БЕРЕГИСЬ «АСОВ»Водить машину по нашим дорогам с каждым днем все сложнее. Не только потому, что автомобилей стало больше, а дороги и организация движения оставляют желать много лучшего. Опасность все чаще исходит от своего же братаводителя. Начнем с новичков, к оторыев силу физических и психических особенностей медленно осваивают водительское мастерство. Я уже не говорюо пожилых людях. Развитого динамического глазомера, б окового зрения иуменияориен тироваться вдорожной обстановке недостает многим . Не справляясь спере работкой поступающей в пути инфор мации, они упускаютрядфакторов , без которых не примешь правильного реше ния за рулем . О таких водителях говорят «путаются под ногами » : м едленно едут, с опозданием трогаются на перекрестках, да вдобавок мотор у них нередко глохнет. Они могут, включив указатель поворота одновременнос началом маневра, внезапно выехать из своего ряда или слюбой полосы повернуть вбоко вой проезд , словно вокруг , особенно позади, н икого нет. Н емудрено : такие водители почти не пользуются зеркалами, а перед перестроением боятся хоть на секунду оторвать глаз от асфальта и взглянуть направо-налево, нет ли в непросматриваемой зоне других машин. Водить автомобиль для этой категории людей — тяжелая работа. Только после нескольких лет практики они пон емногураскрепощаются , начинают ори ентироваться, обретают душевное равновесие и получают, наконец, удовольствие от езды . Д о этого распознать их на дороге не представляет труда. Они не превышают скорости , как правило, ездят даже медленнее, чем предписано, т ормо зят перед малейшим закруглениемдоро ги, никак не оповещая о предстоящ ем маневре, б лизкоподъезжаютктихоходным машинам, к оторые намерены обогнать. Заметив пост ГАИ или инспектора, буквально деревенеют за рулем , н епременно сбрасывают скорость гораз д онижеразрешенной на этом участке. Действия таких водителей особенно непредсказуемыв ненастные дни, на скользкойдороге . Они не ощущают признаков слабого сцепления колес с пок рытием , м огут не вовремяпереключить передачу, р езко сбросить газ или зат ормозить так, что машина тут же потеряет устойчивость (удержать же ее в такой ситуации, конечно, не способны). Распознав такого «мастера» на до роге, отнеситесь к его трудностямс пониманием и запомните: опасаться его надо до тех пор , пока находитесь сзади или сбоку и достаточно близко . Тип водителей, о которых шла речь выше, существовал во все времена. Просто сегодняв усложнившихся условиях движения они представляют го раздо большую помеху, чем раньше. Но куда более опасна другая, весьма много численная категория водителей, к оторые считают, что дорога принадлежит только им . Состояние их за рулем можно определить как водительскую эйфорию , к оторойподвержена , п режде всего, сравнительно недавно севшая за руль моло дежь «новой волны». Справедливости ради отметим , что агрессивность за рулем нередко проявляют и люди среднего возраста, с немалым жизнен ным опытом . Ж енщинс таким характ ером встречать не приходилось. Как правило, водители этого типа хор ошоориентируютсяв любых ситуациях, обладают отменной реакцией, неплохим динамическимглазомероми всем прочим , что позволяет им быстро овладеть навыками управления автомобилем, довести их до автоматизма. Уверенность втам , что они в совершенстве владеют машиной имогут благополучно выкрутиться из любойнеожиданно возникшей ситуации, приводит к непозволительным вольностям, опасным как для их жизни , так ижизниокружающих . В обиходе таких «асов» называют «водилами», «козлами», д ругими нелестнымип розвищами . В свою очередь, они всех остальных — понятно, к ромесебя , — относят к «чайникам». Не считаясь соб становкой ивозможностями других участников движения, «асы» н ервируют тех, кто им мешает сигналами, лезут влюбые щели междуавтомобилями , несутся снедопустимойскоростьюдаже на запре щ ающие сигналы светофоров, р езкотор мозят, срываются с перекрестка и тут же лихорадочно маневрируютвплотном скоплении разгоняющихся автомобилей. Все только ради того , чтобы оставить по зади еще несколько машин, водители ко торых и не собирались конкурироватьс ними в бесполезной и суматошной гонке до ближайшего светофора. Поведение «асов» на дорогерезко отличается от нормального . Они обычно вплотную приближаютсяк впереди идущ им автомобилям, используют малейш уювозможность для обгона. Н ередко , как уже упоминалось, сигналами тре б уют освободить дорогу , д аже если сделать это в данный момент нет возмож ности. Надежный способ для вас избе жать опасности — не раздражаться и постараться удовлетворить их требования. Если обстановка не позволяет сделать это тотчас же , тогда хотя бы включите «поворотник», обозначив тем самым , что вы понимаете намерения «аса» и, к онечноже , не собираетесь их игнорировать. Причины такого поведения « м олодой волны» лежат, м ожно сказать, на по верхности: о бщее падение нравов, ослабление карательных функций правоохранительных органов, в озможностьотку питься при дажесамомсерьезном нарушении. Но есть еще одна причина, о ко т орой стоило бы сказать особо. Она втой или иной мере относится ик «мастерам», и к неумехам. Это — серьезные пробелывпрограммахподготовки водителей, где не предусмотрены обязательные занятия по стратегии и тактике вождения , водительской этике, взаимопониманию между участниками. Все это настолько необходимо , что, по моему глубок омуубеждению , заслуживает предпочте ния перед курсом устройства автомобиля для непрофессиональных водителей. г. ТольяттиКАК МЫ ЕЗШ1Мс. шоппЗА РУЛЕМ 6/94 55