Начало на стр. 50ливость в «незаконных» направлениях? При действии малых сил ( н апример , во время ездыс невысокой скоростью по отличной дороге ) они держат рычаги 8нормальномположении , так что углы установки колес вполне приемлемые . Но вот вы затормозили : сопротивление качению сильно возросло , рычаги отклони -этим объясняется появление поперечной «пилы» на шинах, как правило, у лихого «гонщика», не следящего за состоянием шарниров . Ф ормально углы внорме , на ходу же они, как говорится, гуляют сами по себе. Последствия этой неисправности могут быть различными . Стало, н апример , уводить машину при торможении . Естественно, владелец прежде всего грешит на тормоза . М ежду тем такой увод бывает Рис. 1. Характер нагружения резиновой втулки при повороте рычага вокруг оси: 1 — наружная втулка; 2 — резиновая втулка; 3 — внутренняя втулка; 4 — ось; 5 — рычаг. Рис. 2. Влияние износа резиновой втулки на положение рычага: 1 — ось нижнего рычага; 2 — айка; 3 и8 — шайбы; — резиновая втулка; — внутренняя втулка; — наружная втулка; — рычаг; 8 — нижняя шаровая опора (на правом рисунке).первых же обоснованных сомнениях в их исправности. О ни все-таки куда дешевле шин, к оторые ваш автомобиль, если подвеска не впорядке , буквально пожирает . Специалистам давно известно, что качение колеса с проскальзыванием, н апример , п риневерномсхождении , губительно для протектора . По сравнению с ним последствия отклонения угла развала покажутсямизерными . Иной беспечный автомобилист делал шины лысыми за какой-нибудь месяц! О дновременно при таких дефектах растет иобщее сопротивление качению авт омобиля , вызывая ухудшениеего динамических показателей, повышение расхода бензина. В общем — есть повод для беспокойства.КОГДА«ТАНЦУЕТ»ЗАДНИЙМОСТлись назад, о дновременно закручиваясь вокруг оси колеса, и углы схождения , развала и наклона поворотных кулаков «ушли» (рис. 2). Очень часто именно АJr^il12вызван как раз плохим состоянием сайлент-блоков: при торможении рычаги с одной стороны отклоняются назад сильнее, уводя машину всторону . При сильном (а значит, н едопустимом ) износе сайлент-блока его резиновая втулка по какой-то кромке истирается настолько, что металлические втулки входят всоприкосновение . Верный признак этого — стуки при проездетрещининеко торых других характерных неровностей покрытия , стуки при остановке и при троганье. Тут необходим срочный ремонт . Вообще шарниры следует менять приТеперь обратимся к задней подвеске , к оторой обычно уделяютминимум внимания. Она влияет на устойчивость автомобиля ничуть не меньше , если не больше передней. Задний мост в «жугулях» соединен скузовом пятью штангами. Четыре продольные и одна поперечная образуют направляющий механизм , к ото рый обеспечивает вертикальное переме щение моста по определеннойтраекто рии. Нетрудно представить, что происходит, если в шарнирных сочленениях штанг скузовом или мостом появились заметные люфты , п ричем не одинаковые . Д опустим (рис. 3), справа шарнирыхуже , ч ем слева: тогда при разгонемашины мост будет поворачиваться против часовой стрелки (на виде сверху), машину жепо тянет вправо. При торможении , наоборот, ваше авто устремится влево. Грамотный читатель вправе заметить, что на деле многое зависит и от других факторов : как изношен тог или иной шарнир, в какую сторону мост смещается легче и так далее. Но это уже детали. Важно понять первопричину неисправности. Она, кстати, влияет и на детали карданного вала, и на редуктор заднего моста. У скоренный износ каких-то элементов здесь неизбежен , так как при разгоне иторможении балка как одно целое заметно поворачивается вокруг своей оси, приводя кповышенным углам «излома» сочленений валов. Так проявляются люфтыв продольных штангах. Поперечная же предназначена обеспечивать симметричноерасположе ние моста относительно средней плоскости кузова. Л юфтыв ее соединениях позволяют заднему мосту смещаться вправо или влево, нарушая баланс сил реакции и веса, что вы ощутите как неожи данно возникающую «тягу» машины в сторону. Стало быть, и здесь люфтынедо пустимы. Пока автомобиль новый, их и нет. Резиновые втулки запрессованы в наконечники штанг сбольшим натягом, поэтом у сказанное о сайлент-блоках справедливо и для штанг. «Преднатяг» резиновых втулок между стальными таков, что они обладают необходимой податливостью, в основном , при работе на скручивание (в самой резине — д еформации сдвига, рис. 3). Податливость же резины на растяжение-сжатие ( п ерпендикулярно оси втулок) настолько мала, что дажемакси мальные силы, д ействующие на шарниры при каких-либо режимах движения автомобиля, не способны сместить мост в нештатное положение . Ситуация может существенно3A РУЛЕМ 6/94Рис. 3. Смещение заднего моста при износе резиновой втулки: 1 — штанга; 2 — резиновая втулка.