потеряли, д ругие — что документы посеяли в ГАИ, третьи еще что-то выдумывают. В ход идет любой вымысел. А главное — никто из них в езде без водительского удостоверения никакого криминала не видит. Бросилось в глаза, что все подозри тельные машины, д аже если их номеров нет в списке угнанных, написанном ме л ом на доске , инспектора проверяют «на угон». По телефону сообщают данные автомобиля и через несколько минут узнают, «чист» ли он. Такое стало возмож н ым совсем недавно, к огдав Главном управлении ГАИ создали электронную базу данных. Эффективность этой системы очевидна. Судите сами, в журналугонов , к оторый ведут на посту, е жедневно заносят 40 — 5 0сообщений , за неделю более 300 — поди проверь этот огромный список безкомпьютера . Наблюдать за тем, что происходитна посту ГАИ, оказалось занятием не только увлекательным, но иполезным . С колькопроблем , связанных сдорожнымдвижением , м ыпо - и ному восприняли за время «дежурства». Н едаром говорят, лучше один раз увидеть... А обобщенный портрет водителя мы все-таки успели набросать. О н противоречив — м ногов нем традиционной российской человечности, несмотря на нелегкие времена. За рулем немало нормальных людей , к о торые общаются синспекторами ГАИ без желчии злобы, вполне доброжелатель но, с чувством собственного достоинства. Это, п ожалуй , главное. Есть в них и хитрость, и юмор , но, к огорчению , заметна и некая подобострастность: из всех остановленных машин (исключения крайне редки ) тут же выскакивал водитель, нес мотря на мороз . Есть в « о бобщенном портрете» и отталкивающие черты — тех, кто штрафывоспринимает сусмешкойив ответ достает пачки денег. Тех, к то ездит без всяких документови не считает обя зательным их иметь. А также тех, к товоткрытую грубит иугрожает инспектор ам : сейчас и это не редкость ! Появился водительский «контингент», к оторый не считается не только синспектором ГАИ, но ис большинством людей за рулем , н уждающихсявпорядкеи спокойствии на дороге . Если не принимать быстрых и решительных мер , то именно вседозволенность может стать доминирую щей чертой в портрете водителя. А это — опасно. Ф. ИЛЮХИН Фото В. Князева Редакция благодарит за помощь в проведении рейда сотрудников ГАИ: майора И. Суровенкова, капитана А. Моторина, лейтенанта В. Куликова, сержанта А. Перова.ВОЗ И НЫНЕ ТАМ...Примерно год назад журнал писал о трудностях и неудобствах, которые испытывает автовладелец при регистрации машины, а также при снятии ее с учета или постановке на учет. Руководство столичной Госавтоинспекции заверило нас тогда, что ситуация скоро резко изменится в лучшую сторону. Наш корреспондент Д . Н АДЕЖДИН утверждает, что «воз и ныне там». В течение последних полутора месяцев мне пришлось трижды пройти все круги волокиты, связанной с регистрацией или перерегистрацией автомобилей. Д ело Происходило в двух отделениях столичной ГАИ (Перовское и Куйбышевское) и люберецкомМРЭО . Разнились маршруты по коридорам , номера кабинетов, но атм осфера царила одна и та же . И все так же мало она способствует сохранению нервных клеток, д ушевного спокойствия и здоровья. Если вы решили посвятить регистрации (или снятию с учета) своего автомобиля день, лучше настраивайтесь сразу на два, а то и три — п отом не будет му чительно жалкопотерянноговремени . И бо если вы не обладаете налаженными связями среди «гаишного» начальства или просто нахальством, за день вам вряд ли удастся обернуться. Появиться в ГАИ надо никак не позднее начала работы этой организации. З агоняем машину на стоянку. Здесь будьте осторожны : не соблазняйтесь укромнымиуголками . Ваш автомобиль непременно « з ажмут » , и на поиски того , чья машина вас заблокировала, уйдет немало драго ц енного (понимайте это буквально) в реме ни. Поэтому парковаться желательно поб лижек выезду. Выйдя из машины , следует отыскать глазами вагончик (будку, киоск) и пристроиться в хвост стоящей там очереди . Технология «работы» такова: отстояв положенное , получаем бланки документов , к оторыенеобходимо заполнить. Л учше быть вдвоем : о дин , путаясь в номерах кузова, двигателя и собственного паспорта, заполняет бумаги , д ругойв это время мчится всбер кассу, чтобы уплатить пошлины, налоги и т. п. Будьте готовы к тому, что вближайшей сберкассе немалая очередь из таких же , как вы, автомобилистов. 