44
45
КЛУБИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИИАВТОЛЮБИТЕЛЕЙда так приятно ездить! Значит, ее Величество Коррозия дождалась своего звездного часа — тут уж она порабо ­ тает. Поршни за зиму могут так «приржаветь» к рабочим цилиндрам, что их и молотком не вышибешь,— о торможении говорить не приходится. Если при этом машину резко уводит в сторону, т оже не удивляйтесь: п ро ­ сто не работает тормозодного из ко ­ лес. М ашинажеособенно чутко реагирует на подобные «фокусы» с передними колесами, на задней оси асимметрия тормозных сил ощущается слабее. Не иначе, как сговорившись с основной системой, именно к весне обычно приходит в негодность и привод ручно ­ го тормоза . Грязная вода, п роникшаявоболочку тросов, з имой замерзает, чтобы весной, к огда это « м ороженое » растает, взяться за дело — известно, что свеже ­ талая вода обладает повышенной активностью, в том числе икоррозионной . И тогда трос намертво «спекается» с обо ­ л очкой , — как правило, разделить их уже не удается. С этим обстоятельством связан из ­ вестный курьез . М ногие , оставляя маши ­ ну на зиму, затягивают «ручник». Весной задние колеса оказываются наглухо застопоренными — ни выехать из гаража, ни тронуться не удается. О собого внимания требуют шланги, хотя они вроде выпадают из проложенно ­ го нами « к оррозионного русла». Шланги сначала трескаются снаружи , вследствие усталости и старения резины . П отом , к ог ­ да трещины дойдут докаркасного слоя, с одержащего текстильную нить, начинается обычное гниение. И если осенью ваши тормоза работали нормально, то к весне, неровен час, какой-нибудь из шлангов ослабнет настолько, что лопнет уже при легкомторможении . Опытный автомобилист, если внешний вид шланга его тревожит, а нового пока нет, перед каждымвыездом делает несложнуюпроверку — несколько раз наж имает «от души» на педаль тормо ­ за. Такая опрессовка системы на какое то время дает уверенность, что при нор ­ мальном торможении шланг не лопнет. Если он не выдержит испытания — скаж ите «спасибо». Стоит ли говорить, к чему может привести отказ тормозов . Видел, однажды находчивый парень на «Жигулях», избегая столкновения, ухитрился запрыгнуть на высоченный бордюр , а пот ом , гася скорость, шустро маневриро ­ вал, на удивление всем, м еждуторго ­ выми ларьками и стволами деревьев. Повредил подвеску, колеса, зато никто не пострадал! Но надеяться на везение не стоит. Небезызвестный «закон бутербро ­ да» (или, по-западному, закон Паркинсона) в части, касающейся автомобилистов, гласит: т ормозанужнее всего тог ­ да, к огда без них никак не обойтись. В озможно , у старых читателей уже созрел вопрос: почему мы начали разговор нетрадиционно, не саккумулято ­ ра, например? Д еловтом , что для новичка за баранкой главней все жетормоза ! Рулевое управление, пусть уже разболтан-WВЕСЕННИЕ СЮРПРИЗЫКак многообразен апрель в нашей необъятной стране! Где-то черешня отцвела и шоферские носы от солнца облупились, а «ребята семидесятой широты» только лопаты готовят, собираясь откапывать гаражи от снега... Но приходит время, и дремавший зиму автолюбитель, которого шоферская братия называет «подснежником», открывает гараж. Сейчас со скрежетом распахнутся ворота и — радостный миг! — в потоках солнечного света блеснет лаком, стеклами и хром ом четырехколесный любимец. Застоялся, роднуля!.. Но здесь, как хитрые печенеги в камышах, хозяина могут подстерегать неприятные сюрпризы, о которых предупреждает коллег-автомобилистов Э. КОНОП. Самый страшный «сюрприз» — к ог ­ да хозяин не обнаруживает «роднули» в потоках хлынувшего света. Нет машины! Бедолаге, у которого увели четырехколесного любимца , редакция «За рулем» пособить не может — остается вознести молитву: «Боже, охрани нас от подобных сюрпризов , а с остальными мы сами разберемся ! » Итак, п обеседуемосюрпризах чисто технических. С реди автолюбителей есть везунчики, к оторым судьба прощает все. Такой может год не подходить к машине — и хоть бы хны! А вот для людей нормальных, «среднестатистических» даж е зимняя спячка машины можетобер ­ нуться неприятностями. Так, один знакомыйоткрыл ворота, л егко пустил мотор и, завидев соседей,44 ЗА РУЛЕМ 4/94не удержался — лихо рванул вперед: вот, м ол , как я вас... всех! О твыкшие от скорости глаза полезли на лоб перед первым жеперекрестком : пора тормо ­ зить, « п одснежник » ж мет на педаль, а та предательски проваливается! Рванул ры ­ чаг «ручника» — не тут-то было, а нап еререз — голубой айсберг-троллейбус!.. Вам трудно поверить, что случилось: человек, осенью снявший для ремонта главный тормозной цилиндр, к апрелю об этом совершенно забыл! Вообще-то педаль может провалиться по разным причинам. Почетное место занимает обыкновенная коррозия , р жавчи ­ на. Ведь в гидросистемах применяютсятормозныежидкости («Нева», «Томь», «Роса» и т. п.), охотно впитывающие воду. Если жидкость не менять годами, она постепенно превращается в грязную воду и, разъедая рабочие поверхности тормозного цилиндра, выводит последний из строя. С колько бы мы ни меняли манж еты , за полгода стоянки жидкостьмо ­ ж ет убежать на землю , а систему заполнит воздух. бывает, ржавчина проест трубкутор ­ м озной системы — у ж лучше насквозь, чтобы жидкость вытекла на пол гаража, где ее легко заметить. Х уже , если труб ­ ка лопнет при рабочемторможении . Л юди , н апрямуюсавтомобилем не связанные, насмотревшись детективных фильмов, обычно уверены : отказ тормо ­ зов — это непременно провалившаяся педаль под трясущейся ногой водителя, ухмылка из-за ближайшей пальмы злодея, п ерекусившеготрубку . Не обязательно. Т ормозамогут подвести и при «тугой» педали, к огдажидкостив системе хоть отбавляй. Почему? Когда вы осенью ставите машину на прикол, все, что находится под полом кузова, как правило, п окрыто сырой грязью : п окажитемне хоть одного автолюбителя, к оторый бы сделал это в отличн ую , солнечную октябрьскуюпогоду , к ог ­ НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ!НАШ ПРАКТИКУМШКУРИЛКА КЛУБА•ИНФОРМАЦИЯЩное, весной вы найдете таким , к аким оставили. А вот тормозов после полугодо ­ вой «спячки» рискуете вообще не обнар ужить : кончились... А почему «подснежника» — даже смноголетнимстажем — мы вдруг отнесли к разряду новичков? Вряд ли нужно доказывать, что водитель, в силу обстоятельств отлученный от машины хотя бы на месяц, во многом утрачивает навыки грамотного вождения. А при перерыве в полгода? Ведь летчика, отдыхавшего и меньше, сразу к самолету не под ­ пустят. А обстановка на наших дорогах куда опасней, чем в воздухе. Конечно, это тема для специалистов из ГАИ, но факт: весной на дороге «подснежник» со стажем не так уж отличается от первогодка. Теперь одругих системах машины. Был упомянутаккумулятор . Это один из немногих предметовв автомобиле (если вообще не единственный), к оторому бездействие — г роб ! Повезло, если осенью он был вхорошем состоянии, а вы вси ­ лу природной лености не потащили его домой — оставили на машине, то есть в холоде. Тогда вредные реакции существенно замедляются, уменьшается саморазряд, сульфатация, к оррозия . Правда, и в этом случае аккумулятор нуждается впериодическойпроверке , а то ипод ­ з арядке — перечитайте инструкцию ! Когда же из «лучших» п обуждений его затаскивают втеплую квартиру, х одхими ­ ческих реакций ускоряется многократно . Здесь батарея требует повышенного внимания, иначе к весне — даже после