МЕЛИТОПОЛЬСКОЕ СЕМЕЙСТВОСегодня можно смело сказать: ключ к успеху «Таврии» на рынках дальнего зарубежья находится на Мелитопольском моторном заводе. Здесь разрабатывают гамму двигателей с рабочим объемом от 900 до 1400 «кубиков». Три варианта кузова (трех-, четырехи пятидверный) да пять двигателей семейства дадут зарубежному потребителю выбор из пятнадцати сочетаний. необходимость нового строительства: ведь наличных производственных площад ей недостаточно даже для МеМЗ - 2 45 . В перспективе сможем изготовлять на них не более 200 000 двигателей в год. — А лександр Григорьевич, давайте вернемся в сегодняшний день. М еМЗ 246 с системой одноточечного впрыска — это ведь уже реальность? — Д а . М ы заканчиваем подготовку производства ив 1994 году начнем серийный выпуск. Этим двигателем станем комплектовать автомобили, продаваем ыев страны ЕС. Н апример , в Герм ании десятки желающих стать дилерам и « А втоЗАЗа » , но им необходимы машины свпрыском топлива и каталитическим нейтрализатором. тывать даже на обычный карбюратор типа «Солекс»? — К сожалению , нет уверенности, что ДААЗ — Д имитровградский автоагрегатный завод — будет и далее поставлять нам эти карбюраторы : возникли трудности с оплатой. Поэтому мы сегодня работаемсАО «Пекар» — это бывший Ленинградский карбюраторно-арматурный завод. Здесь модернизировалипри м енительнок нашему двигателю свой двухкамерный К-126, применявшийся на «москвичах» и ГАЗ-24. — Как замена карбюратора отразится на расходе горючего? — Если изготовление будет добро качественным, то никак. М ы поставили «Пекару» условие, чтобы К-126 не уступал по качеству «даазовскому» «Солексу» и при этом был бы дешевле. — Ну и как, по-вашему, выполнят? — В отношении качества боюсьпрогно зировать, хотя сегодня «Пекар» на подъем еи обещает, что все будет нормально. Устанавливать их карбюраторы на свои двигатели начнем вближайшеевремя . С 1995 года будем получать более сложный вариант К-126ЛМ, и мею щий ряд усовершенствований. В частности, э лектромагнитный клапан, препятствующий появлению калильного зажигания . — Но и «солексы» пока останутся? — К онечно . Они неплохо зарекомен довали себя, так что будем использовать их, п режде всего, для экспортных автомобилей. Подумалось: г раждане стран ЕС, к ото рые соблаговолят купить «Таврию», будут ездить свпрыском ; потребители из стран «третьего мира» — с «солексами», ну а мы — с тем , что «Пекар» пошлет. Что ж , нам не привыкать... — А что скольцами , А лександрГри горьевич? Есть сведения, что Мичуринск отказал вам в поставке? — Д а . На Украине пока никто произ водить их не может — нет нужногооборудования . Получаем кольца из Болгарии. Представьте, обходятся дажеде шевле, чем мичуринские . — Значит, дела скомплектацией не так уж плохи? — Гораздо хужеи серьезнее, что с завода уходят люди . П ричем наиболее квалифицированные, толковые, э нергич ные — к тов малый бизнес, к тов пер екупщики . И осуждать их в условиях жут к ой инфляции я не вправе... По неписаной традиции мне очень хотелось закончить интервью на оптими стической ноте. Но повода для нее, увы, не нашлось. В последние месяцы МеМЗ выполняет план примерно на две трети. Что касается качества, то, по свидетельству заводчан, из двух серийных моторов едва можно собрать один нормальный. Все закономерно : как грустно пошутил кто-то, бытие определяет создание. Электричка, к оторойя возвращался вЗапорожье , три часа плелась сквозь мрак . Энергетический голод заставил отключить «необязательные» фонари. Зао дно , п о - в идимому , о тключилии обязательные. Лишь изредка , обозначая присутствие человеческого