АВТОЗАРУБЕЖЬЕзывать бесконечно ) м одель — «Мерседес-Бенц-ЗООБЬ» ( с м . ЗР, 1993, № 3 — ред.). Его выпускали в двух вариантах: к упе ( 1 954 — 1957 гг . ) , о собенностьюкоторо г о были двери , о ткидывающиеся вверх (за что получили название « ф люгельтюрен » — д вери крылья), и родстер — кабриолет спортивного типа (19571963 гг . — на фото ) . Н естарею щая красота в сочетании с хар актеристиками , за которые не приходится краснеть исегодня , снискали машинестойкуюлю бовь коллекционеров . Интересная особенностькон струкции — пространственная Автор не избежал соблазна запечатлеться рядом с одним из олдтаймеров — шестицилиндровым 80-сильным «Мерседесом-220-кабриолет» модели 1951 года. м ощностью 204 л. с./150 кВт. М одель «2205-купе» не столь экзотична , но по - с воему интересна. Ш естицилиндровыйдви гатель сверхнимрасположени ем распределительного вала, механическим впрыском топлива был разработанодним из инженеров компании «ДаймлерБенц» во времявтороймировойвойны . Тогда он нашел приме нение как мотор , п риводящийвдвижениепрожекторы ПВО для прицельной стрельбы из зени т ок по самолетам . И нженеры то и дело жаловались генералам вермахта: нужны дополнительные средства на дальнейшую доводку двигателя — е му не хватает мощности , ч тобыбы стрее перемещатьпрожекторы . Благодаря этой хитрости удалось на деньги вермахта разра ботать автомобильный двига-Новый автомобиль, о собенно последней модели, конечно же , лучше старого. Д о недавнего времени автор принадлежал к числу тех, для кого это аксиома. О днако пересмотрел свои взгляды — после того, как поработал над восстановлением нескольких старинных автомобилей...О лдтаймер , как называют так иемашины на Западе (в том числе ивГермании ) , — это не просто старый автомобиль . Заур ядныйчетырехдверный седан, к оторый выпускали десятками , с отнями тысяч, как правило, заканчивает жизнь на автомобиль ной свалке. Чтобы превратиться волдтаймери получить право на вторуюжизнь , н уженяркий характер, придающий машине исключительность (напомню: и менно так звучит по - р усскимодное слово « э ксклюзивность » , ц епляемое ныне на что угод но — от редкогоавтомобиля до яркого галстука). Итак, иск лючительность — что ее опре деляет? С воеобразный облик, н еобычные , с мелые технические решения и, к онечно , малый ти 56 ЗА РУЛЕМ 5/94р ажмодели . Сочетание этих качеств придает олдтаймеру коллекционную ценность. Немало подобных машин мнесколлегами пришлось реставрировать вберлинской маст ерской Хайнца Штурма . Наиболее интересные — на снимках . П оскольку эта мастерская спе циализируется на ремонте автом обилей «Мерседес-Бенц», речь пойдетименноо них. О днажды доставили на при цепе «Мерседес-300», у него полностью вышла из строятор м озная система, а двигатель икузов требовали капитального ремонта . Это был первый олд т аймер , в реставрации которогоя принимал непосредственное участие (кстати, она обошлась владельцу в 75 тысяч марок ) . И сегодня , спустя сорок лет, « А денауэр » ( с м . ЗР, 1993, № 1 — ред.) восхищает солидностью, н еобыкновенной плавностью хода. Сам убедился : д аже на булыжной мостовой кузов, укрепленный на прочнойраме , абсол ютно не дребезжит , не издает посторонних звуков. А вот другая знаменитая (редкая, особенная, притягательная — эпитеты можно нани-трубчатая рама, к которойкре пятся агрегаты икузов . О наоб ладает высокойжесткостью на скручивание , что благоприятно сказывается на устойчивости авт омобиля . Правда, г оризонталь ная фермарамы располагается довольновысоко — из-за этоговходвмашину не слишкомудо бен. Другая особенность — д о вольно неожиданная : в багажни к еу «Мерседеса-ЗООБЬ) п оме щ аются два чемоданакраснойкожи , выкроенные точно по формеотсека : они входят вком плектацию машины. Родстер оценивают нынче в 800 000 марок (или полмиллио на более «понятных» р оссия нам долларов ) . Ну, а купе — вдвое дороже . Правда, цены довольно условны: р едко кто проявляет желание расстаться с таким сокровищем. Притягательность модели -300SL настолько велика, что небольшая фирма « Ш айб » стала выпускать репликары — машины, т очноповторяющиевнешний облик оригинала, но «заряженные» современными агрегатами — в частности, V - о бразным восьмицилиндровым двигателем«Мерседес-Бенц-ЗООБЬ» — первая в мире серийная модель с впрыск ом бензина (6 цил., 2996 ем 3 , 216 л. с ) . Скорость — до 267 км / ч , время разгона с места до 100 км / ч — 7,7 с. тель с очень высокими для своего времени показателями. Еще одна редкаямодель — «Мерседес-Бенц-2305» с кузов ом «универсал», выпускавшаяся в 1966—1967 гг. Их изгото вили всего несколько тысяч штук, а продали вовсе считанные единицы . Комфортабельный, п рестижный «МерседесБенц» в утилитарном исполнении не нашел тогда своегопокупа теля. К ак видите, к узовавтомо биля в очень плохом состоянии — п отребуются месяцы кро п отливого труда, п реждечем отреставрированный «Мерседес» вручат довольному владельцу. В прочем , что касается « М ер седеса», авторитет этой марки ( о собеннов Германии) ч резвы чайно высок, п оэтомузаботойивниманиемокружены не только «эксклюзивные» модели вроде описанных выше «трехсотых». М не пришлось участвовать в восстановлении скромных , вне- шне ничем не