ник! Документ на запаску е? Ну, добрэ, добрэ, нэ тушуйтесь, цэ я пожартував... Йидьтэ! Ничего себе шуточки! А российская сторона вообще не глядела. Возможно, думала взять реванш на обратном пути. Город Чехова не афиширует свои нефтезапасы, поэтому минуйте Таганрог. Тем более, что бензин там раз в пять дороже, чем в Ростове. Лишних 70—80 км окупят себя с лихвой. Зато не вздумайте проехать мимо любой ростовской заправки. Почему предупреждаю? Потому что сам на этом чуть не погорел. Еду мимо заправки в России. На ней — ни единой машины. Делаю вывод, естественный для наших мест: нет машин — значит нет бензина. Глупо и нелепо. Проехав так три-четыре АЗС, решаю на следующей навести справки. — Здрасьте. Когда бензин ждете? — Не ждем. Уже есть. — И что? Можно заправиться? — недоумеваю я . — Вот так запросто? — Да. А что? — удивляется заправщик, но, увидев иностранный номер моей машины, понимающе кивает.— Лей! Дорвавшись до родника, пью не отры-СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАДо какой величины нужно снизить степень сжатия, чтобы мотор мог нормально работать на бензине А-76! У меня ВАЗ-2106.В озможность работы мотора на том или ином виде топлива без детонации определяется не только степенью сжатия, но иего конструктивными особен ностями — о бъемом цилиндра, ф ормой камеры сгорания и т. д. К роме того, важно правильно регулировать системы зажигания, питания, газораспределения. Практика показывает, что при соблюдении этих условий двигатели «классического» ряда — ВАЗ-2101, -21011, -2105, -2103, -2106 могут нормально работать на бензине А-76 при сравнительно не б ольшом снижении степени сжатия — с исходной 8,5 до 7,5—7,7.К БАТЮШКЕ ИОНУКогда-то, еще до печально известных пражских событий, коллега из Чехословакии сказал мне: «Единственное, что агитирует за советский социализм, это цены на бензин. Подумать только, бензин стоит как газированная вода». Сейчас по цене он обогнал пиво и догоняет водку. По крайней мере, на Украине. Вот и влекут наших автолюбителей дороги то ли на север (Белгород, Орел, далее — везде), то ли на юго-восток (Ростов). Махнул к батюшке Дону и я: не водицы зачерпнуть, а бензинчику. Охотно делюсь своим скромным опытом с другими дилетантами в надежде, что он будет полезен и тем, кто едет на Украину. Процедуры, как увидите, похожие. Совет первый: запаситесь семью-восемью канистрами. Не используйте бочки, баки и т. п. Во-вторых, желательно везти в машине: справа от себя — жену (тещу, свояченицу, соседку), сзади — аналогичный контингент. Пассажиры есть — значит, не оптовик. Третье: то, что вы везете для бартера, должно быть эдак небрежно рассовано по салону машины — за сиденьями, под сиденьями и на них. Салон — это твоя крепость. Багажник — вот важнейшая зацепка для таможенника. Он должен быть чист и пуст, как амбар после продразверстки: инструменты, запаска, две-три канистры, кошелка (жены, тещи, соседки), в которой так себе — подарки для сестры, племянницы, свахи... Если багажник загружен «контрабандой», за километр—полтора до таможни его опустошают, перегружая товар в салон. После таможни рекомендуется обратная операция. Итак, позади Мариуполь. Впереди — Таганрог. Используя мои простые советы, вы спокойно пересекаете границу. Украинский таможенник представился, а затем: — А ну, дядьку, видкрывайте багаж-Можно ли эксплуатировать «Запорожец» без балансирного вала в двигателе!Без этой детали мотор будет сильно вибрировать, а его части — испытывать повышенные нагрузки . П оездки на машине не доставят вам удовольствия, а двигатель преждевременно выйдет из строя.Исповедь бензоконтрабанапставаясь. Бак, канистра, другая. Стоп: кончаются рубли, купленные в Запорожье на Центральном рынке. Еду «толкать» товар («контрабандный»). Какой — не скажу из стратегических соображений. Возвращаюсь на заправку. Почти целую заправщика в темечко, доливаю оставшиеся канистры. Камуфляж, то есть жена, теща, соседка, отоваривается на ростовских улицах. Погружаю его назад. Беру курс на Запорожье. За километр до границы перекладываю из багажника пять полных канистр под своих попутчиц. Граница — на замке! И ничем не купить кристально честных таможенников. Ибо их зарплата во сто крат превышает все предлагаемые взятки (шутка!). Вот уже гордо развевается трехцветный российский. Весь внутренне сжимаюсь. Остановили. — Слышь, батя, закурить дашь? Угощаю с поспешной охотой. Сам закурить не могу из-за близкого соседства канистры. — Валяй, батя! Украинская граница. Государственный флаг. Дэржавна ридна мова! — Здравстуйтэ. Документы. Протягиваю молча. Возвращают. Затем, махнув рукой: — Та йидь, батьку. Що з тэбэ визьмэш? Это меня устраивает. Поглядываю по сторонам. Справа, рядом с домиком таможенников, суета. Какие-то мужчины вшестером тянут огромный бак, другие — тяжелые бочки. Это — оптовики. Помните мой совет? То-то. Родился он здесь, при виде этих бочек. Через три минуты пути моя машина уже на обочине. Перетаскиваю тяжелые канистры из салона в багажник. Закуриваю. Семь канистр настоящего «девяносто третьего» сулят мне пару месяцев беспроблемной автомобильной жизни. Ю. БОТНЕР Запорожье—Мариуполь—ТаганрогРостов-на-Дону и обратноВерно ли, что на автомобилях применялась главная передача посредством червячной пары!Такая передача нашла применение давно, в начале века. П ионером была английская фирма «Дэймлерк, специализировавшаяся на дорогих легковых автомобилях. Червячная пара работала почти бесшумно, в чем и состояло ее главное преимущество перед прямозубыми коническими шестернями, к оторые использовались тогда в главной передаче. С освоением конических шестерен со спиральными зубьями это преимущество червячных передач было почти сведено на нет. Тем не менее некоторые фирмы (например, «Пежо») вплоть до шестидесятых годов отдавали предпочтение «червякам». Такая передача позволяла опустить карданный вал, а следовательно, понизить его -туннель и разместить бо лее низко подушки задних сидений. О днакои это достоинство перестало быть существенным, когда всеобщее распространение получили передачи гипоид ными шестернями. На трехосных грузовиках (отечественные ГАЗ - A AAи ЗИС-6), троллейбусах (ЯТБ-1) червячные главные передачи дер жались достаточно долго в силу того, что они обеспечивали довольно большие передаточные числа.Кто первым совершил кругосветное путешествие на автомобиле!Этим человеком стала англичанка Виолетта Кордернв 1927 году. На машине «Инвикта» с трехлитровым двигателем она проехала по дорогам пяти континентов 16 600 километров со средней скоростью 39,6 км / ч (рассчитана на основе чистого времени движения).ЗА РУЛЕМ 4/94 19РЫНОК5*