Рис. 5. крышкеДоработка отверстия двигателя ВАЗ-2105.взащитнойпадать такжеформа зубьев и их шаг. Приобретая зарубежный синхронный ремень, для верности полезно сравнить его с « р одным » , с тоявшим на автомо биле, или расспросить продавца об опы те использования его товара на отечественных моторах . Ремень — деталь очень ответственная, п оэтомунапомним : если понравившийся импортныйремень хоть в чем-то не соответствует данным , п ри в еденнымвтаблице , — в оздержитесь от его покупки . Кстати, если случается неприятность иремень рвется или, что бывает чаще, срезается несколько зубьев — всю вину сразу взваливают именно на него. Это неправильно — н адо обязательно прове рить шкивы , нет ли в них дефекта . Иначе новый ременьдолго не проживет . При нормальной эксплуатации ремень честно ходит заявленные заводом 60 000 километров — для скептиков отм етим : в него заложен пятикратный запас прочности . «Нормальная эксплуатация» — это своевременныйконтроль за натяжениемисостояниемремня (хоть материал ремняимаслобензостойкий , для него тоже «чистота — залог здо ровья»). В заключение несколько рекомендаций ипредложений читателей, о публикован ных ранее вжурнале «За рулем » . Необходимое натяжение ремня на двигателях «Таврии» и ВАЗ-2105 обеспечивает пружина у кронштейна натяжного ролика, поэтому достаточно лишь убедиться, что она действует. На ВАЗ-2108, где натяжение ремнярегули р уютэксцентриком , предлагается оцени вать усилие пальцами, закручивая ре мень на 90° (пальцами потому , что чем либо еще туда попасть трудно ) . Регул ировкуможно проверить точнее динам ометром . Д ляэтого отворачивают гайку, ф иксирующую натяжной ролик, и клю ч ом «на 32» поворачивают эксцентрич н ую ось ролика против часовой стрелки , к онтролируямомент по динамометру — о ндолжен быть около2 Н-м (рис. 4). На «пятерке» п лоскозубчатыйременьзакрыт пластмассовой крышкой , к репя щейся в трех местах. О ченьнеудобно добираться до левого (со стороны радиатора) болта, п оэтому имеет смысл вместо овального отверстия вкрышке сделать паз (рис. 5). Тогда достаточно ослабить болт икрышкалегко снимается вверх. Д опустим , р емень вышел из строя — срезало несколько зубьев. На «Спутнике» после этого нужно обязательно про верить, не погнулись ли клапаны от удара впоршень (кстати, о бычно это бывает свпускными клапанами). Д ля этого по 46 ЗА РУЛЕМ 6/94ворачиваем распредвал досовмещенияметки на шкивесустановочнымусиком на задней крышкезубчатого ремня. П отомповорачиваем коленвал влево или вправо — куда ближе — д осовмещенияметки на шкивесметкой на крышке маслонасоса. Затем надеваем ремень и, проворачивая коленвал вручную , п рове р яем , есть ли компрессия во всех ци линдрах. Если все впорядке — вам повезло. К огда запасного ремня нет, м ожно выйти из положения так. Разрежьте старый вдоль на две чгсти, c v « c - те одну половину относительно другой так, чтобы срезанные зубья оказались спро т ивоположныхсторон , установите на дви гатель — и в путь, л учше всего — в стор ону магазина запчастей, за новымрем нем.ЭЛЕКТРОРЕЛЕБез этих маленьких приборов не обходится ни один автомобиль, причем их тем больше, чем современней модель. О б устройстве и взаимозаменяемости реле рассказывают специалисты В. БАННИКОВ и И. К ОЗЛОВ . Э лектромагнитное реле было изобре тено впрошлом веке и использовалось сначала, в основном , для нужд телеграфа, п осколькусопротивлениепроводов съедало львиную долюпередаваемоготока . Реле позволило повышать силу то ка за счет энергиипромежуточных батарей итакимобразом стало как бы усилителем тока (и напряжения ) . С развитиемконструкции автомобиля возникла необходимость применять ивнемэлектромагнитные реле, п оскольку обычные механические выключатели все чаще оказывались непригодными для ком мутации большого числа мощныхпотре бителей. К рометого , выключатели расп оложены , как правило, возле водителя икнимнеобходимо прокладывать про вода от самых удаленных вавтомобиле мест. Такие токовые магистрали, как ивтелеграфной линии, о бладаютбольшимвнутреннимсопротивлением , а это, нап ример , в цепи ближнегои дальнего света фар, п отребляющихбольшойток , приводит икбольшимпотерямэнергии . Чтобы свести их кминимуму , в цепь вводят реле, п озволяющеедистанционно управлять потребителемэлектроэнергии : источник питания располагают вблизи по требителя или связывают с ним толстым ( « м ощным » ) п роводом , а орган управления ( к нопку , выключатель, переключатель) п омещают на некотором удалении — в удобном