Окончание. Начало на стр. 47.ПРИПРАВА... К МАСЛУб уют для сборки специальных приспособлений. Все подробности, касающиеся технологии монтажа этих конструкций ступиц, м ожно найти в многочисленных кни гах по ремонту отечественных автомобилей. Д ругое дело — схема 2сконически м иподшипниками , на которой следует остановиться особо . Собрать ее правильно невозможно без специальной оснастки. Во-первых, это приспособление для «ложной» с борки , выполненное аналогично ступице с диаметральными размерами, отличающимися от размеров самой ступицы не более чем на 0,01 мм (рис. 10). Это необходимо для точногоподбора длины дистанционной втулки. М ожно использовать и саму ступицу, о днако , как правило, это неудобнои увеличивает веро ятность ошибки , которая приведет к сок ращению ресурса подшипников . Поскольку при подборе втулки узел приходится несколько раз собирать и разбирать, то и без упомянутого выше приспособления для разборки ( с м . рис. 6) здесь тоже не обойтись. Не всегда есть возможность измерить моментсопротив ления вращению , к тому же не всегда известно его значение, поэтому проверить правильность выбора втулки можно таким образом . Собранный узел при затягивании гайки небольшим моментом (20...30 Н- м) д олжен иметь едва ощутимый рукой люфт в подшипниках, к оторый почти исчезает после затягивания гайки рабочиммоментом (120...250 Н- м в зависимости от размеров узла, резьбы и т. д.). Если все сделано правильно, то и после сборки всего узла ощущения будут те же . Кстати, перед сборкой не забудьте проверить состояние сальников. При возм ожности замените их (иногда удается подобрать отечественный) или, в крайнем случае, н емногоукоротитепружину сальника, но не более чем на 1/6 ее длины. Будьте внимательны: п оврежденное уплотнение быстро сведет на нет всю работу. В заключение хотелось бы упомянуть еще один не совсем обычный, но про веренный способ ремонта конических подшипников. Практика показала, что наиболее часто разрушается беговая дорожка внутреннего кольца. Если раковины на ней слишкомглубоки , то можно вывести их на токарном станке, аккуратно проточив поверхность беговой дорожки . Это не так легко (твердость поверхности зарубеж ных подшипников выше, чём у отечественных), но возможно . Не исключено , что при сборке потребуется небольшая шайба между внутренним кольцомитор ц ом оси (или гайки), поскольку после протачивания беговой дорожки кольца подшипника окажутся сдвинуты друг относительно друга. Данный способ позволяет продлить ре сурс подшипника (иногда на 5—8 тысяч километров , если все сделано тщательно). Это не так мало: м ожно успеть найти новый подшипник или, не останавливая автомобиль надолго, подготовиться к ремонту, чтобы потом быстро его выполнить — ведь размерыподшипни ков и деталей ступицы будут уже известны.— Наших читателей больше всего интересуют добавки к моторным маслам, поскольку они влияют на работу сердца автомобиля. — М ы предлагаем три основных про д укта этой группы : добавки кмоторным маслам — «Super Friction Proofing», «Heavy Duty Concentrate for Diesels», «Super Charge». Эти многофункциональныепре параты полностью совместимы с любыми типами масел, включая синтетические, з а р убежногои отечественного производ ства,— согласитесь, очень важное качество. Первая из названных, «Super Friction Proofing», предназначена для бензиновых и дизельных двигателей, прошедших обкатку пробегом более 5000 кми находящихся внормальномтехническомсо стоянии. Назначение присадки — снизить трение и износ деталей двигателя, уменьшить лаковые отложенияи выпадение из масла продуктов износа, то есть повысить мою щие свойства, а также долговечность масла. Ингибиторы (замедлители реакций окисления) в добавке препятствуют старению масла под действием прорывающих ся в картер из цилиндров отработавших газов. Препарат