47
48
49
50
с одержащихсяв воде и постепенно откладывающихся на стенках каналов и труб опроводов . Концентрация солей и их качественный состав характеризуются коэфф ициентомжесткости воды (табл. 1). О риентировочно его можно определить без специального оборудования по пене, образующейся при намыливании рук: в мягкой воде пена устойчивая, а в жестк ой — быстро «гаснет», оставляя на руках сальный след. Предотвратить образование накипи пом огут специальные добавки к воде, п ро ­ д ающиесяв магазинах. Это, в первую очередь, препарат «ИКАР-3», являющийся ингибиторомкоррозиии накипеобразования. Его высокая эффективность под ­ тверждена эксплуатационными испытаниями, п роведеннымиАЗЛК , к оторыйирекомендовал состав кприменению . Из других препаратов назовем «Антинакипин» и высокоэффективные добавки фирмы «Wynn's», для предотвращения коррозиии накипи — «Radiator Anti Rust», для очистки системы — «Radiator Flash» (продаются в Торговом доме «За рулем» и других магазинах). Если приобрести препараты не удалось, воду обрабатывают разными способами, основные из которых приведены в табл. 2. Накипь можно удалить иследую ­ щ ими растворами: 0,6 кг технической молочной кислоты на 10 л воды; смеси фосфорной кислоты (1 кг) и хромо ­ вого ангидрида (0,5 кг ) , растворенной в 10 л воды. Перед обработкой надо удалить термостат или установить вместо него только корпус , уменьшив проходное сечение верхнего патрубка ( в ключаемогов малый круг циркуляции) п одходящей втулкой, например от рессор « М оскви ча-412», -2140 или амортизаторов ВАЗ , А ЗЛКи т. п. Это необходимо , чтобы обеспечить свободное прохождениежид ­ кости по обоимкругам системы охлаждения одновременнои сохранить работоспособность клапанов термостата, б оя ­ щихся кислоты. Раствор выдерживают в системе 45 — 60 минут, затем пускают двигатель и дают ему поработать 15—20 минут. Слив жид ­ кость, систему два-три раза промывают , заливая воду или подав ее под давлением шлангом из водопровода в течение 1 — 2 минут. В заключение промывают систему горячим раствором ( 0 , 5 — 1 , 0 % ) х ромпика (КгСпО?) для создания анти-Таблица 1 Классификация водыКласс воды Происхождение Группа жесткости Сравнительная единица жесткости Способность накипеобразованияАтмосфернаяДождевая, снеговаяОчень мягкая•S1Накипи не образуетПоверхностнаяРечная, озерная —северные районы —центральные районы —южные районы«1 Очень мягкая Мягкая Среднежесткая 1...2.5 2.5...5Накипи почти не образует Образует накипь Удалять не реже двух раз в год Быстро образуется накипь (необходимо предварительное умягчение воды) Таблица 2ГрунтоваяРодниковая, колодезная, артезианскаяЖесткая и очень жесткая5...8 и болееСпособы предупреждения образования накипи Операция Введение антинакипина Реактивы и их действие Хромпик (К2СГ2О7) или нитрат аммония (NH4NO3) — переводят соли в растворимое состояние Порядок применения1Готовят концентрат: 100 г реактива на 1л воды. На 1л среднежесткой воды берут 30—50 мл концентрата; для жесткой — 100—130 мл. При помутнении воды в системе воду меняют Добавляют в среднежесткую воду 0.2, а в жесткую 0.3 г/л. Периодически сливают отстой через краники Получают воду без солей жесткости — дистиллированную Воду кипятят 20—40 мин, отстаивают и фильтруютУмягчение водыГексамент (№РОз)б — удерживает соли накипи во взвешенном состоянииПерегонкаВсе растворимые соли остаются в перегонном кубе Соли частично выпадают в осадокКипячениеОбработка химреактивамиТеплую воду перемешивают 20—30 Кальцинированная сода. (ЫагСОз) — 55 мг на одну условную единицу жесмин с реактивами, отстаивают и фильтруют ткости ажидкость годится для обработки систем ы охлаждения. В случае необходимости обработку проводят два-три раза. Надо помнить, что образование накипи ведет кухудшению теплового режи ­ ма двигателя и, следовательно, к увеличению расхода топлива. Так, при толщине слоя ъ,5—2 мм расход может возрасти на 8—10 %. К роме того, вследствие чрез ­ м ерногоразжижения масла от перегрева увеличиваются износы деталей иуско ­ ряется нагарообразование.