что в колесные редукторытоже залито масло — а стало быть, надо время от времени заменять его и контролировать уровень. Военное назначение выдают предпусковой подогреватель, экранированное электрооборудование. Действие подогре 14 ЗА РУЛЕМ 3/94гие автомобили. Особенно подвержены этому арки передних колес, посеченные камнями , низ задних крыльев и дверей. Колесные ниши я промазал мастикой. Полезно нанести ее и снаружи крыла узкой полоской. Она защищает край от «обработки» к амнями . Но не поддайтесь соблазну покрыть мастикой порог : при посадке непременно испортите брюки ! Крылья крепятся винтами, снять-поставить их — дело несложное. Уплотнитель же из дерматина быстро выходит из строя и пропускает дорожную грязь, летящую из-под колес. Здесь подойдет полоска резины, мастика или герметик. Д верис металлическими карманами на них оказались идеальным сборником влаги. Победить ржавчину здесь так и не удалось, и со временем низ дверей приобрел прямо-таки непристойный вид. Очевидно, стоит обработать двери изнутри, но тогда использовать карманы по назначению уже не придется. Замков в дверях нет, как нет подъемных или хотя бы сдвижных стекол. Впрочем, замки вряд ли спасут от злоумыш ленников: в ерхнюю (съемную) часть двери можно отогнуть наружу даже руками , а ужмонтировкой . . . Часто с дверей снимают все ручки , а одну водитель в качестве ключа носи.т с собой — этакий вариант «центральной блокировки » . Д ру гой вариант — прикрепить к дверям изнутри петли. Их накидывают на поворотные ручки — двери закрыты. Правда, на одну дверь все равно надо поставить замок. Но все эти ухищрения хороши , только если на машине жесткий верх. Тент сводит всю замочно-запорную инициативу на нет. Небезынтересная деталь кузова — к ры ша. Точнее, то, что ее заменяет. Д ождьпорой налетает внезапно, а назвать тент быстроустанавливаемым, как и быстрос ъемным , язык не поворачивается. И вот представим — на улице -f-30, солнце шпарит вовсю, духота. М ожете быть уверены, что в вашем УАЗе — хуже. Темный тент раскален, и даже открытые ветровки не позволяют проветрить салон. Придется снять верхние полдвери, при этом не забывайте про дождь ! Д аже если пойдет несильный, все, что соберется на крыше , стечет с переднего угла тента вам на колени. А если ливень? А с ветром? Коли попали под настоящий дождь — молите Бога, чтобы тент оказался не очень старый. Ветхий, пропитавшись водой, начнет протекать, да как! Только что просочилось две капли — и вот уже на голову вам льет целый поток. Д аже если тент новый и не протекает, он пропитывается влагой ив машине несколько дней будет очень сыро. И как следствие — постоянно, при любой погоде, запотевают стекла. Зимой под тряпичной крышей холодно, поэтому под брезент ставят утеплитель. Установить два тента (утеплитель и штатный) — проблема, приходится пользоваться пассатижами, чтобы просунуть ремешки тента в петли кузова. И если придется часто открывать дверь задка для погрузки чего-либо — снова появится проблема. Закончив с внешностью, садимся за руль. При первых попытках непривычная для «легкового» водителя подножка покажется неудобной, но привычка появляется быстро. Попытка лихо, как джигит на коня, запрыгнуть на заднее сиденье, чревата ударом головой о наклонную трубку тента, о бразующую дверной проем . На рабочем месте все по-спартански. О тделкикак таковой нет. Все «до безо бразия» просто. Правда, места за рулем многои водитель высокого роста располагается вУАЗе довольно комфортно. «Печка» откровенно слаба и после — 1 0 ° С уже не справляется схолодом . Машину придется утеплять. На пол, под резину неплохо положить войлочный ко вер, но ближе к весне его необходимо убрать. О дин раз промокнув , утеплитель, преющий под резиновым ковриком, издает изрядное зловоние. Обязательно обклейте двери по контуру поролоном или пенорезиной. Штатные уплотнители негерметичны, так что вбок вам постоянно будет дуть холодный ветерок. Утепляйтесь, если не хотите простудиться, а лет ом поролон помешает беспрепятственном упроникновению пыли. Теперь об управлении машиной ио «механике». Возраст УАЗа легко опреде лить по педалям. У машин, выпущенных до середины восьмидесятых годов , — педали напольные, у более поздних — подвесные. За этим скрываются серьезные различия. У старых УАЗов — механический привод сцепления, очень простой, довольно надежный, но требующий немал ого усилия при выключении. Тормоза у этих машин одноконтурные , главный тормозной цилиндр установлен под ногам и водителя, доступ к нему через люкв полу. Будьте аккуратны: перед тем , как открыть крышку главного цилиндра, тщательно очистите его от грязи, к