создает на трущихся поверхностях чрезвычайно стойкую защ итную пленку, п ротивозадирнуюи антиф рикционную . Ее прочность и адгезия с металлом настолько высоки, что автомобиль способен пройти до 1,5 тысячи километров (!) при отказе системы смазки ( п оврежден масляный картер или насос) без повреждения деталей двигателя. По своим качествам продуктуника лен, не имеет аналогов вмире . За него фирма получила специальную премию «Оскар» от министерства транспорта США . Конечно, ценна не столько возм ожность ездить без масла (кстати, д о бавка, введенная в масла поршневых авиамоторов, предотвратила несколько катастроф), с колько воздействие препарата на двигатель в обычных условиях. Значительное снижение трения способствует резкомуповышениюдолговечно сти двигателя и, благодаря уменьшению механических потерь, с окращению расхода топлива, а такжеснижениюшумно сти и уровня вибраций двигателя. Это начинает ощущаться уже через 100—200 километров после введения добавки. Нетрудно представить, насколько благ оприятно сказывается наличие столь прочной пленки на деталях двигателя при холодном пуске. Применительно к нашим условиям это означает, что для высокофорсированных двигателей, особенно стурбонаддувом (у нас уже эксплуатируют такие заруб ежныемоторы ) , з имойи летом можно использовать с этой добавкой всесезонные масла — наименее вязкие при особо низких температурах: они облегчают холодный пуск, но и не слишкомразжижа ются вжаркое время года. Второй препарат «Heavy Duty» добавляют вмоторное масло для высокофор сированных дизельных двигателей, работающих с большими нагрузками ; он особенно эффективен для легковых автомобилей, в том числе стурбонаддувом . Препарат «Super Charge», в отличие от первых двух, предназначен восновном для хорошо поработавших, у жеизно шенных двигателей, у которых понижено давление, увеличен расход масла и упала компрессияв цилиндрах. Добавка повышает вязкость при высоких температурах без заметного повышения ее при низЗА РУЛЕМ 3/94 S3В магазинах и киосках появилось множество импортных баночек и флаконов с различными препаратами для эксплуатации автомобиля. Поскольку испытать их в полном объеме мы, как правило, не имеем возможности, обратились к специалистам. В этом номере журнала на наши вопросы отвечает С. ШЕМЕТОВ, технический директор российско-бельгийской фирмы «Эй-Ти-Би» — официального дилера европейского отделения американской фирмы «Wynn's»*. — Сергей Владимирович, почему вы решили представлять и реализовывать продукцию «Wynn's»! — Наша фирма — «Центр доводкии сервисного обслуживания автомобилей» заинтересовалась, насколько решению проблем повышения экономичности , э ко логичности, надежности и долговечности автомобилей могут помочь специальные препараты. Выяснилось, что они дают немалый эффект, особенно в наших условиях. Я имеюв виду суровый климат, неудовлетворительное состояние дорог , невысокое качество эксплуатационных материалов, постоянные проблемыс техн ическим обслуживанием иремонтом , дефицит запасных частей — вкупе стем , что средний возраст автомобиля у нас составляет 12 лет! Из множества известных фирм — п ро изводителей такой продукции мы остановили свой выбор именно на фирме «Wynn's» вот почему. Во-первых, она производит не просто набор продуктов для тех или иных кон кретных целей, а предлагает комплекснуюпрограмму , охватывающую многие аспекты эксплуатации автомобилей, п римени тельно к специфическим условиям России. Во-вторых, гарантирует высокое качество продукции . В-третьих, ее препараты универсальны: они предназначены не только для легковых, но также для грузо вых автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной, дорожно-строительной идругой техники.