КЛУБИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИИАВТОЛЮБИТЕЛЕЙда так приятно ездить! Значит, ее Величество Коррозия дождалась своего звездного часа — тут уж она порабо тает. Поршни за зиму могут так «приржаветь» к рабочим цилиндрам, что их и молотком не вышибешь,— о торможении говорить не приходится. Если при этом машину резко уводит в сторону, т оже не удивляйтесь: п ро сто не работает тормозодного из ко лес. М ашинажеособенно чутко реагирует на подобные «фокусы» с передними колесами, на задней оси асимметрия тормозных сил ощущается слабее. Не иначе, как сговорившись с основной системой, именно к весне обычно приходит в негодность и привод ручно го тормоза . Грязная вода, п роникшаявоболочку тросов, з имой замерзает, чтобы весной, к огда это « м ороженое » растает, взяться за дело — известно, что свеже талая вода обладает повышенной активностью, в том числе икоррозионной . И тогда трос намертво «спекается» с обо л очкой , — как правило, разделить их уже не удается. С этим обстоятельством связан из вестный курьез . М ногие , оставляя маши ну на зиму, затягивают «ручник». Весной задние колеса оказываются наглухо застопоренными — ни выехать из гаража, ни тронуться не удается. О собого внимания требуют шланги, хотя они вроде выпадают из проложенно го нами « к оррозионного русла». Шланги сначала трескаются снаружи , вследствие усталости и старения резины . П отом , к ог да трещины дойдут докаркасного слоя, с одержащего текстильную нить, начинается обычное гниение. И если осенью ваши тормоза работали нормально, то к весне, неровен час, какой-нибудь из шлангов ослабнет настолько, что лопнет уже при легкомторможении . Опытный автомобилист, если внешний вид шланга его тревожит, а нового пока нет, перед каждымвыездом делает несложнуюпроверку — несколько раз наж имает «от души» на педаль тормо за. Такая опрессовка системы на какое то время дает уверенность, что при нор мальном торможении шланг не лопнет. Если он не выдержит испытания — скаж ите «спасибо». Стоит ли говорить, к чему может привести отказ тормозов . Видел, однажды находчивый парень на «Жигулях», избегая столкновения, ухитрился запрыгнуть на высоченный бордюр , а пот ом , гася скорость, шустро маневриро вал, на удивление всем, м еждуторго выми ларьками и стволами деревьев. Повредил подвеску, колеса, зато никто не пострадал! Но надеяться на везение не стоит. Небезызвестный «закон бутербро да» (или, по-западному, закон Паркинсона) в части, касающейся автомобилистов, гласит: т ормозанужнее всего тог да, к огда без них никак не обойтись. В озможно , у старых читателей уже созрел вопрос: почему мы начали разговор нетрадиционно, не саккумулято ра, например? Д еловтом , что для новичка за баранкой главней все жетормоза ! Рулевое управление, пусть уже разболтан-WВЕСЕННИЕ СЮРПРИЗЫКак многообразен апрель в нашей необъятной стране! Где-то черешня отцвела и шоферские носы от солнца облупились, а «ребята семидесятой широты» только лопаты готовят, собираясь откапывать гаражи от снега... Но приходит время, и дремавший зиму автолюбитель, которого шоферская братия называет «подснежником», открывает гараж. Сейчас со скрежетом распахнутся ворота и — радостный миг! — в потоках солнечного света блеснет лаком, стеклами и хром ом четырехколесный любимец. Застоялся, роднуля!.. Но здесь, как хитрые печенеги в камышах, хозяина могут подстерегать неприятные сюрпризы, о которых предупреждает коллег-автомобилистов Э. КОНОП. Самый страшный «сюрприз» — к ог да хозяин не обнаруживает «роднули» в потоках хлынувшего света. Нет машины! Бедолаге, у которого увели четырехколесного любимца , редакция «За рулем» пособить не может — остается