изме53 ©0240 20i*0 24^Q)ыд обратьсякзакисшей втулке и болту но ж овкой и, проявив гигантскоетрудолюбие , перепилить в двух местах стальной стерженьобщей « т олщиной » 18 милли метров! Если штангу вы сняли безпроблем , это, о днако , не исключает их в дальнейш ем . Н апример , п опробуйте - к а купить фирменныерезиновые втулки, если по д обные сейчас производят все, к ому не лень, и из чего угодно ! Поставите на место , все сделаете, как вкнижке , «по науке», а черезнесколькоднейобнаружите , что мост опять болтается. Заехав на эстакаду, увидите, что ре з инкипопросту полопались. Халтура — здесь самое слабое слово. Разобрав штангу, вы увидите, наскольк оизношены стальные втулки. Д иаметр внутренней может оказаться на полтора два миллиметраменьшеисходного , отверстие внаружной — н аоборот , с уще ственно больше . Ясно, новая резинкауже из-за этогобудет сидеть слабо — с малымнатягом или вообщебез него. РУЛЕВЫЕ ТЯГИ И ШАРОВЫЕ ОПОРЫ: ЧТО МОЖНО РЕМОНТИРОВАТЬ Износ узлов и деталей рулевогоуп равления тожеможетотрицательнопо влиять на устойчивость автомобиля. В спомним : углы схожденияпереднихко лес устанавливают регулировкой длины рулевых тяг. Значит, ч ембольшесуммар ный люфтв правой или левой ветвях рулевогопривода , т ембольшеу соответс твующего колеса возможностей «гулять». В некоторых случаях ( о бычно на хоро шей, р овнойдороге ) это вызывает уводмашиныводнусторону , в других (чаще — на неровностях) — способствует рысканью автомобиля. Наиболее заметныелюфтыобычновозникают вследствие износа шарнирных соединений тяг, к оторые либо заменяют новыми, либо ремонтируют, заменяя шаровые пальцы и вкладыши. Ремонт штатных «жигулевских» тяг не преду с мотрен . О днакожизнь заставила авт омобилистов делать и это (рис. 4). О быч но с этой целью удаляют нижнюю заг лушку ( п редварительно высверливая ее по окружностиоколо завальцовки), а вместо нее после замены вкладышей и пальца ставят самодельную 2. В канавку, о стающуюсяв корпусе после удаления старой заглушки , вводят стандартное стопорное кольцо 1 наружным диаметром 36 мм . Д лягерметизацииуз ла стыки этих деталей замазывают шпатлевкой (например, автомобильной двухкомпонентной ) , з амазкой , пластилин оми т. п. Износ этогоиподобных узлов резкоускоряется при попадании в них грязи , п оэтому такая вродебы пустяковая деталь, как резиновый защитный чехол 4, здесь едва ли не главная. В рулевом управлении « ж игулей » д о вольно слабым местом оказались втулки маятникового рычага. К огда вследствие их износа появляется недопустимобольшой радиальный люфт рычага (превышающий 0,5 мм ) , втулки нужнозаменятьно выми. Одновременно проверяют состояние уплотняющихрезиновыхколец : старые — растрескавшиеся, слабые — не го дятся. Шаровые опоры, учитывая их функции , м ожнотоже отнести кэлементамру левого управления, п оскольку относительно центров верхней инижнейопор как раз и поворачивается колесо . При этом верхняя опора работает, в основном ,280 33Рис. 4. Ремонтный вариант шарнира: 1 — стопорное кольцо; 2 — самодельная заглушка; 3 — наконечник тяги; 4 — защитный чехол. ниться кхудшему , к огда машина прожила десяток лет, а ее пробег давно превысил сотню тысяч километров . Заехав однажды на эстакаду, и нойхозяинбрезгливоберет ся двумя пальцами за грязную штангу: нет ли люфтов . Не находит — и рад - р адеше н ек ! Д ругой автолюбитель считает, что мо ж етрукой воздействовать на машину так, к акнеровностидороги или, с кажем , вся «моща» двигателя. Тот, к топонимает , воздействует на шарнирчерезподходя щ ий рычаг, н апримермонтажную лопатку. Тогда