к оррозионной защитной пленки на ме ­ таллических поверхностях. Если не удалось приобрести названные химикаты, м ожно применить по той жеметодикедругие , правда, менее эффективные средства: бытовой «Антинакипин», м олочную сыворотку. Молочная сыворотка — жидкость, получаемая из скисшего молока . Его ки ­ пятят на медленном огне до свертывания творога, а после охлаждения фильтруют через два-три слоя марли . Полученный при этом творог употребляют в пищу,РЕМОНТИРУЕМ СТУПИЦЫ КОЛЕС У ИНОМАРОК' О том, как проделать эту операцию на машине зарубежной марки, об особенностях конструкции узлов и возможности применения в них отечественных подшипников рассказывает технический директор фирмы «Иномотор» А. ХРУЛЕВ. У «благополучных» автомобилей разрушение подшипников (точнее, усталостное выкрашивание беговых дорожек ) начинается при пробеге более 100 тысяч километров . С увеличением пробега из ­ нос идет все быстрее, возрастает ишум от перекатывания деталей по неровной поверхности дорожки . П одшипники выходят из строя, к ог ­ да теряют герметичность старые уплотнения (сальники), а также при работе с неправильным зазором . Ремонт ступиц нередко усложняется тем, что не всегда удается найти нужныеподшипники , особенно для устаревших моделей, для которых к тому жекомплект новых подшипников нередк ослишкомдорог . М ежду тем для мно ­ гих иномарок вполне пригодны отечественные аналоги, если выполнить не слишк ом сложные токарные работы. П режде чем перейти к описанию прие мов ремонта, р ассмотрим типовые кон ­ струкции ступиц колес. На рис. 1, а представлена схема сдвухрядным радиальноу порнымшариковымподшипником . Здесь предусмотрен гарантированный натягвнутренних колец на ступице 2. Если гайка 3 не затянута, в подшипнике обычно есть зазор. При затягивании гайки до ­ статочно большим моментом (до 200...250 Н- м) происходит деформация внутренних колец; в результате зазор (в новомподшипнике ) д олжен быть близок к нулю. Таким образом , работоспособность подшипника в этой схеме обеспечивают строго определенные величины натяга по внутреннему и наружному кольцамимоментазатяжки гайки. При отклонении от них ресурс подшипника сокращается. Схема с двухрядными роликовыми подшипниками почти не отличается от описанной, но при одинаковых разме ­ рах у роликовых больше грузоподъем ­ ность. Преимущество конструкции , представленной на рис. 2,— г ораздо менее же ­ сткие требования к посадке двух ролико ­ вых конических подшипников . Зазор в них создают подбором длины дистанционЗА РУЛЕМ 3/94 47 ной (распорной) втулки 1. При последую ­ щей затяжке гайки также довольно больш иммоментом (120...250 Н- м) д еформи ­ руются ступица, внутренние кольца и распорная втулка, в результате чего зазорв новых подшипниках также почти отсутствует. При кажущейся простоте схем ыремонтирегулировка здесь слож ­ нее из-за подбора распорной втулки. Как правило, приходится несколько раз собирать и разбирать узел, чтобы добиться нужного зазора в подшипниках (для этого регламентирован момент страгивания подшипников — обычно 0,30...0,50 Н- м ) , то есть делать так наз ываемую « л ожную » с борку , для чего изготовляют специальные приспособления. Рассмотренные конструкции часто прим еняют для ведущих колес передне - и заднеприводных автомобилей с независим ойподвеской . Д ля ведомых колес бо ­ лее распространена схема, представленная на рис. 3. Здесь также использованы два роликовых конических подшип ­ ника, однако зазорв подшипниках обеспечивается затяжкойи фиксацией гайки. В независимой подвеске задних ведущих колес встречается вариант этой схемы, где междуподшипниками установлена деформируемая распорная втулка (рис. 4). При сборкеконтролируютмо ­ мент затяжки гайки имомент вращения