вознести молитву: «Боже, охрани нас от подобных сюрпризов , а с остальными мы сами разберемся ! » Итак, п обеседуемосюрпризах чисто технических. С реди автолюбителей есть везунчики, к оторым судьба прощает все. Такой может год не подходить к машине — и хоть бы хны! А вот для людей нормальных, «среднестатистических» даж е зимняя спячка машины можетобер нуться неприятностями. Так, один знакомыйоткрыл ворота, л егко пустил мотор и, завидев соседей,44 ЗА РУЛЕМ 4/94не удержался — лихо рванул вперед: вот, м ол , как я вас... всех! О твыкшие от скорости глаза полезли на лоб перед первым жеперекрестком : пора тормо зить, « п одснежник » ж мет на педаль, а та предательски проваливается! Рванул ры чаг «ручника» — не тут-то было, а нап еререз — голубой айсберг-троллейбус!.. Вам трудно поверить, что случилось: человек, осенью снявший для ремонта главный тормозной цилиндр, к апрелю об этом совершенно забыл! Вообще-то педаль может провалиться по разным причинам. Почетное место занимает обыкновенная коррозия , р жавчи на. Ведь в гидросистемах применяютсятормозныежидкости («Нева», «Томь», «Роса» и т. п.), охотно впитывающие воду. Если жидкость не менять годами, она постепенно превращается в грязную воду и, разъедая рабочие поверхности тормозного цилиндра, выводит последний из строя. С колько бы мы ни меняли манж еты , за полгода стоянки жидкостьмо ж ет убежать на землю , а систему заполнит воздух. бывает, ржавчина проест трубкутор м озной системы — у ж лучше насквозь, чтобы жидкость вытекла на пол гаража, где ее легко заметить. Х уже , если труб ка лопнет при рабочемторможении . Л юди , н апрямуюсавтомобилем не связанные, насмотревшись детективных фильмов, обычно уверены : отказ тормо зов — это непременно провалившаяся педаль под трясущейся ногой водителя, ухмылка из-за ближайшей пальмы злодея, п ерекусившеготрубку . Не обязательно. Т ормозамогут подвести и при «тугой» педали, к огдажидкостив системе хоть отбавляй. Почему? Когда вы осенью ставите машину на прикол, все, что находится под полом кузова, как правило, п окрыто сырой грязью : п окажитемне хоть одного автолюбителя, к оторый бы сделал это в отличн ую , солнечную октябрьскуюпогоду , к ог НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ!НАШ ПРАКТИКУМШКУРИЛКА КЛУБА•ИНФОРМАЦИЯЩное, весной вы найдете таким , к аким оставили. А вот тормозов после полугодо вой «спячки» рискуете вообще не обнар ужить : кончились... А почему «подснежника» — даже смноголетнимстажем — мы вдруг отнесли к разряду новичков? Вряд ли нужно доказывать, что водитель, в силу обстоятельств отлученный от машины хотя бы на месяц, во многом утрачивает навыки грамотного вождения. А при перерыве в полгода? Ведь летчика, отдыхавшего и меньше, сразу к самолету не под пустят. А обстановка на наших дорогах куда опасней, чем в воздухе. Конечно, это тема для специалистов из ГАИ, но факт: весной на дороге «подснежник» со стажем не так уж отличается от первогодка. Теперь одругих системах машины. Был упомянутаккумулятор . Это один из немногих предметовв автомобиле (если вообще не единственный), к оторому бездействие — г роб ! Повезло, если осенью он был вхорошем состоянии, а вы вси лу природной лености не потащили его домой — оставили на машине, то есть в холоде. Тогда вредные реакции существенно замедляются, уменьшается саморазряд, сульфатация, к оррозия . Правда, и в этом случае аккумулятор нуждается впериодическойпроверке , а то ипод з арядке — перечитайте инструкцию ! Когда же из «лучших» п обуждений его затаскивают втеплую квартиру, х одхими ческих реакций ускоряется многократно . Здесь батарея требует повышенного внимания, иначе к весне — даже после основательной подзарядки — ее емкости мож ет едва хватить на одну попытку пуска. Об остальном электрооборудовании скажемкоротко : его тоже не обходит коррозия . Весной вы можете столкнуться стем , что не включаются какие-то цепи. Н апример , не хочет гореть лампоч ка, хотя сама она исправна. Как правило, это происходит из-за окисления соединений проводов, штепсельных разъемов, контактов выключателей — всюду вы будете натыкаться на противную белую или зеленую «плесень». Кто-то метко сказал, что в электротехнике известны два вида неисправностей: есть контакт, где не надо, и нету там, где надо. Вам наверняка случалось видеть, как, например, при включении указателя поворота одновременно вполнакала начинают подмигивать другие ламп очки . О бычно это происходит из-за того, что в электрических разъемах, на печатных платах скопилась влажная грязь, создав токопроводящие мостики. В то же время из-за окисления исчез контакт с «массой» — тут ужток идет туда, куда легче — одна лампа горит ярче, д ру гая слабей... Рецепт лечения, д умаем , ясен. Иногда весной не удается включить цел икомодну из систем — например, з ажи гание или все лампы наружного освещения. Значит, окислились контакты взамке зажигания, его надо разбирать и чистить. А не смогли — значит, заменяйте. По этой же причине иной раз не включается и стартер, но здесь, проверив замок , часто приходится идти дальше. С кажем , отчетливо слышны щелчки тягового реле, а стартер все равно не работает. О бычнов этом случае подозре ние (и небезосновательное!) падает на силовые клеммы стартера, которые тоже бывают иобгоревшими , и окисленными, из-за чего могут не пропустить большой ток. Но, п режде чем снимать агрегат для проверки этих клемм , проверьте, надежно ли аккумулятор своими выводами контактирует со стартером и «массой». Достаточно местам соединений окислиться, чтобы отказал именно стартер! Учтите, так бывает часто. Если загвоздка здесь — не придется снимать стартер, разбирать его и т. д. Д ля работы стартера, п отребляюще го огромный ток (12 Аи выше), очень важно состояние цепи, по которой этот ток идет. Отказы могут быть вызваны итем , что сам двигатель слабо соединен с «массой» — из-за окисления или, бывает, обрыва гибкоймедной «шины» (на «Жигулях» она установлена между картер оми балкой подвески). Если стартер не включается, зато трос «подсоса» сильно греется — это как раз такой случай: трос выполняет роль утраченного соеди нения! Такие курьезы случаются... Вряд ли стоит перечислять все дефекты электрооборудования, вызываемые окислением соединений. Например, нет зарядки батареи — горит контрольная лампа. Не торопитесь менять регулятор: скорей всего где-то в цепи появилась «непроходимость»... В озможнысюрпризыив системе питания двигателя. Казалось бы, тут-то из-за чего? Ответ: из-за грязи в бензине. И особенно, если вы не пользуетесь фильтрами. Пока ездите, бензин, даже грязный, худо-бедно карбюратором перерабатывается, посторонние частички черезжиклеры как-то проскакивают. К ог да же автомобиль стоит неподвижно месяц за месяцем, грязь оседает. О б р азующиеся «пробки» м огут совершенно перекрыть те или иные каналы, ж икле ры — вот вам и отказ. О «сюрпризах» двигателя распространяться не будем . Учитывая его роль в вашей жизни , стоимость и прочее, п оже лаем лишь, чтобы весной неожиданно стей не возникло. Но если оставили мо тор на зиму , пренебрегая консервацией (авось, и так сохранится), то весной он, ч егодоброго , начнет скрежетать, дымить... Вам останется только хлопотать оремонтеи занимать у друзей солидные суммы . Злодейка коррозияодержа ла легкую победу! Некоторые автолюбители весной сталкиваются снеожиданным поведением сцепления. Вроде