СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - АВТОМОБИЛИСТУ всех на слуху названия автодорожных вузов — М АДИ , Х АДИ , многим известны такие автомобильные вузы, как Московский автомеханический институт (ныне Российская академия транспорта), столичный технический университет (бывшее МВТУ). Но уверены — далеко не все знают, что автомобильных инженеров готовили в Казанском авиационном институте. О непростой судьбе автомобильного факультета КАИ поведал его выпускник А. С ОЛОПОВ . Сегодня можно только удивляться, как далеко смотрел государь император, трудясь на ниве просвещения российского . Созданный его высочайшим решением Казанский императорский университет дал обильные всходы — и менно от него берут свое начало заслуженно ставшие знаме нитыми медицинская , химическая, математическая школы . Из университетского отделения аэродинамики произрос и авиационный институт. К АИ — фирма серьезная. Ее выпускники имеютотно шение практически ко всему летающему, что произведенов нашем Отечестве. Эпоха гласности добавила вгалерею знаменитых выпускников закрытые преж де имена из авиационной иракетнокосмической отраслей. Учат здесь дол го — почти шесть лет — и качество под г отовкиинженеров оценивается на фир мах весьма высоко. Репутация казанской авиационной инженерной школы складывалась многиегоды . Появившийся в апреле 1970 года приказ министра высшего и среднего специального образования РСФСР об орга низации вКАИавтомобильного факультета особого удивления не вызвал: на имеющейся базе общетехническойподго товки можно обучать инженеров почти любого профиля, а потребность именнов автомобильных выглядела очевидной — основанием для приказа стало постановление союзного Совмина «О первичных мероприятиях, связанных со строительством Камского автомобильного завода». Впрочем, автомобильная тематика ипрежде не была чуждаместным специалистам. И меннов трубе кафедры аэродинамики до самого последнего време ни продували новые моделисокрест ных автозаводов. Читаемая «самолетчикам» строительная механика летательных аппаратов легко адаптируется к задачам автомобильным, а уж что касается двигателей, тут упоршневой авиации такой наработан опыт... Созданный факультет ипрофилирую щая кафедра быстро обрастали собственной базой, в чем несомненна заслуга КамАЗа . По его титулу (есть такое выр ажениеу строителей) был возведен новый учебный корпус , богато оснащена лаборатория. За годы существования факультета его окончили свыше 1200 человек. Вып ускникиКАИ работают сегодня на автозаводах в Тольятти и Ульяновске, Горьком иИжевске , М инскеи Елгаве, Миассе и Нефтекамске. Кстати, Н. Самодуров — д иректор теперь ужезарубежного РАФа, окончивший автофакультет КАИ, принимал бразды правления у В. Боссерта, ставшего в свое время первым избранным директором завода. Так вот, Виктор Давыдович тоже «каист», хотя и не автомобильный. А ужв Набережных Челнах самая высокая концентрация инже неров, для кого факультет автомобилестроения Казанского авиационного стал альма-матер. Но в 1986 году факультет прекра тил свое существование. Тому виной нек оторые процессы внутри самого института. Ф ормальнойже причиной был назван «выход на проектную мощность» политехнического института в Набережных Челнах. Д овод этот представляется сомнительным. Безусловно, и сам КамАЗ , и Набережные Челны бурно развиваются и, соответственно, н уждаютсявпритокеруководителей . Но ведь одно из главнейших качеств, о пределяющихинженера , — к ругозор . В сугубо «прикладных» вузах, ориентированных на удовлетворение насущных нуждконкретного завода, этим заводом кругозор зачастую иограни чивается. Что уж говорить о создании школы... А ведь вКАИ она уже начала складываться. На кафедру собрались энтузиасты автомобилизма, и меющие пусть авиационный, но прежде всего обшир ный инженерный опыт. После ликвидации факультета в Челны они не поехали, а вернулись на прежние места работы. Но, п охоже , нам придется стать свидетелями «повторных родов » . Если первый раз споспешествовал сам союзный Совмин, то теперь институту предстоит напрягаться водиночку , расплачиваясь, в прочем , за свою недальновидность. Итак, с одной стороны, конверсия ощутимо сократила объемы авиапрома, а значит, нет потребности втомколи честве специалистов, к акое готовили раньше. £ то же время автомобилизация страны развивается. П омимо расширения производства, она тянет за собой огром н ую инфраструктуру, н уждающуюсяв специалистах, глубоко знающих автомобиль,—эксплуатация, р емонт , д орожная полиция и т. д. К рометого , Казанский авиационный как таковой перестал существовать трансформировавшись впрошлом году в технический университет. Причины те же : «авиаторов» н ужно меньше, а база обще и нженернойподготовки дает возмож ности широчайшие. У же три года, как на факультете «Двигатели летательных аппаратов» п о целевым заявкам предприятий восстановлена специальность «Двигатели внутреннего сгорания». Поставлен вопрос об ор ганизации курса «Автомобили и тракторы» на факультете «Летательные аппараты». Если это произойдет , то второе рож дение автомобильного факультета про изойдет почти наверняка. Как и большинство советских вузов, Казанский авиационный выпускал специалистов широкого профиля. Н едаром среди них есть писатели, актеры, м узыкан ты идаже ученые, занимающиеся фундаментальными исследованиями. Но главный его продукт — и нженеры . От кон с трукторов , г енерирующих высокие идеи, до мастеров, тянущих лямку нашего нер итмичного производства. Они успели создать себе неплохую репутациюив автомобильной отрасли. Сумеет ли казанская автомобильная школа заявить о себе так же , как и авиационная? Пож елаем ей успеха!ЗА РУЛЕМ 6 94ГИГАНТ ДЛЯ НЕРЮНГРИРедкий шофер достанет пальцами до края колесного обода этого автомобиля. Необъятен и широк его 110 - к убовыйкузов . Не всякий пред ставит себе, что рабочийобъемегодвигателя , к аку 110 « ж игулей » . В недрах Якутии немало природ ных чудес, а чтобы добраться до них, п онадобилось это чудотехники . В прошломгоду на Нерюнгринскомугольномразрезе началась опытная эксплуатация суперсамосвала БелАЗ7 5501 , к уда он былдоставленпо частям и собран. (Подробно журнал об этоймашинерассказывалв № 10 за 1991 год . ) Самосвал действительно уникален, д аже если оценивать его технический уровень мировыми мерками. Он — полноприводный с электрической трансмиссией и мотор-колесами постоянноготока . Рама — с очленен н ого типа. П одвеска всех колес — г ид ропневматическая. Силовой агрегат установлен поперек машины впереди передних колес. Двигатель — 12-цилиндровый дизель мощностью 3150 л. с./2318 кВт. С коростьмаши ны — д о 40 км / ч , г рузоподъем ность — 280 тонн, длина — 15,25 м , ш ирина — 8 м , в ысота — 6,75 м . Под кабиной водителя, пол которой на высоте 4,4 м от грунта, находится машинное отделение. Вертикальный шарнир поворота машины расположен за передними колесами. Шины не только задних, но и передних колес у БелАЗа — сдвоенные, диаметром почти 3,5 м. Над задней осью видны пневмогидроцилиндры подвески. Под кузовом на шарнирах подвешены штанги камнеочистителей. Фото В. Саяпина (ТАСС)