ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ«ОНА»Своими впечатлениями об «Оке», предоставленной редакции ВАЗом для эксплуатационных испытаний, делится Б. СИНЕЛЬНИКОВ, добавивший к ее десятитысячному пробегу еще столько же .Когда начинаешь ездить на «Оке» после «Жигулей» или «Москвича», то самое большое отличие находишь не в качествах, связанных сменьшимразмером кузова или мощ ностью двигателя, а в управлении маши ной. Привьжнув и натренировав мускулы руки ног на руле и педалях наших массовых моделей, поначалу сомневаешься, все ли исправно в «Оке», если для обычных маневров достаточно усилия всего двух пальцев и лишь прикосновения ног. Отсюда рождается характеристика «Оки» как автомобиля для женщини подростков, тем более начинающих, п о скольку малые усилия обеспечивают точ ность действий. (Помнится, такие жеощу щения я испытывал, когда впервые сел в БМВ, оборудованный усилителями руля и тормозов.) Это хорошо , поэтому привыкаешь к машине быстро, зато обратный переход к силовым упражнениям с рулем и сцеплением, с кажем , «Москвича» доставляет мало радости. Д ругоехорошее качество «Оки» — б о лее высокая, чем привычная нам, маневренность. Она обусловлена не только малым габаритом, но и точно найденным передаточным отношением от руля к колесам. Благодаря этому машина быстро, но не слишкомрезко «идет за рулем», позволяя встраиваться в небольшие интервалы между автомобилями в соседних рядах. Правда, при этом приходится держать мотор , как говорится, на хороших оборотах, чтобы иметь необходимый запас мощности для ускорения маневра. Портит дело неожиданно большой (4,6 м) радиус поворота: соразмеряя его с длиной машины, часто ошибаешься в выборе места для разворота (понятно, для уменьшения радиуса требуется увеличить угол поворота колес и ниш для них, а значит, сузить и так не очень широкое пространство для ног водителя и пассажира). Кстати, сами передние места достаточно просторные — большие люди (в прям ом смысле) размещаются с удивлением, но без проблем . Разумеется, сзади при этом могут удобно сидеть дети или, стесненно, не очень крупного сложения взрослые. Ш апки они могут не снимать — высоты там хватает. За спинкой заднего сиденья — небольшое пространство, к о торое по виду трудно назвать багажным отделением, о днако оно оказывается до статочным, чтобы вместить не только мелкие вещи, но три канистры или пару 12 ЗА РУЛЕМ 3/94чемоданов, несколько сумоки т. п . — словом, хватает. Самое же замечательное свойство салона — возможность перевозить в нем крупные вещи: холодильники, телевизоры идругое , что не влезает в «Жигули». Здесь заслуга складывающегося заднего сиденья и третьей двери. О дно это вкупе с высокими ныне ценами на транспортные услуги может оправдать приобре тение «Оки», особенно когда есть дача или садовый участок. Конечно, если к ним приходится до бираться по проселочной дороге , возникает вопрос о проходимости машины. Что ж , «Ока» и здесь приятно удивляет, п роезжая там, где иногда садятся «старшие братья», несмотря на меньший, чем у них, д орожный просвет (разница 20 мм ) . Здесь сказывается малая масса, передний привод и та легкость управления, о которой мы уже говорили, позволяющая точно дозировать тяговое усилие на колесах. К сожалению , оно не так велико, как хотелось бы. На нашей «Оке» двигатель модели -1111 рабочим объемом 0,65 л («половинка» мотора ВАЗ-2108 — 1300 см 3 ), обладающий мощностью 21,5 кВт икрутящиммоментом 44 Н- м, вынужден работать снапряжением , чтобы машина держалась в потоке транспорта на улицах и шоссе, особенно если загружена. Д ругоймотор , -11113 (половинка ВАЗ21083 — 1500 см3 ) м ощностью 24,3 кВт скрутящиммоментом 50 Н- м, по отзывам владельцев, к оторым посчастливилось приобрести его (выпуск пока очень мал), заметно улучшает тягово-динамические характеристики машины. Что касается скоростных возможно стей «Оки», то на шоссе она уверенно держит 110—115 км / ч (по спидометру), расходуя около7 литров бензина. Правда, при этом мотор работает почти на максимальных оборотах, что дает себя знать, в первую очередь, з вуком , изрядно действующим на нервы , — ведь всегда неприятно заставлять кого - т о (или что-то) надрываться. На умеренных жескоро стях — 80—90 км / ч чувствуешь себя значительно комфортнее , да и расход снижается до 5 литров, добавляя кэко номии нервов экономию денег и времени (на заправках). Говорить о техническом состоянии машины, прошедшей около 20 тысяч кило метров, как