12
13
АВТОБУС - НЕ ЛЕГКОВУШКАСАЛОН Здесь, к онечно , к ритериилегкового авт омобиля не годятся : в микроавтобусе — восемь мест ( к ак раз « п осредине » м еж ­ ду « ж игулями » и РАФом ) . Д верей стольк оже , с колькоуРАФа : две в кабине, одна сзади и еще одна сбоку , но не справа, как мыпривыкли , а слева (что создает в наших условиях известные проблемы ) . Открываясь, она сдвигается вбок , что очень удобно , если рядом стоит другаямашина или приходитсявыгружать вещи на высокий пандус. Запереть заднююибоковую двери можнос места вчди теля, а вбоковой есть еще «детская защелка», которая не дает открыть дверь изнутри ( т олькоснаружи ) . И все-таки дверямитрудно удивить, а вот сиденьями еще можно . Н апом ­ н им , в машине восемь мест : для водителя и пассажира — в «кабине» и шесть — в салоне. Заднее сиденье рассчитано на трех пассажиров . Если егоопроки ­ нуть вперед , м еждунимидверью получится площадка для груза . С реднее — для двух человек, п ричемегоможноразвернуть на 180°. У каждого сиденья — р емнибезопасности , а усреднего их два — для положения « л ицомкводи ­ т елю » и «спиной кводителю » . Нет рем ­ ней удополнительного сиденья, к ото ­ р оерядом со средним . В сложенномсо ­ стоянии оно накрывается чехломс сетк ой для багажа и тогда егоможно принять за подлокотник . А еще онолегко превращается в столик. Все манипуляции ссиденьями очень просты , не требуют больших усилий и длятся секунды. При этом человек, р аскладывающий диван, напоминает фо ­ к усника : н есколько едва уловимых дви ­ жений — и перед тобой уже совсем другойпредмет . Остается толькодога ­ дываться, каких трудов стоила конс трукторам эта простота. Что, по мнению хозяина, очень важно для пассажиров — в салоне много воздуха, л егко дышится. П омогаютэтому не толькобольшойобъем , но ипродуман ­ ная вентиляция, система отопления , п ри ­ ч ем подачу тепла можно регулировать как с места водителя, так и из салона. К ондиционертакже подает воздух впереднюю часть ив салон, оба потокарегулируются . Такая система потребовала неимоверного , по нашиммеркам , к оли ­ чества радиаторови вентиляторов. О б ­ щий счет в их «матче» — 5:5. Вот уж воистину: ничто не дается даром . Если кондиционервключить , к огда ав-7.1 jMWI!PtQG*HPПомните анекдот: студент приезжает на каникулы домой, в далекий аул; его спрашивают, на чем ездят в институт однокурсники.— «На автобусе». Отец протягивает деньги со словами: «Сынок, ты не должен быть хуже других, купи себе автобус». Раньше этот анекдот казался смешным: купить автобус для личного пользования нельзя было ни за какие деньги. Сейчас такой проблемы нет, на повестке дня — другой вопрос: стоит ли покупать автобус! (Вернее, микроавтобус, поскольку намерения тех, кто покупает «пазик», а тем более «Икарус», вполне очевидны.) Мы жеимеемв виду машину, которая по габариту, мощности, расходу топлива близка к обычной легковой. Итак — стоит ли! Д ля удобства поставим вопроскон ­ к ретнее : в чем главные отличия междулегковушкойимикроавтобусом (хотите — называйте на американскийманермини вэном). О чевидно , во внешнем виде, п ланировке салона, в местимостииком ­ ф орте , ездовых качествах иэкономич ­ ности. Оценить их всамом первом приближениимы попытались на примеремодели «Ниссан-Черри-Ванетте-2000 SGX» 1984 года выпуска. П одержанныхяпон ­ ских микроавтобусовс «правым» р улем сейчас, п ожалуй , б ольше всего среди подобных машин. ВНЕШНОСТЬ Покрашенныйв серый «металлик», со слегка тонированнымив синий цвет стекл ами , м икроавтобус неплохо выглядит, о днако внешность у него неброскаяиобращает на себя внимание лишь числом фар : их четыре плюс две противотуман ных. Д изайнпередней части типичен для японских икорейскихмашин , но заметно отличается от европейского. С ловом , хоть ипринято считать, что автобус менеепрестижен , ч емлегковойавтомобиль , а ккуратный , х орошо отделанный «Черри-Ванетте» в этом смысле, право, не хуженамозоливших глаза « ж и ­ гулей». 12 ЗА РУЛЕМ 5/94 Дверь салона — сдвижная, но выходить пассажирам придется не на тротуар, а на проезжую часть.