* Здесь и далее мы сохраняем названия на языке подлинника, чтобы их можно было опознать в магазине. ких и совместима с препаратами, о пи санными выше, а такжелюбыми маслами, включая синтетические. Д ля владельца это означает, что добавление «Super Charge» позволяет нормально эксплуатировать двигатели средней изношенности без ремонта, п осколькув парах трения «поршень — цилиндр» и «коленчатый вал — вкладыш» п рекращаются утечки масла. Благодаря этому возрастают давление в масляной магистрали иком прессия в цилиндрах, сокращается расход масла, уменьшается дымление и нагар ообразование . Введение добавки значительно снижает содержаниеСОи СН в выхлопных газах. Вместе стем стабилизируется износ двигателя и почти не увеличивается вязкость холодного масла. — Назовите хотя бы примерный пробег, при котором целесообразно вводить добавку «Super Charge». — М ы рекомендуем — при пробеге около 75 тысяч километров . В это время до статочно ввести ее в количестве 6—10 % от объема масла в картере. В случае особо тяжелых условий работы двигателя, сильн ого дымления и очень высокого расхода масла ее концентрациюможно повышать до 15 %. Эту добавку целесообраз но сочетать содной из вышеназванных, п оскольку специальными ( а нтифрикцион н ыми , антиокислительными имоющи ми) свойствами она не обладает. Если двигатель еще не дышит на ладан, то уже через 100—200 километров водители бывают приятно удивлены достигнутымэффектом . Резко уменьшатся стуки и вибрация, возрастет мощность . Разумеется, лучше вводить все эти добавки в свежее масло после промывки двигателя и замены фильтра. При послед ующих заменах масла их надо вливать вновь. — Если мы правильно поняли, не рекомендуется вводить добавки в период обкатки двигателя! — Совершенно верно. Фирма «Wynn's» считает, что любые виды до бавок к маслу (в отличие от присадок к топливу) следует использовать вуже приработавшемся двигателе. Процесс при работки можно ускорять только спо м ощью специальных твердых покрытий , наносимых на детали двигателя приего изготовлении. В противном случае (это относится кразным видам существую щих вмире добавок) либо затрудняется приработка, либо ускоряется износ. — Стоит ли вводить предлагаемые вами добавки в импортные и «фирменные» отечественные масла!— Заводы-изготовители рекомендуют те или иные марки масел, предполагая нормальные условия эксплуатации. У нас жевподавляющем большинстве случаев они тяжелые, п режде всего из-за состояния дороги климата. М ыужеговорилиовысокомсодержании серы в дизельн ом топливе — то же относится ик нашему бензину. По данным ЗИЛа, д олговеч ность импортных грузовых автомобилей в хозяйствах «Совтрансавто» была при м ерно вдвое меньше , чем в Западной Европе. А вспомним страдания с распредвалами ВАЗов : ведь из-за рубежа на эти машины массовых рекламаций не было. Таким образом , чем тяжелее условия, в которых работает автомобиль, т ем быстрее масло теряет свои качества, д аже если оно предписано заводом для данного типа двигателей. Следовательно, добавки полезны во всех случаях.— Сейчас появилось много отечественных добавок: «Экомин», «Ремол», «Аспект-модификатор», «Молиприз» и импортных — скажем, «Моликоут». Ч ем ваши препараты отличаются от них! — Принципиальная позиция фирмы «Wynn's» выражена втом , что выпускаем ыеею добавки не содержат нерастворимых в масле твердых частиц, в то время как большая часть производимыхвмире (в том числе иу нас) препаратов содер жат частицы, о саждающиеся на поверхностях деталей двигателя, п одверженных износу. Это всем известный дисульфид молибдена, частицы графита, серебра, тефлона (фторопласта) и другиевключе ния. Они могут снижать трение, внедряться в поверхности контактирующих деталей идаже заполнять царапины на изношенных поверхностях, т емсамымкомпен сируя износы. Но эффект опять-таки зависит от условий эксплуатации: ведь если частицы осаждаются, то везде, в том числе и на стенках масляных каналов, у мень шая