будто рано, но, учитывая, что более напряженная работа изнашивает кузов и особенно двигатель раза вполтора, а то ив два быстрее, ч ем , с кажем , «Жигули»,— самое время . Первое, что обратило на себя внимание — загрязнение двигателя маслом, сочащимся, кажется, из всех соединений его узлов и деталей, а также налипающей пылью. Это — хроническая болезнь всех наших моторов (тот, о котором идет речь, унаследовал ее от ВАЗ-2108 сего замысловатым, т рудноуплотняемымразъемом клапанной крышкии головки), поэтому больше удивляешься, к огда видишь чистый, без потеков масла, агрегат. Массу неприятностей доставил ипро должает доставлять карбюратор : то переобогащает, то переобедняет смесь, не реагирует на регулировочные винты, вызывает рывки, не держит уровень топлива «и вообще». М ного раз его разбирали; не найдя дефектов, собирали, регулировали. Иногда это помогало, чаще — нет. Осталось только заменить дорогостоящийприбор . Порой кажется, что столь сложный и капризный кар б юратор (кстати, на него жалуются мно гие владельцы «Оки») напрасно применен на такой сравнительно простой и дешевой модели. Под стать ему ненадежным оказался стартер: узел отказывал на первой ре дакционной «Оке», вышел из строя и на этой. На ходу стартер вдруг включился и стал работать, соревнуясь с двигателем. Пока остановили машину, заклинило якорь и задымились обмотки . Причина вклю чения таилась где-то внутри стартера, но точно место замыкания установить не удалось из-за разрушения деталей. Д ругой стартер (не новый) пока исправно служит спрежнимзамком зажигания и проводкой. Д ругих серьезных нареканий машина пока не заслужила. В заключение скажу, что «Ока» оказалась намного лучше, чем яо ней думал. Наверное, так же заблуждаются имногие автолюбители.ВАЗ 21090Прошел еще год — второй в жизни редакционной «девяносто девятой», за который к первым двадцати тысячам километров прибавились еще пятнадцать — среднегодовой пробег «среднего» легкового автомобиля. Из категории средних эта машина, однако, явно выбивается в силу ряда особенностей, о которых рассказывает А. ЧУЙКИН. Не секрет, что в предпринимательских, как принято их называть, кругах у «девяносто девятой» сегодня имидж представительского автомобиля. Отчасти это объясняется ценой машины, которая стала самой дорогой из отечественных. Но справедливости ради отметим , что вместе стем она — самая «заграничная» среди российских моделей (подразумевая качество сборкии более-менее современные технические показатели). В отечественной автомобильной иерархии ВАЗ-21099 прочно занимает « к оро левское» место, изредка оспариваемое «особой, п риближеннойк императору» — ВАЗ-21093. Эти две машины на полголовы возвышаются над достаточно ровнымря д ом «жигулей» и «самар», над стоящими ками консоли с двух сторон щель такая узкая, что пальцы в нее не пролезают и удобно взяться за рукоятку не удается. Кстати, о б отопителе: показалось, что эффективность его работы снизилась. Наверное, это связано сизмененнымв новой передней панели воздуховодом . На центральной консоли почетные ме ста занимают магнитола иприбор , о котором недавно мы могли только ме чтать,— бортовой компьютер . Ему уже был посвящен материал в нашем журнале (ЗР, 1992, № 2), и яс радостью ждал возможности пообщаться с этой «игрушкой». Но — недолго музыка играла: наш маршрутныйкомпьютер сейчас пребывает вглубокойкоме , работают только часы. Причина — весьма распространенный пустяковый дефект. Д еловтом , что ком пьютер получает половину информации от коробки передач, подключаясь к ней через переходник от троса привода спио собняком «волгами» и уже вовсе ни счем не сравнимыми (но не несравненными!) «москвичами». Д ругая сторона этой медали — большая опасность угона. На сегодня «девяносто девятая» м ожет служить символом для нашей рубрики «Криминальный автомобиль», поскольку представляет лакомый кусок для угонщиков . Автомобиль приятно удивил своей над ежностью . Список ремонтов не «по ме лочи» пока исчерпывается заменой кронш тейна растяжкив передней подвеске (в Москве не очень ровный асфальт) и регулятора напряжения. Как истинное дитя своего времени, ВАЗ-21099 — акселерат, вымахавший длиннее «папаши» (или «мамаши»?) ВАЗ-21093 на 200 мм . Говорят, эта разница проявляется в несколько большей склонности «девяносто девятой» к заносу. Случая проверить это утверждение нам не представилось — чтобы различие в поведении этих двух машин стало зам етным , н ужны , видимо, экстремальные