для водителя месте. Понятно, что приэтомэкономятимно го дорогих толстых проводов . Классичес кийпример — всем известное тяговое реле стартера. К оммутацияегоэлектро м отора выполняется « м ощными » к онтакта ми реле, а егообмотки — «слабыми» к он тактами замказажигания . Таким образом , в современных автомобилях основное назначение реле — уменьшить длину толстых (силовых) п ро водов иразгрузитьконтактыорганов управления (выключателей). Через по следние протекает обычно ток менее двух десятых ампера, в то время как кон тактная группа реле способна комму тировать токи силой до 30 А. В последние годы на смену известн ымреле типа PC, п рименяющимсяв «жигулях», «Москвиче-2140» и др., п ри шли новые реле типа 111.3747...113.3747 на «Спутнике», А ЗЛК - 2 141 , «Таврии» и др . Эти современные малогабаритные электроприборы отличаются от своих предшественников размерами и массой, а также большим допустимым током коммутации и сравнительно незначительным ( о коло 0,14 А при 12 В) п отребляемымтоком . Все эти замечательные свойства делают их незаменимыми как при обыч ной коммутацииэлектрических цепей ма шины, так и при работе в составе электронных устройств, н апример , в преры вателях указателя поворота .РОКОВАЯ МОНТИРОВКАНередко владелец машины, сняв какую-то деталь, не ставит ее на место «за ненадобностью» или же , взяв инструмент, потом просто бросает его в багажник. Последствия этого могут быть довольно печальными, что подтверждает рассказ киевлянина В. ВОРОБЕЙКОВА. Это случилось, к огдаякупилнено вый ЗАЗ - 9 68М — м ашину , к оторую почти не знал. По дорогедомой почувствовал сильный запах гари. Н еужели «печка»? О ткрылбагажник — и з - п од капота полыхнуло пламя. К сожалению , б ывшийхо зяин, расставаясь смашиной , «предус мотрительно » в ыложил из нее почти все, включая огнетушитель и аптечку. Пришлось обратиться за помощьюк вод ителяммашин , стоявших неподалеку. Но те при виде горящего « З апорожца » б рызнулив разные стороны . Затушив огонь любимойкурткойи получив сильные ожогирук , я отправился втравмо пункт. А ужпотом стал разбираться, что, собственно, п роизошло . Оказалось, по пустомубагажнику скакала монтировка . И доскакалась, з амкнув «плюсовую» клемму аккумулятора на «массу» из-за того , что на нем не былокрышки . От искры загорелись масло, п росочившееся из картерамеханизма , ветошь, п роводка . Слава Богу, что на сей раз вбагажнике не было канистры с бензином, которую я обычно вожу с собой. Но на этоммои неприятности не закончились.' Почти удомавдругзакли нило рулевое управление. Как я взбесился, к огда увидел, что та жемонтиров ка подлезла под вал рулевой колонки , с которого был снят защитный кожух , и заклинила его ! В сердцах язашвыр нул ее так, что потом искал долго , но тщетно. В тот день, как позже выяснилось, я лишился аккумулятора — он ведь не переносит короткихзамыканий : к оробят ся пластины и осыпается активная масса. К рометого , б ыло две реальных угро зы лишиться машины . Пусть мои несчастья послужат урокомводителям « з апорож цев». 12345 6ш25 гоРис. 1. Схема электромагнитного реле с нормально разомкнутыми (HP) контактами: 1 — контакты; 2 — ограничитель; 3 — якорь; 4 — сердечник; 5 — обмотка; 6 — пружина; К — выводы управляющей обмотки; Б иС — клеммы для подсоединения управляемой цепи.самостоятельном изготовлении какихлибо дополнительных электросистем в автомобиле. В озьмем реле (рис. 1) с нормально разомкнутыми контактами (то есть при отсутствии тока вобмотке контакты ре ле разомкнуты ) . При прохождении через обмотку реле тока возникающее при этом магнитное поле притягивает якорь к сердечнику, преодолевая сопротивление возвратной пружины , и контакты реле замыкаются. При отключенииобмотки якорь отходит от сердечника под дей ствием возвратной пружиныи контакты размыкаются. Следует отметить, что реле типа PC и более современные малогабаритные реле 111.3747...113.3747 различаются не только внешне, но икомпоновкой внутренних элементов, а также параметрами обмоткии номинальным коммутируемымтоком . Учитывая, что выпуск реле типа PC постепенно сокращается иодновре менно увеличивается производство реле нового поколения,,а также то, что вприн ципе малогабаритные реле фактически способны заменить везде реле типа PC, р ассмотрим варианты их взаимозаме няемости. Все реле можно условно разделить на два варианта исполнения, к оторые для краткости условно назовем Аи Б. Первый представлен на рис. 2, где приведена такжемаркировка выводов реле, соответствующая общепринятым ( м ежду народным) о бозначениям электрических зажимов ( к лемм ) системы электрообо рудования автомобилей. Вариант Б отличается внешне от А наличием кронштей на (лапки) крепления к кузову автомо биля. Реле варианта Бмогут быть соеди нены сэлектрооборудованием машины как спомощью специального разъема, так и отдельными плоскими штекерамишириной 6,3 мм (серии 6,3). Реле же варианта А обычно вставляют в гнезда разъема, непосредственно выполненного в электроавтоприборе, например, в блоке Автомобильные электромагнитные релеРис. 