ступицы (для новых подшипников последний внесколько раз выше). Если старая втулка оказалась деформированной настолько, что после ремонта (замены) не обеспечивает натяга в подшипниках, м ожно изготовить дистанционную шайбуи установить 'ее между старой втулкой и новым подшипником . Рассмотренные конструкцииширокоприменяютсяи на отечественных автомобилях. Так, 1-я схема используется в ступицах передних и задних колес ВАЗ-2108 и «Москвича-2141», 2-я — в передних ступицах «Нивы», 3-я — в передних ступицах ВАЗ-2101 и «Москвича-2140», 4-я — в редукторе заднего моста ВАЗ-2101. Описанные конструкции ступиц распро ­ странены на иностранных автомобилях, о собенно прошлых лет. На новых моде ­ лях все чаще используют подшипнико ­ вые узлы, более сложные по конструк ­ ции, зато более технологичные при сборке (их называют — 2-го, 3-го и 4-го поколения). Основное отличие (рис. 5) заключается втом , что внутреннее и (или) внешнее кольцо подшипника выполнено как одно целое со ступицей и (или) о поройс фланцами крепления , отверстиями, а иногда даже шлицами икорпусом шарнира равных угловых ско ­ ростей. Понятно, что для таких конс трукций предлагаемые ниже способы ре ­ монта неприемлемы : речь может идти толькоо замене узла. Л юбойремонт , как всегда, начинается сразборки узла. Д ля схемы 3, нап ример , это сделать очень просто — д о ­ статочно отвернуть гайку. А вот разобрать узлы 1и2 без специального съемника часто не удается: в лучшем случае можно повредить детали от ударов под ­ р учными средствами. Поэтому необхо ­ д имо изготовить съемник (рис. 6). Он со ­ стоит из двух пластин и ролика срезь ­ бой под силовой болт. В пластинах следует просверлить отверстия для крепле ­ ния их копоре . Не зная конструкции ступицы, трудно указать точно места их расположения , поэтому отверстия можно просверлить по месту. Если отверстия не удается использовать непосредственно для крепления копоре , как показано на рис. 6, несложно изготовить различные кронштейны . Д ля распрессовки узла спомощьюсъемника достаточно закрепить опорув тисках и ввернуть силовой болт. Разобрав ступицу, измерьте вышедшие из строя подшипникии проанализируйте возможностиприобретения новых. Не исключено, что найти их будет слишкомсложно или дорого . Тогда реко ­ м ендуемследующийпорядок действий. Сначала подберите наиболее близкий поразмерам отечественный подшипник (табл. 1). Ориентируйтесь на то, чтобы «новая» к онструкция узла не сильно отличалась от «старой» — лучше, если после неудачного ремонта весь узел мож ­ но будет вернуть в первоначальное состояние. Желательно найти несколько вариантов подшипников , из которых пот ом выбрать наилучший. Вот некоторыерекомендации для этого. Так, если хорошо подходит подшип ­ ник, п рименяемыйв отечественном автом обиле , будьте крайне осмотрительны при егопокупке . Д еловтом , что нек оторые заводы (особенно ГПЗ № 15) поставляют в запасные части, по существу, н егодные изделия, у которых, наприм ер , овальность колец достигает 0,05 мм при норме 0,005 мм , а посадочные разм ерыколец «гуляют» в пределах доРП"Л^Рис. 1. Опора переднего ведущего колеса с двухрядным шариковым подшипником: 1 — опора; 2 — ступица; 3 — гайка; 4 — вал ШРУСа; 5 — подшипник; 6 — тормозной диск; 7 — диск колеса; 8 — пыльник; 9 — фланец крепления шаровой опоры; 10 — фланец крепления стойки амортизатора; 11 — чехол ШРУСа.•J>"\J"\J.4 Рис. 2. Опора переднего ведущего колеса с двумя роликовыми коническими подшипниками: 1 — распорная втулка; 2 — сальник.I43Рис. 3. Опора переднего (или заднего) колеса с двумя роликовыми коническими под- w. шипниками. Рис. 4. Опора заднего ведущего колеса с двумя роликовыми коническими подшипниками и распорной деформируемой втулкой: 1 — опора; 2 — ступица; 3 — фланец крепления ШРУСа; 4 — втулка.48ЗА РУЛЕМ3/94 Рис. 5. Ступица переднего колеса передне приводного автомобиля с подшипником треть его поколения: 1 — внутреннее кольцо под шипника; 2 — наружное кольцо подшипни ка; 3 — опора.