61
62
7t3 ХОЛЛВ'Х'ЦЪЪ 'MlfV^/tdA«ТРАКТА» (Франция)Годы выпуска — 1926—1928; количество мест — 2; двигатель: количество цилиндров — 4, рабочий объем — 1093 см , мощность — 55 л. с / 4 0 кВт при 5000 об/мин; количество передач — 4; размер шин — 5,00—19 дюймов; длина — 4040 мм ; ширина — 1650 мм ; высота — 1300 мм ; колесная база — 2590 мм ; колея колес: передних — 1295 мм, задних — 1118 мм ; снаряженная масса — 902 кг; наибольшая скорость — 145 км / ч .«АЛЬВИС-FA» (Англия)Годы выпуска — 1926—1928; количество мест — 2; двигатель: количество цилиндров — 4, рабочий обьем — 1481 см', клапанный механизм — ОНС, мощность — 75 л. с./55 кВт при 5000 об/мин; количество передач — 4, размер шин — 5,00—19 дюймов; длина — 4000 мм ; ширина — 1715 мм; высота — 1390 мм ; колесная база — 2591 мм ; колея — 1372 мм ; снаряженная масса — 800 кг; наибольшая скорость — 155 км/ч.ЗА РУЛЕМ 4/9461 т — сор овые И звестный нс твр у кт троирд ц аЖы еГрегуар о кначигоды ко . нал карьеруавтомобильного промышленника вмаленькойремонтной мастерс кой . О сенью 1925 года он выставил вПарижскомавтомобильном салоне свою машину — по сути, с амоделку — с перед ­ ними ведущими колесами. К тому времени Грегуар уже запатентовал изоб ­ ретение — синхронный шарнир «Тракта» с ухарикового типа (такие применяются на «уралах» и полноприводных КрАЗах). Этот шарнир прост в изготовлении, к рутящиймомент передается через плоские контактирующие поверхности. Пос кольку удельные нагрузкивнем невелик и , он может передавать прикомпактных размерах большой крутящий момент, к томуже он довольнодолговечен . И меннотакимишарнирами Грегуар (вместе со своим коллегой П. Ф енеем ) и снабдил самоделку . С хемусилового агрегата они выбрали традиционную: м отор — к оробка — главная передача. Подвеску передних колес сделали независимой, свечной, п ружинной — на такуюконструкцию их вдохновила «Лянча-Лямбда» 1923 года. В отличие от итальянских конструкторовфранцузы вынесли тормоза из передних колес к главной передаче. Подвеска задних колес на «Тракте» — зависимая: трубчатая ось и две четвертьэллиптические рессоры . Раму относительно колес опустили предельно низко, к арданный вал иего туннель отсутствовали, так что автомобиль получился очень приземистым . Благодаря низко расположенному центру тяжести и приводу на передние колеса «Тракта», как показали испытания, м оглапроходитьпо ­ вороты на высокой скорости . К онструкторы поддались искушениюи выставили «Тракту» на 24-часовые гонкивЛе - М ане . В 1928 году их детище финишировало на втором месте в классе 1100 см3 . Затем, в 1929 и 1930 году пришли ипобедыв этом классе. «Тракта» с проволочными колесами «Рудж-Витворт», к рыльями велосипедного типа, н изкойпосадкойиоткидывающимся на капот ветровымстеклом привлекала, п режде всего, не рядовых автомобили ­ стов, а гурманов , с портсменов . Во мно ­ г оммашины были оригинальны : очертаниями передней части свыступающим «подбородком», торчащей из панели приборов «кочергой» переключения передач, д вумя (правой и левой) п родоль ­ ными рулевыми тягами. Двигателей «Тракта» не делала, а по ­ купала готовые моторы «Скап», к оторые оснащала нагнетателями «Козетт». М ашины «Тракта» получили известность главным образомкак спортивные. Масштабы их производства были невелики, и в 1934 годуфирма Грегуара иФенея прекратила существование. Но ее автомобили вошли висторию — в том числе и благодаря тому , что на них показали свои достоинства сухариковые синхронные шарниры.