42 ЗА РУЛЕМ 3/94 Все заполнив и уплатив, снова в очередь к вагончику. Тот же инспектор про верит, правильно ли оформленыбумаги , и отложит их в сторону. Х орошо , если буркнет « ж диу машины». В противном случае неопытный посетитель может подумать, что все закончено . Увы, д оокон чания еще далеко. Предстоит серьезное мероприятие — осмотр автомобиля. И нспектор , накопив изрядную пачку кви танций, величественно покидает свою будку. Важно успеть заранее открыть капот и протереть номера кузова и двигателя. В их сличении стеми , что на карточках, и состоит суть осмотра. Увидев номер , п окрытый слоем грязи, «гаишник», не ро вен час, развернется и молча уйдет. Понять его можно : ж елающих толпы — он один . Один всамомпрямом смысле. О нив вагончике сидит, он же выходит осматривать автомобили, захлопнув заветное окошкои оставив очередь мерзнуть , м окнуть , жариться — в зависимости от погоды. О сновноеположительное отличие об ластного МРЭО от московского отделения ГАИ состоит втом , что выдачей бланков иосмотром ведают разные люди . Это несложное усовершенствование бюрокра т ического процесса намного облегчает жизньстраждущимиэкономит их врем я . Еще одна пикантная подробность из быта ГАИ области — «душевное» состояние инспектора, в едущегоосмотр . В десять утра 16 октября он появился на стоянке, весело помахивая зеркалом на длинной ручке , и, выдохнув в лицо очер едному автомобилисту, вызвал у последнего непроизвольное желание схрумкать огурчик , желательно соленый. К вечеру инспектора уже буквально подносили к машине на руках. Но, видимо, б ольшой опыт позволял лейтенанту выполнять служ ебные обязанности ивтаком состоянии. А вторучку он сжимал крепкоиразма шисто ставил подпись вдокументах . Получением сей закорючки заканчивается первый круг мытарств и начинается второй. Учет угнанных автомобилей, как гово рят, к омпьютеризован . В российском варианте это выглядит так: снова отстаиваете изрядную очередь и, сдав бумаги , ж де те, пока инспектор звонит по телефону и диктует данные вашего автомобиля.Через некоторое время ему сообщают , находится данный автомобиль врозыске или нет. Все это хорошо , вот толькопочемунеобходимуюоперацию нельзя делать параллельно с осмотром — с колько бы нашего времени было сэкон омлено . Но ничего не скажешь — к омпьютерный учет! Самое интересное действо наступает впаспортном столе — последней инстанции. У окошка бурлит людская толпа, пытающаяся выстроиться в очередь. Возглас «вы здесь не стояли!» м ожно отнести кразряду деликатных. Работа паспортного стола быстротой не отличается — весь учет, как ив начале века, в ручную : заполняют какие-то карточки , вносят по м еткив гроссбухи, делают записи в техпаспорте, ставят печати и — финал! — выдают номера . На все про все — одна, х орошо две паспортистки. Стоят здесь часами, иные не один день. В эту очередь не влезть: в лучшем случае обругают матерно, а могути просто врезать по физиономии . О днако попадаются редкие личности, к оторыев очер еди не стоят — и за полчаса получают номера, техпаспорт искорымшагом удаляются от закипающейочереди . Д а , связи — это сила. Увы, привилегия пройти вне очередипростомусмертному не дается ни за какие заслуги. Старушка, продававшая машину (как оказалось, ветеран войны ипер сональный пенсионер), сославшись на нездоровье, попыталась воспользоваться льготами. Ответ из окошка паспортного стола был краток : «У нас все равны!». К счастью, кто-то из начальства проникся состраданием, и пожилуюженщину провели путем «блатных» — через служебный вход. Областная ГАИ снова оказалась выше своих московских коллег. В ней над заветным окошком красуется табличка, с ообщающая престарелым изаслуженнымоб их праве на внеочередное обслужи вание. Да и очередь значительно меньше, и паспортистки порасторопнее, и компью тер у них прямо тут, на столе, а не «по телефону». Всю процедуру удалось провернуть за день без особого напряж ения . Хотя сказался, к онечно , полученный ранее московский опыт. Кстати, в столичных МРЭО , где ре г истрируют новые машины (в районных ГАИ — только бывшие в употреблении) весь процесс занимает, по рассказам очевидцев, очень немноговремени . М о ж ем , если хотим !