58
59
Раллисты - участники чемпионата мира практически не знают межсезонья. Десятиэтапный марафон начинается в январе и финиширует в конце ноября, а дистанция его проходит по дорогам Европы и Америки, Австралии и Африки. Не удивительно, что на старт этих состязаний отваживаются выйти только самые солидные фирмы — "Тойота" и "Форд", "Дженерал моторе" и "Мицубиси..." Это произошло на одном из перекрестков шоссе неподалеку от французского города Лилля. "Oeppapn-F40" столкнулся лоб в лоб с "Ситроеном-ZX". Авария, в которой оба водителя остались живы, могла бы остаться банальным дорожным происшествием, но провидению было угодно, чтобы в 10 часов 50 минут апрельским утром пересеклись пути двух раллистов: одного из главных претендентов на титул чемпиона мира Франсуа Делекура и Бернара Безансона, который прокатывал трассу перед этапом первенства Франции. Судьба оказалась менее благосклонной к титулованному спортсмену — победителю ралли "Монте-Карло" этого года. Кроме повреждений лица, Делекур получил перелом правой лодыжки и серьезный вывих левой. Надо ли говорить, что такие травмы ног для автогонщика все равно, что для пианиста перелом кисти. Даже если кости срастутся как надо, никто не сможетпоручиться , ч то ' н оге Франсуа вернется былая чувствительность и проворность.В любом случае французу, как это ни печально, придется отложить свои притязания на мировую корону как минимум до следующего сезона. Видно так уж устроен человек, что в подобных ситуациях он пытается, как говорится, задним числом найти причину происшествия в злом роке, рассуждает о том, что, дескать, задержись я на бензоколонке на лишнюю минуту, и аварии могло бы и не быть. У Делекура для таких горестных размышлений был весьма существенный повод. После окончания "Португальского ралли", где француз, безоговорочный лидер, сошел с трассы, он, словно предчувствуябудущее, горячо умолял хозяев своей команды отправить его в Кению на "Сафари". Между тем "Форд" вовсе не планировал там свое участие. — Я, разумеется, понимаю, что для победы в Африке нужен специальный автомобиль, — говорил удрученный неудачей Франсуа. — Но яи на обычной машине, проехав потихонечку, пристроюсь третьим следом за Канккуненом и Ориолем на "тойотах". Иначе Юха оторвется так далеко в Похоже, Франсуа Делекур продолжит печальную традицию последних четырех лет, когда победителю ралли "Монте-Карло" не удавалось выиграть чемпионат мира.RP^^^i %J**^ ^ k . °#«6Й^Я•'^^•аЭ/зМш: jICDOPT58 ЗА РУЛЕМ 7/94\Jf; 1Ьч£1•L«b'••% ,"s/3» ' "Я не Ален Прост, сдавшийся после четырех высших титулов. Я буду продолжать", - сказал после окончания минувшего сезона чемпион мира финн Юха Канккунен.Кении было первым и последним в нынешнем мировом первенстве. Ситуация необычная, скажем, для формулы 1, в ралли — дело привычное. Сплошь и рядом тут появляются в составах команд калифы на час, чаще всего из числа местных гонщиков. И дело не только в том, что они лучше знают свои дороги. Успех за рулем той или иной марки машины может подхлестнуть интерес к ней на местном рынке, а это, как правило, не остается незамеченным. Ничего не попишешь, спорт и коммерция в ралли связаны друг с другом куда сильнее, чем в других видах спорта. Ведь здесь гонщики выступают на автомобилях, что называется, выросших из серийных. Между прочим, именно из-за чисто коммерческих причин впервые за все время проведения чемпионатов мира онобщем зачете чемпионата, что его уже невозможно будет догнать. Между тем, Франсуа, как опытный раллист, разумеется, понимал, что просьба его просто технически не может быть исполнена. Бюджет команды давно утвержден, а даже для участия одной машины "Форду" пришлось бы перебросить на другой континент, кроме "боевого", еще и тренировочный автомобиль, сервисные бригады, вертолет и уйму запасных частей. Да и времени до старта оставалось всего ничего. Похоже, Делекур подсознательно пытался убежать от судьбы. Ведь вместо Кении ему суждено было отправиться погостить к приятелю, где однажды в недобрый час сел он за руль его желтого "Феррари". Увы, теперь после того, как Франсуа сошел в Португалии, отсутствовал на "Сафари" и попал в злополучную аварию, победа в Монте-Карло на первом этапе чемпионата мира практически ничего не значит. Место француза за рулем одного из двух фирменных "эскортов" занял итальянец Джанфранко Кунико. Однако, если даже учесть победу последнего в прошлогоднем ралли "Сан-Ремо", замену эту вряд ли можно назвать полноценной. Стало быть, шансы "Тойоты" на итоговый успех в чемпионате мира среди марок серьезно возросли, а ее гонщики Юха Канккунен и Дидье Ориоль лишились грозного конкурента в борьбе за личное первенство. Не берусь предсказать окончательный исход многомесячного раллийного марафона, где различные случайности весьма существенный фактор, однако в одном уверен: если победу в пятый раз одержит Канккунен, мы обязательно услышим разговоры о неудачнике Делекуре и счастливчике Канккунене. Удивительно, но за четырехкратным чемпионом мира утвердилась прочная репутация баловня судьбы. Как будто можно выиграть более двадцати этапов мирового первенства лишь за счет одного везения. Причем таким пристрастным отношением к финну грешат не одни журналисты. На прошлогоднем RAC-ралли Юха напоролся на торчащий посреди дороги пень, его "Тойота" даже вылетела с трассы, но при этом осталась невредимой. А финн закончил гонку победителем. Тогда раздосадованный вторым местом Кеннет Эрикссон в сердцах заметил: "Видимо, третьим в экипаже с Юхой едет сам Бог". Любопытно, но складывается впечатление, что среди раллистов сплошь одни горемыки и только один Канккунен возитКарлос Сайнс (слева), без сомнения, сожалеет о том, что в прошлом году поменялся командами с Дидье Ориолем (справа), перейдя из "Тойоты" на "Лянчу". "Итальянка" не принесла ему лавров. Теперь испанец в поисках спортивного счастья подался в "Субару".В нынешнем сезоне в рамках чемпионата мира впервые разыгрывается Кубок для автомобилей так называемой формулы 2 - машин с приводом только на переднюю ось. Неплохой шанс отличиться для нашей "Лады". с собой в багажнике жар-птицу удачи. Впрочем, это, наверное, удел всех великих чемпионов, умудряющихся долгие годы удерживаться на вершине. И вряд ли кто вспомнит в конце сезона о том, что Канккунен вынужден был сойти с дистанции "Сафари", упустив в отсутствие конкурентов из "Форда" и "Субару", казалось бы, верные 20 очков за победу. О чем, помните, так сокрушался Делекур. Кстати, ралли в Кении подарили сенсацию — выиграл их местный гонщик Йан Данкан на "Тойоте", воспользовавшись неполадками в машине Ориоля. Интересно, что кенийцы последний раз праздновали победу дома в 1982 году, когда на верхнюю ступень пьедестала почета взошел знаменитый Шехтар Мехта. Однако можно быть уверенным, успех Данкана никак не повлияет на исход борьбы в чемпионате. Его выступление в проходит без участия итальянских фирм. Долгие годы царившая тут "Лянча" покинула раллийную арену — руководство компании посчитало нецелесообразным тратить деньги на рекламу, мягко говоря, не новой модели "Дельта-интеграле". Кое-кто считает, что чемпионат мира по ралли без "Лянчи" все равно что формула 1 без "Феррари". Впрочем, теперь мы знаем, что итальянская машина все же вмешалась в ход первенства. Правда, не "Лянча", а желтая "Феррари" приятеля Франсуа Делекура. С. НЕЧАЮК, журнал "Автомотоспорт" — специально для "За рулем"ЗА РУЛЕМ 7/9459