примечательных машин — п ослевоенного -170V или -190, в ыпущенногов 60-е го д ы . Их реставрировали стакимжевниманием , тщательностью, к аки более дорогих « р одствен ников». Хозяева олдтаймеров — о бычно состоятельные люди , нер авнодушно относятся к старой автомобильной технике и стремятся сохранить свои автомоби ли впервозданном , о ригиналь н ом виде. Д ляэтого они не жалеютсредств : ведь антикварная машина — всегда надежноепомещение капитала. На своих красавцах они , к онечноже , не ездят каждый день. М ашинысто ят, к ак правило, в гаражах и исп ользуются для кратковремен ных поездок , о бычнов летнее время , для участия в парадах, слетах. В Германииоколо 80 000 любителей старинных автомоби лей и реставраторов, к оторыеобъединенывклубы — по мар -посчастливилось купить колл екционнуюмодельв «состоянии 3» или «4», с кажем , за 20 000 марок , д олжен будет вложить в реставрацию минимум50 — 6 0 тысяч, чтобы она достиг ла уровня , о цениваемого «единицей». После чего олдтаймерв состоянии «1А» едва ли оце нят выше тех же50 — 6 0 тысяч. (Исключения вроде приведенного выше крайнередки . ) В разговорео реставрации или капитальном ремонте автом обилей , к оторым более 20 лет, обязателен вопрос : а гдежебе р ут для них запчасти? Что касается «Мерседес-Бенца», эта фирмадо сих пор делает так называемые быстроизнашивающиеся детали, запчасти для двигателей, г лушители , детали тормозов , а такжекузовные детали и стекла ко всем (!) п ослевоенныммоде л ям . Ну, а если понадобились какие - т о детали, у же не выпускаемые фирмой — производи-к акомпервозданном виде мож но говорить . Я намеренно не рассказывал здесь омузеях , ралли ипробе гах олдтаймеров — с ловом , о «парадной» с тороне дела, а дал толькобеглое представление отом , к ак их возвращаюткжизни . Встречаются и старинные ма шины в оригинальном состоян ии : в свое время их умышлен но законсервировали , оставив бездвижения . В конечном счете, это не так важно . Главное то, что свидетелей автомобиль ной истории, а точнее, ее главных действующих лиц, блиставших когда - т ов автомобильных салонах, вызывавших восторги восхищение, сегодня бережносохраняютивозвращают из небытия знатокиилюбители автостарины. Полагаю, т еми , к то несет немалые затраты и хлопоты ради восстановления старинной ма ш ины , д вижут разные интересы.авторитетной марки , настоящей музейной ценностью. Не приходится удивляться, что Германия — р одинаавтомо биля — стала настоящимзапо в едником старинной техники , где великолепныеобразцыма шин прошлогосохраняютигор дятся ими . Что касается « М ер седес-Бенца», то впрошломго ду фирмаоткрыладаже специальный технический центр для обслуживания , р емонтаи восстановления старинных автом обилей этой марки . Надо ли говорить , что трудятся там специалисты высочайшей квалификации. О горчительно бывает сознавать, что столь трогательноу важительноеотношениек истор ии техники стало нормойвоб ществе, к отороемы , россияне, привыкли пренебрежительно именовать обществомпотребле ния. Казалось бы , что для таких машина: п оездил , п родал , купилк ам , м оделям или иным нап равлениям собирательства. Узнать, с колько стоит сего дня тот или иной олдтаймер , м ожно из регулярноиздаваемо г осправочника , где представлены модели , и меющиеколлек ц ионную ценность. С тоимость каждого экземпляра зависит прежде всего от его техничес когоивнешнего состояния, к отороеопределяется по пятибалльной системе. Прекрасное — «1», « х орошее » — «2»; о ценки «3», «4» г оворятотом , что автомобиль требуетсерьез н огоремонта или реставрации. Разумеется, с тоимостьмашиноднойи той жемоделиможет сильно колебаться в зависимости от того , в какуюоценочнуюгруппу входит конкретныйэк земпляр. К оллекционирование старинных автомобилей — не более чем дорогоехобби : заработать продажей таких машин , по суще ству, н евозможно . О треставри рованные олдтаймеры редко меняют владельцев, а тот, к омуЭтот универсал на базе «Мерседес-Бенца-гЗОБ» 1966 года, похоже, только теперь оценен по достоинству. Однако, чтобы вернуть его в строй, понадобится кропотливая «пересадка КОЖИН. Кожа (на сей раз без кавычек) и дерево ценных пород — так во все эпохи отделывали дорогой автомобиль. Ф ото автора телеммашины , на помощьпри дут другиепредприятия , специализирующиеся в изготовлении частей для олдтаймеров . Немало самых неожиданных вещ ейможно встретить на рынках запчастей, автомобильных свалках (об этом своеобразном предприятии автосервиса стоит рассказать отдельно). В одной из обивочных мастерских вам отреставрируют салон: перетянут кожаные сиденья, установят или заменят деревянные панели приборнойдоски . Разумеется, и маляры знают толк в эмалях итехно логиях прежних лет — иначе оО дних привлекает экзотичность автомобиля , е гонепохожесть на современные модели, другим любопытноприобщитьсяк техн икеушедших лет, оценить уро вень инженерной мысли другойэпохи . Третьи испытывают осо б уюгордость за то, что они влад еютредкоймашиной стольн овую . На деле, увы, все слож нее — и менноу нас, в России, л юдей волнует сегодня чисто потребительское назначение автомобиля: лишь бы ездил... Тут пока — не до истории, не до культуры. Увы! М . ГОРБАЧЕВАВТОЗАРУБЕЖЬЕЗА РУЛЕМ 5/94 57