уж , н агрузившарнир посильнее, делает заключение о его состоянии. К сожалению , и этот способ не позволяет как следует определить состояние шарни ра. В результате мост будет своевольничать, раскачивая машину , а хозяин — гадать опричине . К онечно , увидев, что шарнир неисправен, автолюбитель тут же приступает к делу — благо заменить резинкив разъемных блоках обычно не составляет большого труда. Сначала из шарнира выбивают (а то илегко вынимают) в нутреннюю стальную втулку, з атемпод девают крепкойотверткойстаруюре з инкуиизвлекают из корпуса . Н овуюрезиновую втулку, а затемвнутреннюю стальную удобно запрессовывать вболь ших тисках или спомощьюдлинного болта сгайкойинабором шайб-проставок. Н есложно , да? Но мы не говорилиотом , что сначала-то штангу надо снять! Вот тут подстерегают неприятные сюрпризы . Болт, п роходящий внутри шарнира, иногда так приржавеетк втулке, что вынуть его , а значит, р азобрать этот узел на машине никак не удается. Кто-то в отчаянии вооружаетсягорелкой или паяльной лам пой и, р искуя сжечь машину , греет этот узел докрасна — о бычнопомогает . В нек оторых местах худо - б едно удается по к ак направляющая, тогда как нижняя ещеивоспринимает ту часть веса маши ны, которая приходится на колесо. По этой причине износ верхней легкоопределяется на ходу — она можетоткро венно стучать, с кажем , при езде по ухабистой дороге . Л егко ее ипрощупать пальцами, покачивая колесо. Нижняя опорадаже при большомизносеможет создавать иллюзию благополучия, так как ее взаимноистирающиеся детали сжаты силой веса. П роверять ее лучше всего « п о - к нижному » , то есть по величине фактического, измеренного инструментами износа. Д ляэтогочерезрезьбовое отверстие внизу опорыглубиномером штангенциркуля определяют, насколько шар переместился вверх; величина более 0,5 мм не допускается . ( Ф актическиизмеряют расстояние от донышкашарни ра до шара, о но не должнопревы шать 11,8 мм . ) Так как нижняяопора — и сключитель но ответственный узел автомобиля , н еко т орыеспособы ее «ремонта» вызывают у опытных автомобилистов законныесо м нения . К то - т о такие опоры разбирает, подкладывает некую дополнительную прокладку , у страняющуюлюфт , и считает ее вновь боеспособной . Это чревато опаснымипоследствиями : истончившийся корпус возле отверстия для пальца может быть поврежден усталостными трещина м и , а от них досерьезной аварии — один шаг. П оэтому нижние шаровые опоры , как бы красиво их ни ремонти ровали наши деловые люди, лучше повторно не применять . В продажеиногдаможно встретить специально разработанные , поначалу для спортивных целей, усиленные нижние опоры . О тзывыо них пока самые благоприятные. К роме того, выпускаются опорысграфитосодержащими вкладышам и , более износостойкиеинадежные , ч ем штатные (ЗР, 1993, № 6). Верхние опорывобщем - т оможнопо купать даже после их ремонтаукоопе р аторов . Но и тут они могутподложитьсвинью . М ногиепочему - т о считают, что хорошаяопора — это тугая опора , к огда палец вручную не сдвинешь. Поставив такую , вы услышите страшныйскрип , к оторый не удастся устранить смазкой — она попросту не может проникнуть между деталями. Бывает, о дновременно ухудшается и устойчивость машины . Отчего? В спомним , что устойчивый автомобильдолженпра вильно итонко реагировать на измене ния внешних сил — будь это иной наклон дорожного полотна или порыв ветра. М ыужеговорилио влиянии шин на устойчивость — теперь жевспомнимо том, что не меньшую роль здесь играет геометрияпереднейподвески : длины рычагов, углы их качания, углы установки передних колес. Если подвеска исправна, в частности, если ничто не меша ет ее механикеработать , — автомобиль сам, б ез вашего вмешательства, т очноотреагирует на самое незначительное из м енениебоковой силы, оставаясь устой ч ивым . Но представьте, что управление стало очень тугим : п одвеска на малые изменениябоковой силы вообще не реаги рует, п ридальнейшем их увеличении срабатывает... с качком ! Между тем боковая сила плавно уменьшается — м еханика опять не реаг ирует , п ока не произойдетскачоквоб р атном направлении. Вот машина иер зает из сторонывсторону . П онятно , такая езда — не радость.54ЗА РУЛЕМ6/94