при встрече с машиной все идет как по маслу: м отор работает, генератор заряжает. М ожно ехать, но вдруг оказывается, что невозможновклю чить передачу: как ни жми педаль, сцепление не включается. За зиму ведомый диск прочно склеился с маховиком и нажимным диском — у накладок сцепления есть, к сожалению, такое свойство. Надо разъединить детали. Как? Обычный способ таков. Прогревают двигатель, останавливают и включают первую передачу. Включают стартер — машина трогается и тут же начинает работать двигатель. Толкнуть машину могут и двое помощников , но тогда лучше включить вторую или третью передачу. Вы поехали... Теперь жмите на педаль сцепления, а газ резко прибавляйте и сбрасывайте, чтобы машина вошла врежим интенсивных колебаний. Как правило, такиерывки в трансмиссии достаточны, чтобы муфта разъединилась. Если это не помогло , применяют «хирургические» м етоды . На классических «жигулях», к примеру , внизу картера сцепления прямо-таки хочется сделать отверстие, через котороеможноспомощьюподходящего инструмента ( о стро заточенной отвертки, стамески и т. п.) при опре деленных положениях кожуха сцепления (маховика) добраться до диска, чтобы оторвать его от маховика инажимного диска. О бычнорекомендуют делать отверстие диаметромоколо 16 ммс центр ом на расстоянии 33—35 мм от стыка картера сцепления с двигателем. Такое окнопотом затыкают полиэтиленовой пробкой от бутылки. Проделаете отверстие побольше, п одкакую - т оиную заглушку — хуже не будет. Такое окно (лючок) позволит визуально оценивать состояние ведомого диска, когда подойдет срок его замены. Наконец, если автомобиль стоял зиму всыром , плохо вентилируемом гараже, м ожет оказаться, что блеск лака не столь ярок, как вам бы хотелось. На кузове тут и там — очаги ржавчины, отмеченные вздутием краски. Что делать, если не со бираетесь сразу перекрашивать? Во всяк ом случае, «разводить пауков», по образ ному выражениюодногоопытного автолюбителя, не следует. Каждого «паучка», пока он не вырос в лохматого тарантула, нужно счистить до белого металла, обработать пят..о преобразователем ржавчины и покрыть слоем грунта. Когда высохнет, прошлифовать и закрасить ремонтной краской. Разумеется, пятнышко, как ни старайтесь, будет заметно, но это все же лучше, ч ем действующий очаг ржавчины. Если никаких мер не принять, вы вскоре убедитесь, что автомобильная «наука» не обманывает вас, утверждая, что ежегодно ржавчина углубляется в металл кузова всреднем на 0,1—0,1 5мм . Не трудно подсчитать, через сколько времени лист толщиной 0,7 мм превратится в сито. К оррозияможет проявляться в самых коварных формах. Один наш коллега, войдя весной в гараж — т оже после длительной стоянки , — встревожился: все пропахло бензином . Потекли канистры? Нет, с ними все было нормально. Но оказался совершенно пуст бензобак «Волги». С пом ощью фонаря хозяин исследовал его снизу: д но на одном участке напоминало оконный тюль... Видимо, тут из года в год скапливался конденсат, и ржавчина проела бак изнутри. Купить новый бак не удалось, поэтому старый решили запаять. Временно, мол... Э лектродрельюс абразивным кругом тщательно зачистили стенку в зоне пов реждений , п отом , используя мощный электропаяльник и припой ПОС-40 в сочетании сортофосфорной кислотой, облудили зачищенный участок и заплату, заранее подготовленную из стали толщиной 0,4 мм . Наложив заплату, ее постепенно нагревали паяльником, пока не получилось герметичное соединение. «Временно» запаянный бак служит уже шестой год. Конечно, автомобиль, особенно неновый, способен преподнести сотню разных сюрпризов , но повторяются, к счастью, немногие — в основном, рассмотренные нами.ЗА РУЛЕМ 4/94 45