Рис. 6. Распрессовка подшипников ступицы с помощью специального съемника: 1 — пластина (2 шт.); 2 — ролик; 3 — болт; 4 — опора болта.•I 23IВид АРис. 7. Установка наружного кольца подшипника на токарном станке для протачивания наружной поверхности: 1 — кольцо; 2 — оправка; 3 — шайба; 4 — вращающийся центр. 0,20...0,25 мм при допустимых 0,005 мм . Такие подшипники вряд ли прослужат долго , и вся работа пойдет насмарку, если при покупке не проверить их со ­ ответствующими приборами или специально сделанными калибрами. В таблице 2 представлены варианты ремонта в порядке возрастания их сложности. Наиболее простой вариант, к огда разница соответствующих диаметров подшип ­ ника, ступицы и опоры позволяет сделать втулки с толщиной стенки не менее 0,8...1,0 мм . Если выбран этот вариант, то следует принять во внимание, что грузоподъемность нового подшипника будет меньше, чем старого; из-за этого может заметно сократиться его ресурс. Предпочтителен, хотя более сложен , 2-й вариант ремонта, когда внутренний диаметр подшипника больше, чем ступицы, а наружный больше, чем отверстие вопоре . При этом грузоподъ ­ емность нового подшипника, вероятно, будет не ниже , чем у «родного». Пробл емы бывают при расточке опоры : дал еко не всегда можно увеличить диаметр отверстия более чем на 3...4 мм без ослабления конструкции . Поэтому лучшеРис. 8. Установка внутреннего кольца подшипника для протачивания наружной поверхности: 1 — кольцо; 2 — разрезная оправка. Рис. 9. Варианты замены двухрядного шарикового подшипника двумя коническими: а — с фиксацией наружных колец одним стопорным кольцом; б — с фиксацией наружных колец двумя стопорными кольцами; 1 — дополнительные уплотнения; 2 — распорные втулки; 3 — стопорные кольца.попытайтесь уменьшить наружный диам етр подшипника. Чтобы проточить кольцо подшипника твердостью свыше 60 HRC, н еобходим специальный резецс эльборовой вставкой. Вытачивают оправку сконусом , соответствующим конусу наружного кольца (окончательно конус протачивают, зажав оправку в патрон). На оправку устанавливают кольцо подшипника (рис. 7) и приж имают вращающимся центром с пом ощью шайбы. Протачивают кольцо после контроля его биения (не более 0,01 мм ) с минимально возможными подачей и глубиной резания. Окончательный размердолжен быть выдержан с точностью до 0,01 мм (натяг в корпусе 0...0.01 мм ) . Кольцо, снятое с оправки, м ожет иметь незначительную овальность, к ото ­ рая исчезнет после установки его вопору . Кстати, практика показала, что для уменьшения наружного диаметра протачивание предпочтительнее шлифования, так как овальность после шлифования будет больше (до 0,04...0,05 мм ) . Если подшипник, соответствующий варианту 2, подобрать не удалось, м ож ЗА РУЛЕМ 3/94 49Рис. 10. Подбор высоты дистанционной втулки с помощью приспособления для «ложной» сборки: 1 — приспособление; 2 — шайба; 3 — гайка (момент затяжки 150...250 Н-м); 4 — слесарные тиски; 5 — опора (момент вращения 0,3...0,5 Нм ) . Таблица 1 Некоторые отечественные подшипники, которые могут быть использованы при ремонте ступиц иностранных автомобилей: а) роликовые конические б) шариковые двухрядные№ подтип. 7202 7203 7804 7204 7304 7205 7305 7805 7705 2007106 7206 7306 7707 7807 2007107 7207 7307 2007108 7208 7308 2007109 7209 2007111d15 1719,05D35 4045,25В1213,5 15,5 15,5 16,5 16,5 18,5 17,5 20,5№ подшип. 256706 256907 256908i — , .