оторой там немало. Предварительно сметите всю пыль с пола, чтобы, не дай Бог, не сыпануть в лючок песочку. У более «молодых» машин тормоза двухконтурные, а привод сцепления гидравлический. Цилиндры гидросистем расп оложеныпод капотом, что, конечно, удобнее. Будьте внимательны: случается, при превышении нормального уровня жидкости лопаются крышки на пластмассовых бачках, к оторыев свое время были дефицитны. Теперь совет-предупреждение. П рое хав по глубокой луже , обязательно сразу же просушите тормоза ( р езко нажмите на педаль несколько раз). П ромокшие барабанные тормоза совершенно не дер ж ат двухтонную машину, так что не рискуйте! Интересное место — к рышки ступиц, особенно задних колес. Не вскрывайте этот узел без особой необходимости, а если вскрыли — постарайтесь надежно затянуть крепеж . В противном случае крышку разобьет и колесо будет постоянно забрызгано маслом. Все попытки как-то уплотнить это место ( п рокладки , ежедневная подтяжка болтов) о собого результата, увы, не дают. И наконец, последний в нашем рассказ е , но, пожалуй, главный механизм — двигатель. Агрегат пенсионного возраста, п рошедший капитальный ремонт, оказался довольно надежным и никаких беспокойств не доставлял. Единственной неисправностью стала порвавшаяся прокладка подкрышкой механизма газораспределения. Д а еще карбюратор отличался недостойным поведением. Во-первых, у него постоянно выдавливало прокладку, р азделяющуюверхнююинижнюю части. Двигатель чихал и переставал тянуть, а слух водителя оскорблял препротивный свист подсасываемого воздуха. Во-вторых, не удалось избавиться от провалов при резком открывании дросселя. Насос-ускоритель отрегулировали на максимальную подачу, и все равно приходилось «подкачивать» бензин педалью при резком троганье или интенсивном разгоне. Несколько слов об особенностях вождения. Водителям, п ривыкшимк легкой « ж и гулевской» к оробке , придется освоить перегазовки и переключения с двойным выжимом сцепления. Вначале кажетсяж утко неудобным, п отом привыкаешь настолько, что работу ног перестаешь замечать. Интересная «уазовская» особенность — «любовь» к бордюрам . Стоит зацепить бордюрный камень передним ко л есом , к ак руль от мощного удара вырывается из рук, и «козел» у же стоит «мордой» на тротуаре. Этот эффект проявляется и при движении по скользкой колее. Колеса можно вывернуть до упора — а машина будет идти прямодо тех пор , пока повернутое колесо не найдет, за что зацепиться. Снова удар по рукам — и УАЗуже поперек дороги . У АЗс приводом только на задние колеса на льду довольно легко срывается в занос. Машина медленно поворачивается, но как только занос превысил 90° и задние колеса опередили передние. начинается настоящая карусель. Бороться с заносом можно только в первой фазе, но при беспорядочном и быстром вращении — бесполезно. Машину с включенным «передком» сорвать в занос трудно. Если такое произойдет, она заскользит, почти не по ворачиваясь, но и не отзываясь на действия водителя. У АЗ — рабочая машина, ни особымкомфортом , ни резвостью не отличается. На вопрос, как в других джипах сочетают мощность икомфорт , отвечу воп росом : а сколько «уазовских» цен укладывается в стоимость любого из других? Хотите ехать по проселку с полным комфортом — приобретайте вездеход у «Мерседес-Бенца» или «Ленд-Ровера». Если кондиционер для вас не главное — и «уазик» подойдет. Серенький такой козлик, невзрачный, зато безотказный. Пусть на шоссе не очень резвый, зато вродном российском черноземье «иностранцам» не уступит. Он, «козлик», такой: м ногое сможет, если сним по-хорошему. И. ТВЕРДУНОВУниверсальный препарат WD-40 (Англия)• смазывает, устраняет заедания; • разъединяет заржавевшие детали; • защищает металл от коррозии; • обеспечивает пуск влажного двигателя; • предохраняет замки от замерзания; • очищает от сильных загрязнений и нагаров. аэрозоли: ioo мл... $ i,70200 мл ... $ 2,10 400 мл ... $ 3,40 ЖИДКОСТЬ : 5л + распылитель...$28,00моторные масла БРИТИШ ПЕТРОЛЕУМ(для всех типов двигателей л/а) минеральные:ВР VISCO 2000 PLUS SAE 10W-40 ВР VISCO 2000 SAE 15W-40 ВР VISCO DIESEL SAE 15W-40 ВР VISCO 5000 SAE 5W-40 5л.. . 1л. . 5л. . 1л. . 5л.. . 1л.. . $20,65 $ 4,55 $17,05 $ 3,75 $17,80 $ 3,75синтетическое:4л.. . $23,45 1л .. . $ 6,60Даются консультации по применению конкретных сортов масел для конкретных автомобилей.• оплата в рублях по курсу ЦБ РФ; • оптовым покупателям - выгодные скидки; • форма оплаты - любая; • рекламные материалы на Ваш выбор. 1 29090 , г.Москва, ул.Щепкина, д.22, этаж 44*АО"Аргуссофт Компани"телефон/факс:П риглашаем дилеров!(095) 288-3602 (095) 288-2145ЗА РУЛЕМ 3/94 15