основательной подзарядки — ее емкости мож ет едва хватить на одну попытку пуска. Об остальном электрооборудовании скажемкоротко : его тоже не обходит коррозия . Весной вы можете столкнуться стем , что не включаются какие-то цепи. Н апример , не хочет гореть лампоч ­ ка, хотя сама она исправна. Как правило, это происходит из-за окисления соединений проводов, штепсельных разъемов, контактов выключателей — всюду вы будете натыкаться на противную белую или зеленую «плесень». Кто-то метко сказал, что в электротехнике известны два вида неисправностей: есть контакт, где не надо, и нету там, где надо. Вам наверняка случалось видеть, как, например, при включении указателя поворота одновременно вполнакала начинают подмигивать другие ламп очки . О бычно это происходит из-за того, что в электрических разъемах, на печатных платах скопилась влажная грязь, создав токопроводящие мостики. В то же время из-за окисления исчез контакт с «массой» — тут ужток идет туда, куда легче — одна лампа горит ярче, д ру ­ гая слабей... Рецепт лечения, д умаем , ясен. Иногда весной не удается включить цел икомодну из систем — например, з ажи ­ гание или все лампы наружного освещения. Значит, окислились контакты взамке зажигания, его надо разбирать и чистить. А не смогли — значит, заменяйте. По этой же причине иной раз не включается и стартер, но здесь, проверив замок , часто приходится идти дальше. С кажем , отчетливо слышны щелчки тягового реле, а стартер все равно не работает. О бычнов этом случае подозре ­ ние (и небезосновательное!) падает на силовые клеммы стартера, которые тоже бывают иобгоревшими , и окисленными, из-за чего могут не пропустить большой ток. Но, п режде чем снимать агрегат для проверки этих клемм , проверьте, надежно ли аккумулятор своими выводами контактирует со стартером и «массой». Достаточно местам соединений окислиться, чтобы отказал именно стартер! Учтите, так бывает часто. Если загвоздка здесь — не придется снимать стартер, разбирать его и т. д. Д ля работы стартера, п отребляюще ­ го огромный ток (12 Аи выше), очень важно состояние цепи, по которой этот ток идет. Отказы могут быть вызваны итем , что сам двигатель слабо соединен с «массой» — из-за окисления или, бывает, обрыва гибкоймедной «шины» (на «Жигулях» она установлена между картер оми балкой подвески). Если стартер не включается, зато трос «подсоса» сильно греется — это как раз такой случай: трос выполняет роль утраченного соеди ­ нения! Такие курьезы случаются... Вряд ли стоит перечислять все дефекты электрооборудования, вызываемые окислением соединений. Например, нет зарядки батареи — горит контрольная лампа. Не торопитесь менять регулятор: скорей всего где-то в цепи появилась «непроходимость»... В озможнысюрпризыив системе питания двигателя. Казалось бы, тут-то из-за чего? Ответ: из-за грязи в бензине. И особенно, если вы не пользуетесь фильтрами. Пока ездите, бензин, даже грязный, худо-бедно карбюратором перерабатывается, посторонние частички черезжиклеры как-то проскакивают. К ог ­ да же автомобиль стоит неподвижно месяц за месяцем, грязь оседает. О б ­ р азующиеся «пробки» м огут совершенно перекрыть те или иные каналы, ж икле ­ ры — вот вам и отказ. О «сюрпризах» двигателя распространяться не будем . Учитывая его роль в вашей жизни , стоимость и прочее, п оже ­ лаем лишь, чтобы весной неожиданно ­ стей не возникло. Но если оставили мо ­ тор на зиму , пренебрегая консервацией (авось, и так сохранится), то весной он, ч егодоброго , начнет скрежетать, дымить... Вам останется только хлопотать оремонтеи занимать у друзей солидные суммы . Злодейка коррозияодержа ­ ла легкую победу! Некоторые автолюбители весной сталкиваются снеожиданным