54
55
ВЫБИРАЯ НЕ ОШИБИСЬПокупка запчасти, тем более на рынке, где это происходит чаще всего,— дело непростое. Как выбрать нужную деталь среди одинаковых по назначению и сходных по виду! Могут всучить и просто негодную. Избежать этого и разобраться в многообразии наиболее распространенных «вазовских» запчастей для заднеприводных моделей поможет статья В. СУББОТИНА. Длинные ряды палаток, стеллажей, м ашин , на которыхразложен автомобильный товар. «Радиатор для «шестерки» есть?» — не устает повторять, о бходя их, один из жаждущих . «Видел в конце второго ряда», — отзывается другой . «А эти поршневые кольца годятся для «пятерки»? — интересуется следующий . Услышав утвердительный ответ, выкладывает деньги за... р емонтныйкомплект (то есть предназначенный для расточенных цилиндров), о существовании кото ­ р огоон , вероятно, и не знает.м ой . Обращайте внимание на товарный знак производителя и качество изделия — сомнительные не покупайте. О некоторых подделках мырасскажем чуть позже . Начнем с двигателя, е го основных де ­ талей. Головка цилиндров унифицирована для всех моделей ВАЗа, первые отлитые цифры — 21011. И сключение — головка ВАЗ-2105, точнее, сам корпус . Вся же начинка — распредвал, к орпусподшипни ­ к ов , клапаны, п ружины , направляющие, рычаги — точно такая же , как иудру ­ гих. «Пятую» ГОЛОВКу Лв| к о отличить по внешнему виду — у нее нет отсека для моторной цепи. Пять блоков цилиндров отличаются один от другогодиаметром цилиндров и высотой (табл. 1). На стенке блока отлит индекс модели : - 0 1 , - 0 11 , -03, -05, -06 (рис. 1). Блоки - 0 1 , -011 и -05 на 7ммниже других. Соответственно ходу поршня существ уюти два типа коленчатых валов: -2101 и -2103. Различить их можно по габариту ицифрам , выбитым на торцах противо ­ весов (рис. 2). Выбрать нужнуюпрокладку под головк у цилиндров можно , только сравнивая их междусобой . У той , что для блока -21011 (-06), д иаметр отверстий под ци«жигулей» — о динаковы . Зная об этом, м ожнодаже поэкспериментировать. Скаж ем , цилиндры выработавшего свое «ноль первого » блока расточить до диаметра 79 мм , у коротить (осадить) шатуны, п о ­ ставить коленчатый вал -2103 ( р азмерынижней части блоков всех двигателей ВАЗ одинаковые ) , п оршни от ВАЗ-2105 и получить полуторалитровый мотор . Если экспер имент не удастся, не выкидывайте блок — к нему сейчас выпускают ипродаютком ­ плекты гильз. Н емногоо приводе газораспредели ­ тельного механизма. Различия — только в длинах цепей и (небольшое) в натяжителе. Если сложить пополам длиннуюикороткую цепи, то у первой конечные звенья расположатся одинаково , то есть симметрично , у второй ( к ороткой ) несимм етрично . Разница в длине в этом случае будет около 15 мм . На башмаке «высоких» б локов (-03, -06) у пор для натяжителя расположен выше, чем на том , что для «низких». К томуже на резине башмака в месте его крепления нанесена марки ­ ровка. Зубчатый ремень привода ВАЗ-2105 легко отличить от других — ВАЗ-2108, ЗАЗ-1102: он больше по «диаметру» (длиннее), имеет 122 зуба (у «восьмерки» — 111). Пересчитывать их нет нуж ­Собираясь купить какую - л ибо запчасть, п режде всего постарайтесь заглянуть в каталог запасных частей и руководство по ремонту вашей машины . Выписав номер детали, т ребующей замены, проверьте пор ядоксборкии установки ее на автомобиль — так можно определить не только точный «адрес» и скомой детали, но и нео бходимость ее покупки . К примеру , если развалился подшипник на полуоси, а у вас нет инструмента и приспособлений для его демонтажаипоследующейсбор ­ к и , лучше купить готовый узел — полуось суже поставленным подшипни ­ к ом . Чтобы чувствовать себя увереннее, возьмите, если можно , и зношенную деталь с собой