СОаЕРЖАНПЕМНЕНИЕ Угнали автомобиль 2 НАШЕ ЗНАКОМСТВО 4 Автомобилем управляют люди Куда не доберется автомобиль 24 КОЛЕСО 6, 8ПОИСКИ • ИДЕИ • РАЗРАБОТКИ 10 Мелкосерийная разведка ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ Какой нам нужен двигатель Мы выиграли автомобиль! К нашим читателям РЫНОК К батюшке Дону СПРАВОЧНАЯ ТЕХНИКА Барнаульский СЛУЖБА мотор — КамАЗу 12 _*6 17 19 19 20 21ТЕСТ-ДАЙДЖЕСТ Вечные соперникиГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦА Мой маленький свирепый зверь 22 ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВАЗ-21053 Слово-адвокату Таможня: новые правила 23 25 26713 ЪОЛЛВЪЦЪЪ, '2<6'1{7>Ъ</14Апатентами, за использование которых пришлось бы платить немалые деньги — п ропорционально количеству изготовлен ­ ных автомобилей. П оэтому «Альвис» п ред ­ почел вместо синхронногокарданного шарнира установить унаружного конца каждой полуоси скользящийшарнир типа « к олокол » ( к ак внутренний шарнир полуоси на ЗАЗ-965). Его геометрический центр совпадал сосью вращения шкворня . О днако столь хитроумноерешениепотре ­ бовало сделать весь узел ступицы перед ­ него колеса со шкворнемтакогобольшого диаметра, что места длятормозного барабана не осталось. Барабаны пришлось установить на внутренних концах полуосей, о коло главной передачи. В числе других оригинальных особенностей модели «FA» — независимая подвеска всех колес (что было абсолютной редкостьюв те дни ) : передних — на восьми (!) четвертьэллиптических по ­ перечных рессорах, а задних — на двух продольных, т оже четвертьэллиптических рессорах и двух продольных реактивных штангах. А втомобиль был революционным по конструкции , но длятогдашнегорядового автомобилиста представлялся чересчур сложным , д ажезаумным ( д обавим , что часть этих «альвисов» оснащали ещеи нагнетателем рабочей смеси, к томуже чрезмерно дорогим). Даже успешное выступление на 24-часовых гонках вЛе Мане, г дев 1928 году переднепривод ­ ный «Альвис-FA» победил в полуторал итровом классе, ничего не изменило . За три года удалось изготовить всего 145 спортивных машининесколького ­ ночных, после чего фирма повернулась спиной кпереднеприводнымконструк ­ циям.ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫ В трех метрах от аварии 27 Дополнительный — не лишний .29 РЕКЛАМНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ Автомобили — по облигациям ВАЗа Подольские батареи Какая крепость надежнее? Фирма "Gamma" — гамма гарантий ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Мондео" — лауреатруппа инженеровфирмы «Альвис» Т. Д жон , Д . де ФревилльиД . СмитКларк в 1922 году были захвачены идеей построить спортивный автомобиль спе ­ р еднимиведущими колесами. О ни полагали, что избранная схема позволит сделать машину" не тольколегкой , но иснизким центрЬм тяжести. Э ксперимен ­ тальный переднеприводныйгоночный авт омобиль построили в 1924 году. Накопленный опыт позволил нащупать технические решения для серийнойспор ­ тивной модели . Специалисты «Альвиса» оказались способны перешагнуть через традиции искомпоновать силовой агрегат по новой схеме : двигатель — главная передача — к оробка передач. Такая схема (сегодня обычная) п рименена на « з апорожцах » . Только на английской ма ­ шине силовой агрегат размещался вперед и , к оробка передач выступала за ось передних колес, а двигатель находился внутри колесной базы. Такое решение позволило сдвинуть мо ­ т ори передние сиденья вперед и, получив короткуюколесную базу, сэкономить в весе. Л юбопытно , что лонжероны рамы в передней части, г деони соединяются сподвеской колес, довольно высокие (196 мм ) , а в задней части (опять же ради снижения веса) п онижены почти вдвое, д о 106 мм , К онструкторымодели «FA» отчетливо представляли себе, что для привода пер едних колес нужнысинхронные карданные шарниры , чтобы передавать крутя ­ щий моментбезрезких пульсаций. Но уже известные тогда шарниры «Тракта» или шариковые «Рцеппа» были защищеныГ28 34 39 43 31ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА 37 тысяч погибших! Страшно _ 36 Экзамен на дому 37 57 Подвеска с опасным сюрпризом 40 КОММЕНТИРУЕМ ПДД Наши обязанности КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ Весенние сюрпризы Прошу объяснить Регулируем газовую аппаратуру Не ждите чудес от шин Лекарства для автомобиля "Таврия" без детонации СВОИМИ СИЛАМИ Советы бывалых Выбирая — не ошибись АВТОЗАРУБЕЖЬЕ В мастерской берлинского маляра СПОРТ Кубок, достойный судьбы А что у нас? Из коллекции "За рулем" лучшей 58 60 61 47 44 46 46 47 49 50 51 51 5356журнала62ЗА РУЛЕМ 4/94