Двигатель между передними сиденьями, как у большинства микроавтобусов. Ведущие колеса — задние, коробка передач — механическая пятиступенчатая. тобус идет с большой скоростью , в оди ­ тель ощутит, что нагрузка на двигатель возросла. Как-то один из вентиляторов не включился, давление в системе конди ­ ционирования возросло, сорвало шланг, и фреон вытек. Шланг хозяин поставил на место сам, а фреоном заправили в мастерской по ремонту холодильников. Раз уж зашла речь о вентиляции, д адим совет на всякий случай: д аже летом не направляйте поток холодного воздуха из кондиционерав лицо — н едолго простудиться. Последний штрих в картине полного комфорта — стереосистема (точнее, псевдоквадро), с четырьмя колонкамии специальным устройством , п озволяющим при желании «передвинуть» звук влюбуюточку салона. Таковы блага, доступные пассажирам. Ну, а как чувствует себя водитель? ПОЕХАЛИ! За рулемв «Ниссане» у добно , но своб одного места немного . Водитель ростом 182 см вынужден отодвигать сиденье до упора. Более высокомуиширокопле ­ чему человеку будет тесно. На щиткеприборов — с юрприз (тах ометри часы ктаковым не отно ­ с им ) : лампы, с игнализирующиео падении уровня охлаждающейжидкостии электролита ( п омимо лампы разряда аккумулятора). Под рулевым колесом «переноска» на длинном витом шнуре ; у ног -пассажира — бачок омывателя ветр ового стекла: з имой вода в нем быстро отогревается. Вообще при езде чувствуешь себя, с корее , водителем легковой машины, на автобус мало похоже (в РАФе — не так!). Привыкаешь к машине быстро : «правый» руль и рычаг переключения передач слева не так неудобны , как пугали. Труднее оказалось привыкнуть кпереключателю сигналов поворота — он справа и часто по ошибке включаешь «дворники». Руль — не тяжелее, чем у « ж игу ­ лей», хотя усилителя нет. Что просто превосходно — радиус поворота очень мал: 5,4 м (у РАФ-2203—5,9 м, В АЗ 2105—5,6). С места можно тронуться, не нажимая педаль газа , — на первой передаче и задним ходом машина едет при холостых оборотах двигателя. Так сделано специально, чтобы легче было маневри ­ ровать для погрузкив пробках и при парковке. Той же цели служит дополнительное наружное зеркало, в которое видна левая нижняя часть автобуса. Еще одно ! з еркало было раньше и сзади. , :• Разгоняется автобус быстро — и снова сюрприз : если скорость машины превысила 110 км / ч , то раздается мелодич ­ ный сигнал, похожий на колокольчик: «динь-динь». Таких неожиданностей много . К примеру , подходит срок менять передние тормозные колодки — они начинают противно свистеть. Звук издают специальные пластинчатые пружинки , к ог ­ да касаются диска, п ричем его поверхность от этого не портится. «Ниссан» х орошо «держит дорогу » . На РАФ водители жалуются : е голегко заносит. Что объединяет обе машины — они раскачиваются в продольной плоскости («галопируют»). Тем, к ого укачивает, не советуем садиться на переднее сиденье, наиболее комфортнаязо ­ на — в середине салона. Этот недостаток, по-видимому, присущ больший4 За рулем № 5НАШЕ ЗНАКОМСТВОРуль — справа, на нем три кнопки звукового сигнала: одна в центре и две на спицах. Рычаг переключения передач расположен удобнее, чем в РАФе. Когда водитель на рабочем месте, рулевая колонка оказывается между его ног. Места в кабине немного — рослому водителю тесновато.Сейчас пассажиры сядут спиной к водителю, но кресла можно развернуть на 180°. В обоих положениях можно пристегнуться ремнями безопасности. Манипуляции с сиденьями не требуют больших усилий и много времени.Если разложить сиденья, получится большой диван с ровной поверхностью. Говорят, что на нем особенно приятно отдыхать, если на капот двигателя (между передними сиденьями) установить телевизор.фото В. Крючкова ству автомобилей вагонной компоновки . В «Ниссане» неприятные ощущениявоз ­ никают, к огда передние колеса попадают в яму — в РАФе они не так сильны. В целомже , по нашим беглым впечатлениям и по наблюдениям хозяина, н агрузки , испытываемые водителем, никак не выше, чем в привычных нам легковых машинах, а окомфорте — судите сами. ме рабочего объема (2000 см ' ) и числа цилиндров (четыре), нет. П о - в идимому , модель предназначалась лишь для внутреннего рынка, а мы смогли найти лишь характеристики варианта для Европы. Интересный факт: в каждом цилиндре две свечи зажигания, катушек зажига ­ ния тоже две (владелец сначала даже подумал, что его машина — восьмицилиндровая). От «двойной» искры лучше воспламеняется и сгорает смесь — значит, эффективнее расходуется топливо. По наблюдениям владельца «Ниссана», расход бензина вгороде — о коло 12 л / 100 км , а по шоссе на скорости около 100 км / ч — 8—9. Вполне приемлемои для того , чтобы каждый день ездить на работу.ЗА РУЛЕМ 5/94 13ТЕПЕРЬ ОДВИГАТЕЛЕМ отору «Черри-Ванетте» к арбюратор ­ ный сверхнимрасположением распредвала. К сожалению , данных о нем, к ро ­