для сравнения с предла1ае54 ЗА РУЛЕМ 4/94л индры , к онечноже , больше. П рокладка для «пятерки» к ороче — в ней нет окна для моторной цепи. У поршней всех моделей ВАЗа одинаковые размерныегруппы для всех диаметр ов , а также расстояние междуднищеми осью пальца (включая поршни ВАЗ-2108). На днище каждого из них есть цифры принадлежности к тому или иному мотору . А внешние признаки таковы: п оршни для моторов - 0 1 , -03 ( д иаметром 76 мм ) и меют плоское днище, для - 0 11 , -06 (диаметр 79 мм ) — д нищескруговым углублен ием ; для -05 — с двумявыборкамипод клапаны, «восьмые» — с выборкамиипро ­ долговатым углублением (рис. 3). Шатуны, вкладыши для двигателейд ы — количество указано на внешней стор онеремня . Кстати, р емнис трапециев иднымиполукруглымпрофилем зубьев взаимозаменяемы. Из навесного оборудования двигатели различаются лишь распределителем зажи ­ гания, точнее, длиной его валика. Д ля высоких блоков он длиннее. Генераторы, стартеры, бензонасосы, к арбюраторы , водяные насосы унифицированы ивзаимозаменяемы . О говоримся — замена генератора можетпотребо ­ вать небольших изменений в схеме элект рооборудования (ЗР, 1993, № 2). Система выпуска отработавших газов на разных моделях различается конструк ­ цией резонаторови глушителей. Но уста- Рис. 4. Фрикционные накладки (как н диски сцеплений) ВАЗ-2121 и -2101 различаются расположением отверстий.( и ми комплектовали с «первой» по «шест ую » м одели «жигулей» и «Ниву») и ВАЗ-2105 (для -2105, -04, -07, -08, -09). На корпусе цилиндра указан базовый индекс. Отличаются они друг от друга еще иразмерами : -01-й цилиндр больше. Есть различия иутормозныхколодок . В тех, что предназначены для «тройки» и «шестерки», есть устройства автоматической регулировки зазора. Т ормозными цилинд рами -05 можно заменять - 0 1 , а колод ­ ки -03 ставить вместо - 0 1 , но не наоборот! На рынке приходится быть внимательн ым еще из-за того, что могут просто надуть. Вот случаи, к оторыепроизошли совсем недавно с авторами писем в ред акцию . Один из них купил распределительный вал — с виду совсем новый, а наРис. 5. Модель и количество зубьев шестерен главной передачи выбиты на торце ведомой шестерни. новочные размеры на всех заднеприводных моделях ВАЗа одинаковы. Поэтому можно без особого ущерба для характеристик мотора поставить резонатор ВАЗ2101 на -2106. Небольшие доработки необх одимы лишь для автомобилей -2104, -2102, чтобы поставить туда глушитель от «первой» м одели . Выпускную трубу желательно удлинить ( д опустим , насадкой) — иначе отработавшие газы потянутся в салон автомобиля. Трансмиссия. Детали этой группы взаи мозаменяемы на всех моделях. И здесь, в первуюочередь , н еобходимо следить за правильным подбором сцепления, к ороб ­ ки передач иредуктора (главной передачи) к вашему мотору . Придерживаться, к онечно , следует заводской характеристики. Она наиболее верно согласует эти узлы. Ведомые диски сцеплений, как и « к ор ­ зины», бывают двух типов — ВАЗ-2121 и ВАЗ-2101. Детали для «Нивы» (ВАЗ2121) рассчитаны на передачу больших усилий, поэтому на диске более широкие накладки (35 мм против 30), м ощнеедемпферныепружины , а диафрагменная пружинас большей силой прижимает диск к маховику. Эти детали намногодороже , ставить их на машину с двигателем 1300 сми менее нецелесообразно. А вот диск сузкими накладками для мо ­ тора объемом 1600 CMJ не годится — быстр о выйдет из строя. На этих деталях выбита маркировка . Внешне диск -2121 отличается от -2101 иным расположением заклепок, а накладки, соответственно, отверстий (рис. 4). Отличить одну четырехступенчатую ко ­ р обку передач от другой по внешним признакам невозможно. Передаточные числа — вот ключк поиску нужнойкороб ­ ки. Н еобходимо по очереди включать передачи и, поворачивая вторичный валРис. 