2. Реле нового поколения — внешний вид и электрическая схема.. ill.Ареле и предохранителей (так называемый «черный ящик») в автомобилях по следнего поколения. Важно отметить следующее ( с м . табл.). Те реле, к оторые не содержатпереклю чающей группы контактов, и меют на один вывод меньше, чем реле сгруппой П, то есть четыре вывода вместо пяти. Так, реле сгруппой НЗ не имеют вывода 87, а реле сгруппой HP — вывода 88. Поэтом у , если они нужны по штатной схеме, то замена, разумеется, н евозможна . Напротив, если в штатном варианте использовано реле сгруппой П, но вывод 88 (или 87) не задействован, то данное ре ле вполне можно заменить на реле сгруп пой HP (или НЗ). Наконец, реле скон тактной группойП (типа 111.3747). О но наиболее универсально и способно заменить практически любое вышедшее из строя реле, к роме PC 702 — специального назначения. О днако , при определен н ом навыке, путем регулировкижест кости возвратной пружиныи подгибания ограничителя можно «вписать» характеристики малогабаритного реле в требуемые пределы напряжения срабатывания и отпускания. В тех случаях, когда реле с контактной группойП нев озможно установить (например, в корпус монтажного блока взамен вышедшего из строя реле сгруппой HP), «ненужный» вывод при необходимости просто акку ратно откусывают, разумеется, не повредив при этом крепящей его заклепки . Реле варианта А — 1 11 . 3 747 , 111.374710, 113.3747-10 — полностью взаимозам еняемыс соответствующими реле варианта Б — 112.3747, 112.3747-10, 113.3747. При этом вариант Б заменяет вариант А обычно без каких-либо проблем , разве что в отдельных случаях придется удалить (откусить) лапку крепления. Обратная же замена более трудоемка , так как для нее требуется приделать лапку крепления. Проще всего втаком случае снять с нового реле корпуси заменить его старым (от вышедшего из строя).К1.1А втомобильные реле достаточно над ежны , но со временеми они изнашиваются. Для замены, о днако , не всегда удается приобрести такое же . И тогда возникает вопрос, м ожно ли одно заме нить другим . В ряде случаев это возм ожно , как указано в приведенной здесь таблице. А чтобы решить вопрос одру гих, полезно, к роме параметров реле, знать его устройство. Это нужнои приМодельТип контактовРежим работыПрисоединительные выводы Кол-во ИсполнениеНоминальный ток нагрузки, АНапряжение, В срабатывания отпусканияПрименение на выпускаемых автомобиляхДопускаемая заменаПредприятие-изготовительPC 502HP*Кратковременный4Под винт256...Э2...4Включение тягового реле стартера то же Включение звуковых сигналов Различные потребителиPC 534 PC 528HP HPто же то же4 3штекеры Штекеры25 206...У 72...А* +PC 523HPПродолжительный4Под винт158...106111.3747. 113.3747-10 с переделкой выводных клемм проводов 111.3747. 113.3747 10 111.3747, 113.3747-10 с введением дополнит. провода 111.3747, 113.3747-10 с переделкой выводных клемм проводовПЗА ПЗА КЗАМЭПЗАPC 527 PC 702 PC 525HP H3** H3то же4Штекеры14.9...5,70.2...1.5то же4Под винт58...106Включение контр, лампы разряда АКБ Различные потребители то же то же то жеКЗАМЭ 111.3747. 113.3747-10 с переделкой выводных клемм проводов 111.3747 111.3747 112.3747 с добавлением лапки крепления 111.3747 111.3747, 113.3747-10 111.3747. 111.3747-10 ПсковскийПЗА ПЗА ПЗА ПЗА ПЗА ПЗА ПЗА завод113.3747-10 111.3747 10 111.3747HP H3 П***то же то же то же4 45Штекеры вар. Б Штекеры вар. Б Штекеры вар. Б30 20 30/20< 8 i8 « 81.5...5.5 1.5...5.5 1,5...5,5112.3747 113.3747 112.3747-10П HP H3то же то же то же5 44Штекеры вар. А Штекеры вар. А Штекеры вар. А30/20 30 20« 8 < 8 < 81,5...5,5 1.5...5.5 1.5...5.5то же то же то жеСопротивление обмотки — 85,5 + 8.5 Ом. индуктивность > 0,11 Гн. номинальный ток через HP — 30 А, через НЗ - 20 А. — * — нормально разомкнутые; ** — Нормально-замкнутые; *** — переключающиеся; **** — не нормируется; ПЗА автоэлектроаппаратуры: КЗАМЭ — Калужский завод автомотозлектрооборудования.ЗА РУЛЕМ6/9447