условия. С водительского места седан и хэтчбек заметно отличаются только при движ ении задним ходом : будьте осторожны , пересаживаясь с «восьмерки» или «девятки» на «девяносто девятую » , — выступающей части багажника на ней из салона не видно, и плохо, если вы обнаружи те ее только по звуку. Наша «Самара» оснащена по высшему (для нее) классу — новая приборная панель и полуторалитровый двигатель. Думается, такая комплектация должна быть обязательной для всех машин, но пока — «восьмерочные» м отори панель не редкость. Двигатель ВАЗ-21083 хвалить не буд ем — не потому, что не за что, п ро сто не хочется повторяться ( с м . ЗР, 1993, № 4). Несколько измененное оформление салона вызывает и нарекания. Установленные на заднем сиденье, с корее , «для престижу» подголовники закрывают значительную часть заднего стекла. А чтобы выполнять свои функции, подголовники должны были бы упереться в потолок: д аже среднего роста человек располагается на заднем сиденье «враспор» между подушкой и потолком. Новая панель приборов выглядит бо гаче прежней , но несколько тяжеловесна: исчезло ощущение простора в передней части салона. Раньше перед пассажиром, сидящим впереди, была ступенька сго 4 За рулем № 3 ризонтальной плоскостью значительно ниж е проема ветрового стекла. Теперь панель ровная, она идет с небольшим наклоном от самого уплотнителя, так что объем салона уменьшился не только зрительно. «Бардачок» остался тех же размеров и приобрел подсветку, в клю чающуюся при открытой крышке . П отоком воздуха из четырех вентиляционных решеток стало очень неудобно управлять: р ычажки направляющих теперь утоплены и взяться за них нельзя — приходится действовать ногтем или кончи к ом пальца. На самом щитке приборов теперь, с появлением тахометра, есть все, что необх одимо . К сожалению, не всю нужнуюинформациюлегко воспринять — выстроившиеся в ряд контрольные лампы загороженынижнимкраем щитка прибо ров. На нашей машине, видимо, где-то в комбинации приборов плохое соединение с «массой» — при включенных «габаритах» тускло светится надпись «stop», вспыхивая на доли секунды при прикос новении клюбым органам управления, связанным с электрикой. Клавиша управления внешним светом переехала ближекрулю , на боковину козырька над приборами , и от этого водитель только выиграл — теперь ее мож но «достать», не снимая рукис «баранк и » . Это особенно удобно , п отому что на «самарах» клавиши трехпозиционные — они включают и «габариты», и фары, а переключением света «ближний — дальний» командует подрулевой рычаг. В автомобилях со старой приборной панелью, переходя на габаритные огни при встречном ночном разъезде, приходилось долго шарить рукойв поисках нужной клавиши, попадая то в пепельницу, то в приемник. Три кнопки на центральной панели — обогрева заднего стекла, противотуманных фар и фонарей — занимают теперь место слева от рулевой колонки , в углублениях панели. О включении того или иного устройства сигнализирует маленькая лампочка справа от каждойкнопки . Правда, увидеть этот оранжевый огонек можно , только выходя из машины , — так глубоко он утоплен в «Торпедо». Не понравилось управление вентилятор ом ,«печки» — м еждукруглойрукоят кой его включения и пластиковыми стенЧто означают эти цифры знает никто.на дисплее, недометра. Этот переходник — маленький редукторс пластмассовыми шестеренк ами : вот они-то и приказали долго жить. Кстати, подобные шестеренки установлены ив счетчике пройденного пути, так что этот дефект возможени там. К сожалению, новая панель приборов сохранила главный недостаток старой. При движении она «живет» отдельно от автомобиля, издавая малоприятные звуки. Ненадолго успокоить ее удается легким похлопыванием, а иногда и чувствительным ударомвнужном месте. О днажды пассажир, оказавшийся свидетелем подобных упражнений, восхитился: «Ну надо же , п рямо как с телевизором!». Таковы наши впечатления о салоне «девяносто девятой». Остальные узлы идентичны «восьмерочным» и, слава Богу, не дали повода приводить здесь их жизне описание. Остается заметить вот что. Сейчас ВАЗ-21099 стоит столько же , сколько новая иномарка-яодноклассница» предпоследней модели , обладающая примерно такими же характеристиками. Как сумеет «девяносто девятая» конкурировать с японскими, европейскими, Американскими ипрочими соперницами, не свергнут ли ее с российского автомобильного престола — покажет время.ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИЗА РУЛЕМ 3/94 13