6. Лихую подделку подшипника передней ступицы ВАЗ-2108 внешне не отличить от настоящего. на определенное количество оборотов , сосчитать обороты первичного вала. Разделив второе число на первое, о преде ­ лите передаточное число. Пятиступенчатая коробка легкоузнаваема по задней крышке : в ней размещена пятая передача, поэтому она более объем ­ на, чем обычная. Характеристика редуктора выбита на торцеведомой шестерни: модель автом обиляи количество зубьев ведомойи ведущей шестерен (рис. 5). Чтобы правильно подобрать эти узлы, м ыприводим табл. 2 рекомендованных передаточных чисел для «Жигулей». Под робнеесм . ЗР, 1991, № 6 и 9. Последнее — это механизмы управления. Рулевое управление ВАЗ-2104, -2105, -2107, -2121 отличается от других тем , что в нем использован травмобезопасный рулевой вал — с карданным шарнир ом (ЗР, 1993, № 1). Поэтому вал из редуктора -2105 выступает на большую длину (200 против 40 мму -2101). Это единственное его отличие. Тормоза. Почти все детали этой группы взаимозаменяемы . Узлы передних тормо ­ зов одинаковы для всех моделей заднеприводных «Жигулей» (исключая «Ниву»). Есть различия только в тормозах задних колес — по способу регулировки зазора междуколодкамии барабаном. Колесные цилиндры выпускают двух типов: ВАЗ-2101Рис. 7. Составные части «модели» подшипника.Таблица 1 Параметры двигателей ВАЗ^ ^ ^ Модель Ном/^^^ -2101 размер ^ ^ \ Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм 76 66 -21011 -2103 -2106 -2105с амом деле давно свое отработавший. «Умельцы» сточили уступы на кулачках, образовавшиеся от рычагов, нагрели егои опустили в масло — получился вид, как у нового вала. Житель одной из южных республик приобрелновую шину. А когда стал накачивать, она раздулась словно камера : ни единого слоя корда ! Д ругой покупатель (он профессионально занимается ремонтом автомобилей, так что «чайником» его не назовешь) купил в Тольятти два десятка подшипников для ступиц передних колес ВАЗ-2108. Некоторые из них оказались лишь «талантливо» изготовленными «моделями» п одшипни ­ ков (рис. 6). А ккуратно выточенная внешняя обоймас фасками, внутреннее кольцо спроточкой посредине, и митирую ­ щей разъем внутренних колец. Ну, а защитные манжеты — точная копия заводских: есть иномер подшипника, и знак завода. По отдельности это лишь набор из четырех деталей (рис. 7) — втулки (внешняя «обойма»), двух резиновых ко ­ лец («защитные чехлы») и небольшой болванки («внутренние кольца»). Пустышки обнаружилипри установке. Представьте, если такой подшипник поставить на автомобиль! И все жевспомним пословицу: волков бояться — в лес не ходить. Надеемся, что наши советы пригодятся вам в «лесу».79 6676 8079 8079 66Таблица 2 Передаточные числа трансмиссии автомобилей "Жигули"Модель Объеи двигателя, оX-2101 см^ 1200 3,75 2,30 1,49 1.00 I II III IV V передача передача передача передача передача 43-21011 1300 3,75 2,30 1,49 1,00-2102 1100 3,75 230 1,49 1,00-2103 1500 3,75 230 1,49 1,00-2106 1600 3,24(3,67) 1,98(2,10) 1,29(1,36) 1,00(1,00)-21061 1500 3,5(3,67) 230(2,10) 1,49(1,36) 1,00(1,00)-21063 1300 3,75(3,67) 2,30(2,10) 1,49(1,36) 1,00(1,00)-21065 1600 3,67 2,10 136 1,00 0,82 3,53 3,9-2105 1300 3,67 2,10 1,36 1,00 0,82 3,53 4,1-21051 1200 3,07 2,10 1,36 1,00-21053 1500 3,67 2,10 1,36 1,00 0,82 3,53 4,1(3,9)-2104 1300 3,67 2,10 1,36 1,00 0,82 3,53 4.1-21043 1500 3,67 2,10 1,36 1,00 0,82 3,53 4,1(3,9)-2107 1500 3,67 2,10 136 1,00 0,82 3,53 4,1(3,9)-21072 -21074 1300 3,67 2,10 1,36 1 ,00 1600 3,67 2,10 136 1,00 0,82 3,53 3,9 55иО. IIу° щ3,873,87 4,33,87 4,33,87 4,13,34(3,53) 4,1(3,9)3,87(3,53) 4,1 3,874,1(4,3)3,53 4,33,53 4,1Задний ход С Главная передачаЗА РУЛЕМ 4/94