поведением сцепления. Вроде при встрече с машиной все идет как по маслу: м отор работает, генератор заряжает. М ожно ехать, но вдруг оказывается, что невозможновклю ­ чить передачу: как ни жми педаль, сцепление не включается. За зиму ведомый диск прочно склеился с маховиком и нажимным диском — у накладок сцепления есть, к сожалению, такое свойство. Надо разъединить детали. Как? Обычный способ таков. Прогревают двигатель, останавливают и включают первую передачу. Включают стартер — машина трогается и тут же начинает работать двигатель. Толкнуть машину могут и двое помощников , но тогда лучше включить вторую или третью передачу. Вы поехали... Теперь жмите на педаль сцепления, а газ резко прибавляйте и сбрасывайте, чтобы машина вошла врежим интенсивных колебаний. Как правило, такиерывки в трансмиссии достаточны, чтобы муфта разъединилась. Если это не помогло , применяют «хирургические» м етоды . На классических «жигулях», к примеру , внизу картера сцепления прямо-таки хочется сделать отверстие, через котороеможноспомощьюподходящего инструмента ( о стро заточенной отвертки, стамески и т. п.) при опре ­ деленных положениях кожуха сцепления (маховика) добраться до диска, чтобы оторвать его от маховика инажимного диска. О бычнорекомендуют делать отверстие диаметромоколо 16 ммс центр ом на расстоянии 33—35 мм от стыка картера сцепления с двигателем. Такое окнопотом затыкают полиэтиленовой пробкой от бутылки. Проделаете отверстие побольше, п одкакую - т оиную заглушку — хуже не будет. Такое окно (лючок) позволит визуально оценивать состояние ведомого диска, когда подойдет срок его замены. Наконец, если автомобиль стоял зиму всыром , плохо вентилируемом гараже, м ожет оказаться, что блеск лака не столь ярок, как вам бы хотелось. На кузове тут и там — очаги ржавчины, отмеченные вздутием краски. Что делать, если не со ­ бираетесь сразу перекрашивать? Во всяк ом случае, «разводить пауков», по образ ­ ному выражениюодногоопытного автолюбителя, не следует. Каждого «паучка», пока он не вырос в лохматого тарантула, нужно счистить до белого металла, обработать пят..о преобразователем ржавчины и покрыть слоем грунта. Когда высохнет, прошлифовать и закрасить ремонтной краской. Разумеется, пятнышко, как ни старайтесь, будет заметно, но это все же лучше, ч ем действующий очаг ржавчины. Если никаких мер не принять, вы вскоре убедитесь, что автомобильная «наука» не обманывает вас, утверждая, что ежегодно ржавчина углубляется в металл кузова всреднем на 0,1—0,1 5мм . Не трудно подсчитать, через сколько времени лист толщиной 0,7 мм превратится в сито. К оррозияможет проявляться в самых коварных формах. Один наш коллега, войдя весной в гараж — т оже после длительной стоянки , — встревожился: все пропахло бензином . Потекли канистры? Нет, с ними все было нормально. Но оказался совершенно пуст бензобак «Волги». С пом ощью фонаря хозяин исследовал его снизу: д но на одном участке напоминало оконный тюль... Видимо, тут из года в год скапливался конденсат, и ржавчина проела бак изнутри. Купить новый бак не удалось, поэтому старый решили запаять. Временно, мол... Э лектродрельюс абразивным кругом тщательно зачистили стенку в зоне пов реждений , п отом , используя мощный электропаяльник и припой ПОС-40 в сочетании сортофосфорной кислотой, облудили зачищенный участок и заплату, заранее подготовленную из стали толщиной 0,4 мм . Наложив заплату, ее постепенно нагревали паяльником, пока не получилось герметичное соединение. «Временно» запаянный бак служит уже шестой год. Конечно, автомобиль, особенно неновый, способен преподнести сотню разных сюрпризов , но повторяются, к счастью, немногие — в основном, рассмотренные нами.ЗА РУЛЕМ 4/94 45