—_d30 34 37D60 64 72В37 37 3720 20 25 25 26 28 30 30 30 3334,9347 52 52 6257,1567 55 62 72 6273,0251617,535 35 35 40 40 40 45 45 5562 72 80 68 80 90 75 85 9021 16 27 1718,523 18 2025,51920,5Обозначения: d — внутренний диаметр; D — наружный диаметр подшипника; В — ширина, мм. не требует пояснений. О тметим только, что он наиболее трудоемокипригодентольковкрайнем случае. Перечисленные способыремонтатруд ­ н оприменимы для ступиц сдвухряд ­ ными подшипниками из-за того , что про ­ тачивать их кольца почти невозможно . Иногда можно изменить конструкцию ступицы — использовать вместо двух ко ­ нических подшипников один шариковыйдвухрядный , если условия позволяют про ­ точить опору под такой подшипник. Это намного упрощает сборку . Наоборот, иногда лучше использовать вместо двухрядногошарикового или ро ­ л иковогоподшипника два роликовых ко ­ нических. При этом лучше ориентироваться на второй способ. Тогда при растачивании опорыподподшипникибольшегонаружного диаметра между их наружны ­ ми кольцамиможно сделать небольшойупорныйбуртик (см. рис. 2). М ожнотакже установить в отверстие опорыдистанционную втулку, р азделяю ­ щ уюнаружные кольца, о днако этот способ неудобен , если соднойстороны кольцо упирается в буртик. П осколькув этом случае подшипникимонтируютидемон ­ т ируютсоднойи той жестороны , здесь могут возникнуть трудности, о собеннокогда потребуется снять внутренний под ­ шипник (рис. 9, а). Трудности можнопре ­ одолеть, если стопорные кольца будут с двух сторон (рис. 9, б). Д ругая трудность в этом способе связана с установкой манжетных уплотнений. Д вухрядный подшипник — з акрытый — у жеснабженуплотнениями : н ужны только пыльники или лабиринты, чтобы умень ­ шить попадание грязи и воды кподшип ­ нику. П ри замене закрытогоподшипни ­ ка двумяоткрытыми далеко не всегда удается подобрать манжетыи разместить их вограниченном пространстве, о собен ­ но со стороны крепления колеса. Из-за этого часто приходится отказываться ст данного способа ремонта. К огда все детали подготовлены , п ри ­ ступайте ксборке . С хемы 1, 3 и4 не тре -Окончание на стр. 53. Таблица 222Варианты установки подшипников при несоответствии их размеров посадочным диаметрамно использовать вариант 3, к огда отверстие вподшипникеменьше диаметра ступицы, а его наружный диаметрмень ­ ше отверстия вопоре . При таком способе ремонта следует помнить : у меньшение диаметра ступицы ослабляет узел, что чревато егополом ­ к ой . Насколько это опасно, говорить не приходится. Д опустимо проточить ступицу на несколько десятых миллиметра, но если речь идет о миллиметрах, эту затею лучше оставить. К рометого , такой способ требует демонтировать весь узел с автомобиля, что может повлечь за со ­ бой разборку , н апример , узлов с сайлентб локами . На старых машинах это вряд ли удастся без разрушения последних — значит, п отребуются дополнительные затраты. Если внутренний диаметр подшипникаменьше диаметра ступицы не более чем на 2мм , м ожно попробовать расточить подшипник . Д ля этого необходимо разобрать его : снять с внутреннего кольца сепаратор сроликами , отжав пооче ­ р едноролики от буртика внутреннего кольца. При этом соблюдайте осторож ­ ность, не прикладывайте больших усилий, чтобы не повредить сепаратор. Далее изготовляют разрезную оправку (рис. 8), к оторую окончательно про ­ тачивают на токарном станке поднаруж ­ ный диаметрбуртикаиторец кольца под ­ шипника. Установив кольцо, и ндикатором проверьте радиальное иторцевоебие ­ ние (точность установки кольца — 0,01 мм ) . Затем специальным резцомс эльборовой вставкой отверстие растачивают с точностью до 0,01 мм , чтобы обеспечить зазор 0,02...0,03 мммежду кольц оми ступицей для схем 3и4и 0...0.01 мм для схем 1и 2. Четвертый вариант ремонта представляет собой комбинациюпредыдущихи 50 ЗА РУЛЕМ 3/94Диаметр вн. кольцаДиаметр нар. кольцаСхемаСпособ ремонтаБольшеМеньшеНапрессовка втулки на ступицу. Запрессовка втулки в отверстие опоры.ВБольшеБольше Напрессовка втулки на ступицу. Расточка отверстия в опоре и/или проточка наружного кольцаМеньшеМеньшеИМеньше БольшеПроточка ступицы и/или расточка внутреннего кольца. Запрессовка втулки в опоруПроточка ступицы и/или расточка внутреннего кольца. Расточка отверстия в опоре и/или проточка наружного кольцаг