разума, проплывали далекие светлячки, которые казались мне огоньками надежды. Л. САПОЖНИКОВ, г. Мелитополь соб. корр. «За рулем»ЗА РУЛЕМ 6/94 23Д а , снова обэкспорте — ради валюты, б езкоторой нереально производить «Тавр ию » д аже для внутреннегорынка . Ведь вкаждой — на пятьсот слишнимдол ларов материалов икомплектующихиз делий, покупаемых «АвтоЗАЗом» за валюту. С этой масштабной темы мнеи следовало по законамжанра начать интервью с главным конструктором "МеМЗа А. Веселовым. Но здешний скверный бен зин неожиданно «просочился» в беседу. — В какой стадии создание гаммы двигателей? — спросил я Веселова. — Есть макетныеи первые опытные образцы . Двигатели стоят на стендах. Но из-за отсутствия нормального бензина не можемпродолжать испытания и доводить процесс сгорания. — А бсурдкакой - т о : нет горючего для доводки перспективных моторов? — У жекоторый месяц. Не испытывать же их на « к омпозициимоторных топлив»! — Ну, хоть расскажите о гамме подробнее. — Начну снеожиданноймодифика ции: двигатель рабочим объемом 900 см3 — трехцилиндровый, 1100 « к убиков » — это всем известный МеМЗ 245 иегомодификации ( п режде всего вариант МеМЗ-246 с системой впрыска). С ледующая ступень — 1250 см ' , он жеМеМЗ - 3 10 . И, наконец, два двигателя по 1400 CMJ : М еМЗ - 3 15иМеМЗ - 3 17 . Последний представляет собой форсиро ванный 16-клапанный вариант «триста пятнадцатого». Прибавка мощности 15—16 %. — Трехцилиндровые двигатели для нас пока еще экзотика . М ногимкажет ся, что единственный аргументв их пользу — «Бог троицу любит»... — Есть два не менее важных аргумента. Во-первых, к ороче силовой агрегат иего легче разместить вмоторном отс еке . Это особенно существенно для автомобилей с поперечным расположен ием двигателя. Во-вторых, в «трешке» часто удается снизить трение по сравнен июс «четверкой» т огожерабочего объема. Почему — вполне понятно: меньше поршней, колец — словом, меньше площадь поверхности трения. В большинстве двигателей семейства камера сгорания — в форме ванны, с вертикальными клапанами. Это позволяет приводить клапан непосредственно от кулачка распредвала, минуя коромысло , и ввести автоматическую компенсацию зазора гидротолкателем. — Что и говорить, выглядит много обещающе. Когда же предполагаете начать производствотакого семейства? — В 1998 году : так записано в государственной программе развития автомобилестроения. Эти сроки учитывают иТак выглядит опытный трехцилиндровый двигатель из мелитопольского семейства |на жаргоне конструкторов — «кролик»). — Кто же разработал эти приборы , использованные на МеМЗ-246? — Ф ранцузское отделение фирмы «Сименс». О но адаптировало своюси стему питания к нашему двигателю, испытало ее с участием мелитопольских специалистов. М ыу себя тоже провели испытания — на стенде ивдорож ных условиях. Ежедневно «Таврия» с этой системой ездила вЗапорожьеи назад, наматывала километры . Результаты хоро ш ие . Были проблемысэлектробензо насосом, связанные сзагрязненностью топлива, и тем не менее расход горю чего снизился по сравнению сМеМЗ 245 примерно на 8 %. — Если бы в «Таврии» без ведо м а владельца заменили карбюратор сис темой впрыска, ощутил бы это хозяин? — Д а . Это особенноощутимо , к огда двигатель холодный — он работает более эластично, нет провалов. Заметно лучше динамика разгона, о собенно на переход ных режимах . — А пуск? — У потребителя сним никаких проблем . А уконструкторов была одна: двигатель пускается быстрее, чем возни кает давление в системе смазки . П риш лось специально сделать задержку пуска. — ' В се это замечательно. Но я слышал, что наш потребитель не может рассчи6*