их проходные сечения и увеличивая гидравлическое сопротивление. А это означает, что на спортивных автомоби лях ( г де , кстати, впервые и начали при менять тот же дисульфид молибдена) — в ообще там, где преобладают скорост ные режимыдвижения , — п оложительный эффект таких добавок может быть значителен. Но если часто приходится дви гаться снизкимискоростями — как при нашей системе регулирования движенияи ограничений скорости , а также при попытках сэкономить топливо (передача — п о выше, о бороты — п ониже ) , у меньшение проходных сечений масляных каналов и повышение их сопротивления приводят кухудшению работы системы смазкии масфжшх<вж'&ж<<#жш?мйкмяь»ляному голоданию , п режде всего шеек распределительного иколенчатого валов. Вот почемумы считаем, что для наших условий наиболее подходят добавки , о ка з ывающие химическое итермохимиче ское, а не механическое воздействие на трущиеся поверхности. Введение в масло, н апример , «Super Charge» приводит к повышению вязкости и образованию пленки только на трущихся поверхно стях благодаря увеличению объема полимера, с одержащегосяв добавке, п ри нагреве от трения. Следует отметить, что за рубежом пер есматривают отношение кдобавкам , в которых есть нерастворимые в масле включения . Так, э ксперименты , п роведен ные в университете штата ЮтавСША , показали, что введение тефлона, наоборот, увеличило износы деталей многопоработавшего двигателя на 10 — 2 0 % вследствие закупорки масляных каналов и склонности кобразованию химически активных кислот. Замечу, что ипродукты , с одержащие взвешенные частицы дисульфида молибдена, у потребляют сейчас восновном для агрегатов трансмиссии, а для деталей двигателя рекомендуют твердые консервирующиеиприработоч ные составы на молибденовой основе (их наносят, например, на поршни перед сборкой двигателя). — А что вы можете предложить для трансмиссионных масел! — Д обавку Н. P. L S. с хорошими противозадирными, антикоррозионными, антивспенивающими свойствами. Она об разует очень прочнуюантифрикционную пленку. Рискнем предложить даже вместо моторного масла вкоробку передач ВАЗ-2108, -2109 заливать трансмиссионное масло вкупе с Н. P. L S. Я думаю , добавку оценят все, к ому надоело менять изношенные синхрониза т оры , н апример водители УАЗови старых «москвичей». Да и владельцы « з апорожцев » будут довольны. К роме того, в чистом виде этот продукт — отличная смазка для шарниров равных угло вых скоростейв приводах ведущих колес. Записал Б. СИНЕЛЬНИКОВ Оптовой продажей продуктов «Wynn's» занимается фирма «Эй-Ти-Би»: 113303, Москва, Б. Юшуньская, 1А, к. 1, 1203. Факс: 119-84-26; телефон: 119-88-64. Розничная торговля — в фирменном магазине «Wynn's»: Москва, ул. Наметкина, 29; в Торговом доме «За рулем»: Москва, ул. Бакунинская, 72 и во многих других магазинах. Продолжение, посвященное другим автопрепаратам,— в следующем номере журнала.si тех*>»»щ"ОККАЗИОН"Первый в России справочник цен на новые и подерганные автомобили ведущих мировых фирм (Европа, Япония, США) вы можете приобрести в редакции "За рулем" оптовыми партиями ив розницу. ;Справочник издан фирмой "Евротакс" и Издательством :"3а рулем". [В ближайшее время поступят в продажу наши новые •книги :"Автомобилист-94"; "Тем, кто выбрал "Запорожец"; "Лицом к лицу с автомобилем" (динамика, экономичность) Издательство "За рулем"СИЛЬНОМУ ХОЗЯИНУ!М АЗ НА СТОЯНКЕ В МОСКВЕ: АВТОПОЕЗДА, ТЯГАЧИ, ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ, САМОСВАЛЫ, ШАССИ.Москва: тол. (095) 192 4659 г/ф (095) 197 5982 факс 197 7050 Ростов-ма-Дому: твл.(В632) 32 6978 Курс»: тал. (0710)56 7873,56 7929АО'СИМЕКСМАЗ-64221+п/п 93866МТ МАЗ-64229+п/п 93866М МАЗ-54323+п/п 93866 МАЗ-бЗОЗНпр. 83781 МАЗ-53362+пр. 83781 МАЗ-53366 МАЗ-53371-029 МАЗ-5551 МАЗ-5337-ЦЕНЫ НИЖЕ ЗАВОДСКИХ -ВЫБОР И ПРОВЕРКА НА МЕСТЕ54ЗА РУЛЕМ3/94