«OKA»Читатели, которые следят за публикациями о редакционных испытаниях «Оки», знают, что в журнале теперь две таких машины: у «камазовской» появилась «вазовская» подружка. Оба автомобиля исправно несут свою службу, поломки у них происходят редк о , — а потому и заметки в блокнотах накапливаются медленно. И это нас, как водителей, конечно, радует. На спидометре той «Оки», к оторую мы получили на КамАЗе два года назад (взам ен первой, п робежавшей 130 000 км ) , сейчас 90 000 км , из которых 78 000 она прошла с 750-кубовым двигателем («половинкой» от двигателя «девятки» с рабо чим объемом 1500 см ' ) . Если говорить вцеломоб условиях эксплуатации, то они легче не стали: хранение под открытымнебом , непременная езда каждый день. За это время только трижды « О ку » заводили с буксира — когда вМоскве температура упала ниже — 2 5 °С и масло вкартере стало таким густым, что стартер просто не проворачивал коленчатый вал. С хода же двигатель запускался буквально через 30 метров . Кузов вцелом сохранился пока неплохо. О днако , как и на предыдущеймаши не, появились сколы краски на капоте — вероятно, от шприцевания камешкамииз под колес встречных и попутных автомоби лей. По той же причине очень быстро, буквально через полгода, передний ном ерной знак превращается просто вржа вую железку без признаков краски. Ржавчина появилась ивуже известных нам по первой машине местах — по пер иметру уплотнителей передних и задних стекол, куда проникает вода. И тут, на наш взгляд, м ожно дать только один совет: сразу на новой машине под уплотнитель закладывать герметик либо несохн ущуюзамазку . Если этого не сделать, вода, особенно городская , соленая, свое дело сделает непременно . Как и на предыдущей машине, появились трещины вокруг винтов, крепящих дверныезамки , — это явно слабое место. Д ля владельца выход тут один : установить под винты шайбы большого диаметра и аккуратно их обварить, усилив довольно жидкуюторцовую стенку двери. М ожно еще упомянуть ополомкезам ка задней двери , — но это уж вовсе мелочь. В прочем , и ее могло не быть, з акрой мы замокрезиновымколпачком . Если же говорить о неприятностях по-настоящему крупных, то такая случилась только однажды прошлой осенью, когда на спидометре было 73 тысячи километров. Д ело было вечером . Прошел довольно сильный снегопад, и при нулевой температуре на дороге образовался толстый слой вязкой искользкой каши, в которойдаже «Ока», машина на редкость послушная, стала «плавать». Тронувшись с места уоче р едного светофора, я вдруг заметил странность: при добавлении газа «Ока» стремилась уйти вправо, а при торможе нии ее сильно бросало влево. Поразмыслив, пришел к выводу, что причиной такого может быть обрыв однойиз растяжек передней подвески (что вряд ли) либо поломка их крепления . Из опыта езды на «восьмерке» известно, что при разрушениипереднего кронштейна реактивного рычага подвески ехать можно — но с известной осторожностью . В моем случае дело усложнялось состоянием до р оги . Тем не менее, освоившись с новым поведением машины, я потихонечку до брался до стоянки. А на следующий день выяснил, что в своих умозаключенияхвобщем не ошиб ся: разрушилась задняя точка крепления правой растяжки — к ронштейн на под р амнике . Подварить его спомощью умельцев удалось довольно легко . Но при этом положениерастяжки изменилось, а с ним — и угол наклона поворотного кулака. Машина стала хуже держать дорогу , р езко увеличился износ шины. К этому времени стало ясно, что и сцепление вот-вот «кончится». Значит, пора ехать на завод. Там заменили сцепление иподрамник , отрегулировали геометрию подвески и развал колес. И машина снова пошла «как по рельсам». Кстати, на новомподрамникев передней части прямо под поддоном двигателя появилась дополни тельная поперечная стяжка — это сделало конструкцию более жесткой . Заодно стяжка стала в какой-то мере играть и роль защиты поддона. Из бесед с испытателями и специалистами выяснилось, м еждупрочим , что наш случай разрушениякронштейна далек о не единственный, о таких здесь знают. По двигателю замечаний принципиального характера нет. О нпо - п режнему отлично тянет и не дымит, расход топлива остался в старых пределах ( с м . ЗР, 1992, № 11). О сенью отказал датчик электровентилятора, но заменить его — сущий пустяк. С интересным фактом пришлось столкнуться, к огдая ставил на «Оку» о ктанкорректор . Специалисты решили прове рить характеристики распределителя зажигания. И тут выяснилось, что при увеличении частоты вращения коленчатого вала до 5000 об / м ин кривая изменения угла опережения зажигания близка к идеальной. Но, достигнув 23°, угол дальше не увеличивается, остается постоянн ым . Пришлось распиливать пазы центро б ежного регулятора — только после этого на оборотах 6500 угол опережения стал достигать нужной величины — 33°. Сказать, что характер машины заметно изменился, нельзя: д аже при довольно резкойманере езды «раскручивать» двигатель до шести с половиной тысяч приходится не так уж часто. Но когда приходится — эффект, конечно, заметен. Что касается октан - к орректора , то имя пользуюсь редко . О днаков дальних поездках он пару раз выручал, когда «девяносто второго» не было на триста километроввокруги поневоле приходи лось пользоваться «семьдесят шестым». Если добавить в бак к 20 литрам АИ-92 10 литров А-76, детонацию можно убрать практически полностью; если сме шивать 1:1, она заметна при попыткерезко разогнаться на высшей передаче. Эксперимента ради попробовали на чист ом А-76 — ехать можно , но оченьочень мягко работая педалью. А это уже не езда. На этом мы хотели поставить точку, но непредвиденное событие заставило вернуться к теме редакционных испытаний. К нам заглянул гость из ближне го зарубежья и оставил на память нес колько экземпляров латвийской «Автомобильной недели», выходящей и на русс ком языке. В одном из ее номеров нашли статью «Ока» — бестселлер социализма» на целую газетную полосу. Материал прочли однимдухом . Там было все: и впечатления от автомобиля, и технические характеристики, и рекоменда ции по ремонту, и описание самых каверзных поломок... А бсолютноскаждым словом этой статьи мы были согласны и под каждым готовы поставить свою подпись. Да и как могло быть иначе, если все это было состряпано из наших «зарулевских» публикаций. У человека, п одпи савшегося под статьей, хватило ума указать «материал подготовил», но не хватило такта назвать источники, сделать ссылки на издание или автора. А мбиции суверенитета оказались сильнее порядочности. Ну, да Бог сним ! Не смотря ни на что, было приятно еще раз прочи тать собственные строчки . Выходит — мы все-таки работаем не напрасно. Б. Д ЕМЧЕНКООПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ6 За рулем № 6ЗА РУЛЕМ 6/94 21