КУПА НЕДОБЕРЕТСЯАВТОМОБИЛЬПамятуя о том, что в России нет дорог, но есть направления, мы решили познакомить вас с машинами, рассчитанными в первую очередь на проселки и бездорожье. В зимнем пробеге сотрудники журнала «Мото» опробовали средства высокой проходимости различных типов: «верховые» четырехколесные вездеходы американского («Поларис») и японского («Хонда») производства, а также трициклы (трехколесные мотоциклы с симметричной схемой) Тульского машиностроительного завода. В пробеге шел и мотоцикл «Урал» традиционной конструкции (с боковым прицепом). Зима — не самое мотоциклетное время . Но во многих уголках мототехника чуть ли не единственный вид транспорта, способный действовать круг лый год . Насколько успешно — это нам предстояло выяснить на кольцевоммаршруте длиной около 2000 км , проложенном вокруг Московской области. Техническое обеспечение (специально оборудованный «Икарус») предоставил Центральный автомотоклуб. Двигались где полевыми дорогами, где прямо по заснеженным полям, где по заваленным снегом лесным просекам , а где и по льду замерзших рек или по колеям , проложенным тракторами. «Поларис» и «Хонда» принадлежат к классу транспортных средств, и менуемому за рубежом «Эй-ти-ви» (ATV — All Terrain Vehicles) — «вседорожные машины», в которых своеобразно сочетаются достоинства мотоцикла и автомобиля. От первого — простота и неприхотливость, небольшая масса и относительная дешевизна; от второго — устойчивость и высокая проходимость, чему во многом способствуют независимые подвески иши - . р окопрофильные шины сверхнизкого давления (0,2—0,3 кгс / с м " ) . (О первом отечественном вездеходе такого типа, освоенн омКовровским заводом имени В. А. Д ег тярева, «За рулем » рассказывал в № 9 за 1991 год.) За последние два десятилетия такие «эй-ти-ви», выпускаемые японскими, а мериканскими , канадскими фирм ами , стали весьма популярны, п режде всего, в СШАи Канаде, где немало районов ссуровымклиматоми непростым и условиями передвижения . Впрочем, «эй-ти-ви» ш ироко используют и для развлечения. Нас интересовали не столько спортивные качества, с колько надежность им портных красавцев, их приспособленность к российскому бездорожью . Мысль, что заграничный — красивее, зато свой — вернее, нет-нет да и посещала нас передпробегом . Забегая вперед, с кажем , что всем его ходом (начиная сподготов ки машин) она была опровергнута : «иностранцы» выдержали экзамен на пять баллов. А вот тульские машины... Но прежде , чем описывать их «доводку» перед пробе г омипотом , в пути, н еобходимо пояснить: эти трициклы, освоенные в 1993 году , — симбиоз агрегатов мотоциклу «Тула» (передняя вилка сколесом , двигатель, бак) и мотороллера «Муравей» (привод задних колес). К сожалению ,Старт пробега. На переднем плане вездеход «Хонда-Фоур Трекс-300» (двигатель — четырехтактный, 282 см 3 , 28 л. с , с воздушным охлаждением; привод — на задние колеса). «тулы-5.971» унаследовали от предше ственников не только черты констр укции , но инизкое качество изготовления. Получив их на заводе, попытались пустить двигатели — не тут-то было: система питания забита то ли отслоившейся краской , то ли грунтовкой . Стали чистить — обнаружилось, что хитрая патентованная система для забора топлива из обеих половин бака собрана неправильно. С ловом , пока завели, нес колько часов возились на пятнадцатиградусном морозе. Всего через несколько километров от Тулы прихватило поршень на одном из трициклов, хотя он был заправлен «заводской» (богатой маслом) смесью. В дальнейшем заправляли трициклы коктей лем, в которыйнепременно входило двухтактное масло МГД - 1 4М , так что подобных проблем больше не имели. Первый же день езды по бездоро ж ью позволил сделать предварительные выводы. Снега в Тульской области нем ного , к томуже проселочные дороги неплохо укатаны колесами сельхозмашин, поэтому удалось держать довольно высок ую скорость в течение всего дня. Нес мотря на самые «слабые» м оторы , тульские трициклы выдержали темп движе ния колонны , д емонстрируя при этом удивительную устойчивость. Не хуже выглядели «Хонда» и «Урал». Наименее устойчив оказался «Поларис» — у него высоко расположен центр тяжести, так что на большой скорости требуется постоянная собранность водителя. Приятное впечатление от «туляков» портили лишь очень жесткие задние подвески (как отмечалось выше, в конструк ции заднего модуля использованы узлы мотороллера «Муравей»). После некото рых раздумий сняли пружинысамор тизаторов, оставив «большие». Испытав такой вариант, улучшения не ощутили и решились на радикальные меры — сняли грузовые пружиныи вернули на место «маленькие». Получилось «то, что доктор прописал». М ягко , задок не скачет, а устойчивость сказочная. Впоследствии за-НАШЕ ЗНАКОМСТВО24ЗА РУЛЕМ 4/94Даже снежная целина для «Хонды» (как, впрочем, и «Полариса», не была непреодолимым препятствием. водчане подтвердили правильность наших выводов (при езде без груза). Что касается проходимости , здесь, по единодушномумнению , первое место у «Полариса». Этот четырехколесник стал в нашем путешествии общимлюбимцем . Но и доставалось ему больше всех: служил идежурным тягачом, протаскив ающим всю остальную технику через труднопроходимые места, и разведывательной машиной. И если уж где-то застрял «Поларис», то остальным там делать нечего. Единственное, что в нем не понравилось,— установлен ограничитель оборотов при включении заднего хода. Сделано это по соображениямбезо пасности, но вместе с тем несколько снижает возможности машины. Второе место присудили «Хонде» — она реже других нуждалась в братской помощи «Полариса», к томуже оказалась на редкость надежной и неприхотливой. Будь это полноприводный вариант, думается, он не уступил бы «американцу». Интересно, что «тулы» по проходи мости превосходили «Урал-Турист». В этом, безусловно, заслуга широкопро фильных шин. Отдельного разговора заслуживает техника езды по бездорожью на трицикле. Н апример , при движении по снежной целине — главное, чтобы переднее колесо не зарывалось в снег, поэтому водителю надо сместиться назад, насколько возможно , и ни вкоем случае не останавливаться. Если все же остановился, тронуться без посторонней по-